Если бы не выступали, я бы тут не сидел и не изучал то, что говорил БуддаAndrosh писал(а):Именно то, против чего (и главное - непонятно зачем) так выступают буддисты.
Немного копипасты
Человек умеет мыслить. Можно показать человеку берёзу и сказать "это берёза, вот её ствол, вот её чёрно-белая кора, вот её ветки, вот её листья", потом показать какой-нибудь дуб и сказать, что "а вот это дуб, он берёзой не является", и в итоге человек поймёт, что такое берёза. Так определённые понятия будем называть первичными.
Можно строить абстрактные понятия, опираясь на первичные. Вот пусть у нас есть камень, данный нам в ощущениях. Мы можем абстрагироваться от него (отказываясь от некоторых его свойств) и получить в голове образ абстрактного камня. Это - абстракция нулевого порядка, предметная абстракция. С помощью изучения нескольких абстракций нулевого порядка можно получить абстракцию уже первого порядка, и так далее. Поднимаясь по этой лестнице, люди пришли сейчас к категории объекта вообще.
Ещё можно похожим образом ввести отношения между объектами, например, объяснить, что значит, что одна вещь крупнее другой или что значит, что одна вещь является частью другой. Отношения между объектами тоже выстраиваются в лестницу абстракций, и в итоге получается категория отношения вообще.
Аналогичным образом получается категория свойства вообще. Три категории - объект, отношение и свойство - считаются в нашей современной классической логике фундаментальными, и любое понятие суть разновидность одной из категорий. Философы предложили несколько способов обобщения и объединения этих категорий, но нам для беседы такие тонкости не понадобятся.
Так вот, суть в том, что любая абстрактная категория - это разновидность одной из фундаментальных категорий, и, пройдя по лестнице абстракций вниз, любое абстрактное понятие можно свести к конкретным вещам. Понятие называется осмысленным, если оно является первичным понятием или может быть объяснено с помощью первичных понятий. Понятие камня осмысленно, потому что можно ткнуть пальцем в камень и сказать "это камень". Понятие любви осмысленно, потому что можно показать вещи, которые объединены в любовь.
Наше мышление ассоциативно, а наш язык очень развит. Поэтому мы можем оперировать словами, смысл которых нам неизвестен. Можно сказать "бубгнонька подубонила куздрёнка", и у нас в голове уже возникнут некие образы. Обрывки семантической информации, содержащиеся в этой фразе, запустили ассоциативные процессы в нашей голове. Такое поведение является одновременно и фичей (там нам проще учиться), и багом.
Душа не является осмысленным понятием, потому что нельзя ни продемонстрировать душу, ни свести её к каким-то известным отношениям между вещами.