Ага, спасибо, что напомнили. Когда-то очень давно читал об этом, но сейчас уже забыл.
Очень, очень интересная тема, кстати говоря.
Для начала замечу, что определённые параллели, разумеется, есть. То есть действительно, сравнивать это тибетское наставление с наставлениями, например, в тхеравадинской Висуддхимагге или наставлениями (авторскими) современных учителей, то много что совпадёт. Если кратко - и там и там говорится по сути о простых вещах: по мере медитации ум должен становиться спокойнее, чище, осознаннее. Искусственное разделение на этапы, однако,
высосано из пальца, потому что в реальной практике нет таких строго последовательных и однозначных этапов. Всё гораздо сложнее.
Но вот,
возвращаясь к самой картинке, тут всё куда интереснее, а именно - вопрос откуда у тибетцев взялась эта картинка, т.е. кто в реальности был её автором. Смею предположить, что картинка изначально имела другой смысл - т.е. не тот "классический тибетский", и, возможно, была нарисована в Индии первоначально, а не в Тибете. И восходит к раннему буддизму, а не к тибетскому.
Дело в том, что в Мадджхима Никае 125 Будда описывает процесс приручения дикого лесного слона. В те времена это было обычным делом - ловить в лесу слонов и приручать их до такой степени, что они были выносливыми и слушались любой команды, и тогда их можно было использовать как оружие в битве. Эта сутта МН 125 чрезвычайно важная, хотя о ней мало упоминают, к огромному сожалению. Честно сказать, я вообще не помню, чтобы она где-то упоминалась -- в книгах, лекциях, на ретритах, в буклетах, видео или аудио записях и т.д. Вот эта тибетская картинка практически идеально иллюстрирует МН 125, но тибетское описание картинки не совпадает с тем, что говорит Будда в МН 125, хотя кое-какие параллели есть.
Начинается сутта с любопытного диалога, где некий принц беседует с саманерой на предмет "достижения единения ума" (т.е. - джханы, или - самадхи - или - сосредоточения). Саманера ему что-то объясняет на эту тему (этого нет в сутте), а затем принц говорит, что такое достижение нереально, такого не может быть. Тогда саманера идёт к Будде, а Будда говорит, что т.к. принц проживает среди чувственных удовольствий, то естественно, он не может "знать и видеть" такого возвышенного состояния как джхана/самадхи. И далее Будда приводит примеры, в том числе и один весьма подробный - со слоном.
В примере описывается дикий лесной слон, которого ловят, и затем начинают приручать. Притом, вначале ему дают одно задание, потом, когда он его освоит, ему предлагают более сложное задание, затем - когда он освоит и это - ему предлагают ещё более сложное и так далее. В конечном итоге слон становится "достойным царя", т.к. максимально укрощён и натренирован. На картинке это соответствует белому слону, на котором едет монах.
А далее Будда соотносит эти последовательные этапы тренировки/укрощения/приручения слона с практикой буддийского пути. Дело в том, что в буддийском пути тоже есть такие этапы. Вначале нужно освоить один, затем другой, затем третий, и так далее. Конечный этап - полное просветление. Что важно - даже ОЧЕНЬ важно - и на что современные учителя вообще не обращают внимание - так это то, что этапы мало того что последовательны, так ещё и каждый этап нужно освоить в совершенстве, прежде чем двигаться к следующему. У нас же в современном буддизме сплошной хаос в этом плане, и поэтапно никого нигде никогда не учат, в результате никто ничего и не достигает.
Этапы, описанные в сутте, таковы:
1. Слушание Дхаммы (очевидно, сюда же её изучение входит, потому что см. пункт 2)
2. Обретение веры
3. Оставление богатства, имущества, чувственных удовольствий (очевидно, до определённой степени)
4. Пострижение в монахи
5. Практика монашеских нравственных правил (Патимоккха)
6. Охрана дверей чувств
7. Умеренность в еде
8. Бодрствование (отсюда начинается развитие повышенной осознанности - т.е. практика сатипаттханы)
9. Осознанность и бдительность (интенсивное развитие осознанности в повседневности)
10. Практика затворничеств и очищения утончённых помех
11. Интенсивная практика сатипаттханы для устранения остаточных цепляний за домохозяйскую жизнь и привычек на ней основанных
12. Достижение джхан и их развитие.
13. Развитие сверхспособностей, включая продвинутую випассану для достижения арахантства.
Т.е. на эту тибетскую картинку со слоном можно перенести вот эти 13 этапов. Там где слон белый - там ум очищен целиком и максимально укрощён. В самом же начале ум сильно загрязнён и почти не укрощён. Об этом же говорит Будда в конце этой сутты:
Если, Аггивессана, царский слон умирает в старости хорошо укрощённым и прирученным, то он считается старым слоном, который умер укрощённой смертью. Если царский слон умирает в среднем возрасте… Если царский слон умирает в молодом возрасте хорошо укрощённым и прирученным, то он считается молодым слоном, который умер укрощённой смертью. Точно также, Аггивессана, если старший монах.. Если монах среднего срока в монашестве… Если недавно получивший посвящение монах умирает с уничтоженными пятнами [умственных загрязнений], то он считается только что получившим посвящение монахом, который умер укрощённой смертью”.Все эти этапы постепенно очищают ум, и прежде чем конкретно заниматься каким-то одним, нужно быть уверенным в том, что предыдущие хорошо освоены, в противном случае нарушается логическая последовательность поэтапности практики, о которой говорит Будда.
Однако, можно отметить, что если посмотреть на этапы, то видно, что некоторые из них можно практиковать параллельно. Но важный момент в том, что основное внимание нужно уделять именно полному освоению и совершенствованию начальных этапов, даже если совместно с ними практикуются дальнейшие. Так, например, можно формально практиковать сатипаттхану (пункт 8 и дальнейшие) для большей поддержки умения в 6-ом пункте. Ну и так далее, примеров можно ещё много тут разных привести. Самое главное - это понимать, что практиковать 8-12 этапы (особо 10-11), имея слабое развитие предыдущих - это глупость и дилетантство, которое может даже навредить.
Также можно отметить, что множество разных буддийских практик входят в те или иные этапы совершенствования, но не упомянуты отдельно. Щедрость, различные виды памятований, всякие созерцания - всё это практикуется дополнительно для освоения конкретного этапа или для поддержки других этапов.
Ну и напоследок ещё можно отметить, что практика конкретных этапов до момента их полного освоения может занимать много лет или десятилетий, а все этапы целиком подавляющему большинству практикующих удастся освоить за несколько жизней, даже не за одну