Метта-бхавана

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 Маркион » 31.10.2013, 22:20

Насколько аутентична практика метта-бхаваны?
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1468
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

  • 3

#2 Савелов Александр » 01.11.2013, 07:22

Метта - бхаванна сутта входит в Итивуттаку — четвёртая книга Кхуддака-никаи, пятой никаи Сутта-питаки.
Это 27 сутта(О значимости доброты.)
Некоторые учёные считают, что сутты Итивуттаки являются одними из наиболее древних.

Думаю практика Метта - бхаванна абсолютна аутентична учению Тхеравады.

В Тибетском буддизме есть очень похожая медитация , медитация на равностность. http://fpmt.ru/meditation_equanimity_ty/
Но цель несколько другая. Гораздо ближе к Метте практика Тонглен. http://astro-stream.narod.ru/magic/tonglen.htm
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Магнитогорск
Репутация: 151
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

#3 Маркион » 01.11.2013, 07:35

Про эту сутту я знаю. Однако там не описывается сам процесс развития метты как медитации.

Я просто встречал мнение, что метта-бхавана - позднее неаутентичное изобретение. И вместе с тем сталкивался с утверждением, что именно метта-бхавана наиболее аутентичная медитация, а не "всякие там саматхи-випассаны". Вот и хочу разобраться, насколько она аутентична.
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1468
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

#4 balabust » 01.11.2013, 07:36

меттав бхавана это дружелюбие ко всем?
balabust
Репутация: 412
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Маркион » 01.11.2013, 07:39

balabust писал(а):меттав бхавана это дружелюбие ко всем?

Ога, развитие одной из брахмавихар.
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1468
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

  • 2

#6 Савелов Александр » 01.11.2013, 08:10

Маркион писал(а):Я просто встречал мнение, что метта-бхавана - позднее неаутентичное изобретение. И вместе с тем сталкивался с утверждением, что именно метта-бхавана наиболее аутентичная медитация, а не "всякие там саматхи-випассаны". Вот и хочу разобраться, насколько она аутентична.

Випассана - одна из древнейших индийских техник медитации. Она существовала задолго до Будды, была заново открыта им и стала важной частью буддийской практики. Само слово випассана происходит из древнеиндийского языка пали и означает "прозрение", "видение". Это суть учения Будды, подлинное переживание истин, о которых он говорил.

Вы считаете что практика Метта бхавана не относится к випассане... Почему?

http://subscribe.ru/archive/psychology.vipassana/200707/01194725.html
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Магнитогорск
Репутация: 151
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#7 Савелов Александр » 01.11.2013, 08:26

Практика метта бхаваны, или развития дружественности, — это одна из самых древних разновидностей буддийской практики.

Она передается по непрерывной линии преемственности вот уже больше двух с половиной тысяч лет
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Магнитогорск
Репутация: 151
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

  • 6

#8 Топпер » 01.11.2013, 09:52

Маркион писал(а):Про эту сутту я знаю. Однако там не описывается сам процесс развития метты как медитации.

Я просто встречал мнение, что метта-бхавана - позднее неаутентичное изобретение. И вместе с тем сталкивался с утверждением, что именно метта-бхавана наиболее аутентичная медитация, а не "всякие там саматхи-випассаны". Вот и хочу разобраться, насколько она аутентична.
Возможно, что в форме последовательных визуализаций и позднее. А вот в сути - вряд ли. Всё-таки потребность в метте у людей всегда была.
Топпер

  • 2

#9 SV » 01.11.2013, 18:50

Вопрос очень хороший. Я, честно сказать, так до конца и не понял как практиковать её как метод. То есть, с одной стороны, в суттах достижение "освобождения ума доброжелательностью" соответствует джхановому состоянию (хотя им в точности не является). То есть это запредел. Но вот если джхану понятно как достичь методологически и по сути (т.е. очистить ум, развить успокоение, осознанность, сосредоточение, восторг, счастье и т.д., кроме того, в суттах даётся анапанасати как технический (психопрактический) метод), то вот как методологически развивать метту в суттах не говорится. Упоминается, что нужно благожелательно думать (метта сутта в Снп, или сутта о доброжелательности к змеям в АН), но тут не совсем понятен сам метод - неужели простое размышление о том, что ты доброжелательно о ком-то думаешь, приведёт тебя к джханоподобному состоянию :upset:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 Маркион » 01.11.2013, 19:15

