Елена Котельникова писал(а):Bozon, вы цепляетесь к комментарию, который в некоторых деталях может быть действмительно не совсем прав.
Он не неправ, а говоря откровенно - мракобесен.
Елена Котельникова писал(а):Но из этого вовсе нельзя сделать вывод, что Будда, говоря о том, что рождение - страдание, был не прав. Мы все таки комментарии сверяем с суттами, а не наоборот! Страдание рождения вещь как раз очевидная. К тому же, если говорить о существовании плода, то там и болезнь и смерть очень даже возможные вещи.
Будда, конечно, прав, что рождение это страдание.
Елена Котельникова писал(а):Страдания богов тоже есть, как минимум в том, что им приходится умирать. А на более "низких небесах" возможны и какие то физические страдания. Но в целом, для того что бы разочароваться в сансаре, надо просто обратить внимание на тот факт, что более 99% времени в сасаре проходит вовсе не в божественных мирах (с их страданиями можно было бы смириться), а в адах, мире животных и петов.
Как принимать во внимание, если это идет одним потоком с ерундой о рождении? В Висуддхиммаге пока не скажу, но вот у махаянских авторов там уменьшается сияние, все боги убегают от страждующего умирающего бога (здесь появляется еще один закономерный новый вопрос - а что же там делают, в райских мирах, если боги такие не сострадательные? Как они там оказались с такими нетактичными привычками.)
Елена Котельникова писал(а):Если сложно поверить в существование адов, надо просто исходить из того, что верить в них выгоднее, чем не верить (объективных с современной научной точки зрения доказательств их наличия или отсутствия все равно никто не представит). Т.е. действовать из допущения, что нижние миры есть. Тем более, что фауна то вся перед глазами... Особенно, если сравнить сколько людей на планете и сколько животных (включая все виды насекомых, рыб, моллюсков и пр. планктон). Другими словами, для разочарования в сансаре хватает даже двух наблюдаемых нами всеми миров - людей и животных.
Исходя из того, что в мире есть страдание можно сделать и иной вывод - максимизировать то, что приносит счастье, и постараться минимизировать страдание (что человечество, в целом и делает на протяжении веков - верить верят, а сами считают накопления). Такой вывод делается именно на не вере в ады, или на вере не очень сильной. Желать выйти из сансары, и даже поверить в саму сансару (что она есть), исходя только из наблюдаемых страданий - нельзя. В сансару можно поверить или увидя взаимозависимое возникновение прямо, либо посредством хорошей логики.