Jons писал(а):Карма-вада целиком основывается на религиозной вере. Ее открыли и разработали мудрецы двух ранних упанишад. Буддизмом она была немного переосмыслена. Но данная древнеиндийская теория не предоставляет проверяемых доказательств. Этот вопрос уже неоднократно обсуждали и монах Топпер высказывал позицию Тхеравады. Люди говорящие о якобы некой "доказанности" карма-вады — попросту ничего не смыслят в дхармических религиях, но каким-то образом к ним примазываются.
зачем вы в обсуждение действительных причинно-следственных связей добавляете карма-ваду, неужели не надоела вся та "душевно-загробная" болтовня? Или то нужно, чтоб поболтать, затем повздыхать и что-нибудь исполнить навроде "недоказуемости"? Ну что ж, давайте поболтаем, только с пользой
на этот раз. Т.н. современное научное изучение религий (религиоведение) основывается на деятельности Мирча Элиаде (или Элиаде Мирчи, не знаю, как правильно, румыны поправят, если что). Смысл исследований данного персонажа в научном рассмотрении т.н. вечного возвращения, по-вашему карма-вады. Нельзя приписывать открытие этой абстракции лишь мудрецам ранних упанишад (разработку если только), т.к. подобные мысли приходили на ум прочим мудрецам известным и неизвестным, напр., разработка от Соломона (ВЗ, Кн. Екклезиаста, 7, 9, 10, 11): "Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. <...> Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. <...>" и т.п. Отличие разработки Будды от упанишадской и ветхозаветной в том, что т.н. вечное возвращение пресекается и возврата не происходит, т.к. устраняются его причины.
ЗЫ: и да, помню т.н. прошлую жизнь
ЗЫ2: если не помните т.н. прошлую жизнь и т.п. - рассматривайте ту карму (действия) и те плоды её, которые помните и осознаёте, в чём проблема? Не хватает возможностей осознать, так сказать,"глубины мироздания", осознавайте какие-то простые вещи, напр., что вы кушаете и как, куда ногу ставите при ходьбе и т.п. Глядишь, и доказательства отыщутся. Нужно уметь их находить на основании того опыта, который у вас имеется. Одни находят их в кармине, другие в тарелке с рисом, вариантов масса
SunToli4 писал(а):Вопрос в том, верить ли в образ человека, который, посидев под деревом, стал зрячим?
Я не верю.
А всяких интеллектуальных вкусняшек гносеологического толка и в европейской философии хватает, но при этом не надо иметь дело со всякими Ниббанами, Каммами, Сансарами, Марами
Да и при этом никто не утверждает, что он стал Просветленным
кто б заставлял. Однако существует простой набор нравственных предписаний, который необходим для того, чтоб не превращать тот кусок пространства, в котором находитесь в кошмарный цирк. Они не такие вкусные, как "интеллектуальные вкусняшки гносеологического толка", но весьма полезны как вам, так и окружающим. Поскольку мы находимся на форуме, к такой деятельности относится не лгать, не браниться, не сеять раздоры, не пустословить