Иногда оно может противоречить даже инстинкту самосохранения (например, самосожжение ради идеи).
А вот например дельфины или киты выбрасываются массово на берег. Тоже никто не знает почему - (притом, даже когда их оттаскивали к морю, они всё равно опять выбрасывались) - так что может идейное
Есть также идейные убийства ради развлечения у касаток - когда убивают не ради еды, а по приколу.
Если попытаться перенести это на буддийскую почву, то, мне кажется, то, что совершается безвольно, инстинктивно, не приносит большой каммы, что положительной, что отрицательной. Только при наличии волевого участия, когда не рефлекторное действие, можно накапливать камму.
Скорее, наоборот. Инстинктивные действия - это действия, совершённые с большим количеством омрачений. Например, мясник не задумывается ни на миг перед тем как убить животное (смотрел документальные кадры из французской скотобойни, где всё это дело на поток поставлено). Но камма созревает та, которая ведёт в ад. С животными точно также.
Вообще, сильное невежество не подразумевает какой бы то ни было саморефлексии и т.д. Т.е. всё делается именно что на автомате. Но камма слабее от этого не становится. Намеренное действие, которое копит камму, не подразумевает того, что кто-то должен задуматься, засомневаться и так далее. Это вовсе не обязательно - всё может происходить в сотые доли секунды - и оно будет очень даже каммически активным и намеренным. А вот когда человек мешкает, долго принимая решение - то это, скорей всего, показывает процесс борьбы разных волевых намерений, обусловленных омрачениями и не-омрачениями (или ещё чем бы то ни было) - в итоге нужно некоторое время, чтобы одно из них стало сильнее другого. Животные, кстати, тоже долго могут сомневаться перед совершением некоего действия. Зависит от ситуации.