Агха мула сутта: Корень мучения
СН 22.31
В Саваттхи. «Монахи, я научу вас мучению и корню мучения. Слушайте.
И что такое, монахи, мучение? Форма – это мучение. Чувство – это мучение. Восприятие – это мучение. Формации [ума] – это мучение. Сознание – это мучение. Это называется мучением.
И что такое, монахи, корень мучения? Эта самая жажда, что ведёт к новому существованию, сопровождаемая наслаждением и страстью, ищущая наслаждения тут и там, то есть, жажда к чувственным удовольствиям, жажда к существованию, жажда к несуществованию. Это называется корнем мучения».
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_31-agha-mula-sutta-sv.htmqwerty писал(а):Ум не кхандха.
чувство, восприятие, формации ума, сознание - кхандхи, относящиеся к нама, сфере ума.
от всех них надлежит освободиться.
еще насчет прекращения сознания:
И что такое сознание? Есть шесть видов сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума. Это называется сознанием. С возникновением имени-и-формы происходит возникновение сознания. С прекращением имени-и-формы происходит
прекращение сознания. И именно этот самый Благородный Восьмеричный Путь
является путём практики, ведущим к прекращению сознания… Тот факт, что в зависимости от сознания появляются удовольствие и счастье – является привлекательностью сознания. Тот факт, что сознание непостоянно, неудовлетворительно, подвержено изменению – является изъяном сознания.
Ослабление желания и страсти к сознанию, оставление желания и страсти к сознанию – является избавлением от сознания.Любые жрецы и отшельники, напрямую зная сознание таким образом, напрямую зная возникновение сознания таким образом, напрямую зная прекращение сознания таким образом, напрямую зная путь практики,
ведущий к прекращению сознания таким образом, напрямую зная привлекательность сознания таким образом, напрямую зная изъян сознания таким образом, напрямую зная
избавление от сознания таким образом, практикуют ради устранения очарованности, бесстрастия, прекращения по отношению к сознанию, и они практикуют правильно. Те, кто практикуют правильно – прочно утверждены в этой Дхамме и Винае. И любые жрецы и отшельники, которые напрямую знают сознание таким образом… возникновение… прекращение… путь… привлекательность… изъян…
избавление от сознания таким образом – благодаря устранению очарованности, бесстрастию, прекращению, отсутствию цепляния по отношению к сознанию – освобождены, хорошо освобождены. А хорошо освобождённые являются полностью совершенными.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 22_57-sattatthana-sutta-sv.htm