Фёдор, с абсолютной верой в букву Канона буддизм вообще перестаёт на корню отличаться от христианства, мусульманства, зороастризма и какой угодно сайентологии. Почему вы выбрали буддизм? Авраамические религии предоставляют гораздо большее, и что самое главное, текстуально закреплённое поле для инквизиции. :)
Средний сказ о праведности:
В то время как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу, поданную верующими, пребывают подобным образом в склонности к пререканиям, – а именно: «Ты не знаешь дхармы и должного поведения, – я знаю дхарму и должное поведение!», «Как ты узнаешь дхарму и должное поведение?», «Ты следуешь ложным путем – я следую истинным путем!», «Я последователен – ты непоследователен!», «Ты сказал в конце то, что следовало сказать вначале, и сказал вначале то, что следовало сказать в конце!», «/Мысль/ у тебя не продумана и превратна!», «Твоя речь опровергнута, ты побежден!», «Оставь эту речь или разъясни, если можешь!» – он избегает подобным образом пререканий. Это и есть часть его нравственности.
Калама сутта:
И да, я читал комментарии Бхиккху Бодхи по этому поводу. Да, верно, без веры в то, что Будда - это Учитель, и Дхамма - это путь к освобождению, в буддизме не взлетишь. Я и не говорю, что и в этом буддисту надо бы сомневаться, но я обсуждаю канонические тексты, записанные из устных изложений, между прочим, через несколько веков после ухода самого Будды. Вы это серьёзно, сэр Фёдор, "недоверие к Канону [или к частям Канона] = недоверие к учению"?Ну же, Каламы. Не принимайте что-то только потому, что так постоянно говорят; или же потому, что такова традиция; или же потому, что таковы слухи; или же потому, что так написано в священном писании; или же потому, что таково предположение; или же потому, что таков постулат; или же потому, что это правдоподобное умозаключение; или же потому, что таково предубеждение в отношении того, что изучается; или же потому, что таковы чьи-либо способности; или же потому, что этот человек «наш учитель». Но когда вы знаете сами: «Эти вещи плохие, порицаемые, критикуемые мудрыми; и если принять и соблюдать их, то они приведут к вреду и несчастью» - то отбросьте их… Когда вы знаете сами: «Эти вещи хорошие, не порицаемые, восхваляемые мудрыми; и если принять и соблюдать их, то они приведут к счастью и благу» - то входите и пребывайте в них
Фёдор:
А духовное - оно как-то вне природы лежит? И где же? Вообще, что в этой вселенной вообще лежит вне природы? Вселенная, все её компоненты и законы, как бы мы их не называли - духовные или бездуховные, - это часть природы.Законами природы занимаются естественные науки. Будда открыл духовный закон, а не закон природы. представьте себе, что и такие законы существуют. И если вы этого не понимаете, оставайтесь тогда с наукой и верой в нее.