Так ещё некоторые учителя дают метта-бхавану как вполне себе самостоятельную разновидность медитации. Я вспоминаю из сутт, когда Будда говорил о развитии брахмавихар, что он приводил что-то такое: направлять ум, наполненный доброжелательностью, вперёд, назад, вправо, влево, ну и т.д. Но, насколько я помню, Будда говорил так о всех брахмавихарах, а современные учителя часто упоминают лишь метту. И ещё, не могу вспомнить, говорится ли в суттах о технической стороне метта-бхаваны (как, например, об анапанасати)?
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1468
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

  • 5

#11 SV » 01.11.2013, 19:19

Вот о том и речь, что нет о технической стороне, кроме "направлять вверх, вниз, повсюду и т.д.". Но здесь встаёт вопрос на каком именно уровне это делать. Потому что, как мне кажется, направлять ум так можно уже только в джхановоподобном состоянии. А если пытаться делать это в обычном - то это будет просто голой фантазией и ни к чему не приведёт.

Например, вот в этой связи интересен этот отрывок, где объясняется медитативное развитие брахмавихар и, очевидно, джхан. И объясняется по-разному :umnik: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn127-anuruddha-sutta-sv.htm#a1

Здесь две вещи упоминаются и объясняются:

- безмерное освобождение ума (объясняется, что это брахмавихары)
- возвышенное освобождение ума (а вот тут не объясняется, что это джхана или брахмавихара... но это явно НЕ брахмавихара, поэтому, скорей всего, так объясняется развитие ума в джхане)
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#12 Топпер » 03.11.2013, 11:58

SV писал(а):Вопрос очень хороший. Я, честно сказать, так до конца и не понял как практиковать её как метод. То есть, с одной стороны, в суттах достижение "освобождения ума доброжелательностью" соответствует джхановому состоянию (хотя им в точности не является). То есть это запредел. Но вот если джхану понятно как достичь методологически и по сути (т.е. очистить ум, развить успокоение, осознанность, сосредоточение, восторг, счастье и т.д., кроме того, в суттах даётся анапанасати как технический (психопрактический) метод), то вот как методологически развивать метту в суттах не говорится. Упоминается, что нужно благожелательно думать (метта сутта в Снп, или сутта о доброжелательности к змеям в АН), но тут не совсем понятен сам метод - неужели простое размышление о том, что ты доброжелательно о ком-то думаешь, приведёт тебя к джханоподобному состоянию :upset:
Должно зародится ощущение на уровне сердца от этих размышлений. Потом на нём можно концентрироваться, как на любом другом объекте.
Топпер

  • 4

#13 Топпер » 03.11.2013, 11:59

SV писал(а):Вот о том и речь, что нет о технической стороне, кроме "направлять вверх, вниз, повсюду и т.д.". Но здесь встаёт вопрос на каком именно уровне это делать. Потому что, как мне кажется, направлять ум так можно уже только в джхановоподобном состоянии. А если пытаться делать это в обычном - то это будет просто голой фантазией и ни к чему не приведёт.
Да, таким образом получается только "тренировка на тренажёре". Но для начала это полезно. Главное не принять эти фантазии за действительное развитие метты.
Топпер

#14 Маркион » 05.11.2013, 21:07

Топпер писал(а):Да, таким образом получается только "тренировка на тренажёре". Но для начала это полезно. Главное не принять эти фантазии за действительное развитие метты.

Сомнительная польза получается. А ведь даже дост. Бодхи рекомендует метта-бхавану как реальное развитие доброжелательности. Хотя, как сейчас выясняется, реальную пользу можно поставить под сомнение.
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1468
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

  • 2

#15 zRo » 05.11.2013, 21:58

Хотя, как сейчас выясняется, реальную пользу можно поставить под сомнение.

почему? Будда не раз в суттах подчеркивает важность развития доброжелательности. Развитие безмерного ума дает своим плодом "вымывание" плохой каммы в этой жизни, 11 (или 10, не помню) преимуществ тоже в этой, и перерождение (скорее всего) в мире форм в следующей (если не освобождение).
А чтобы достичь этого, нужно хотя бы начинать делать это и до джханового состояния. Имхо :)

Да, таким образом получается только "тренировка на тренажёре". Но для начала это полезно. Главное не принять эти фантазии за действительное развитие метты.

:thanks:
Metalove is metta
zRo M
Аватара
Откуда: Сосновый Бор/Санкт-Петербург
Репутация: 1183
Сообщения: 867
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#16 Маркион » 06.11.2013, 06:27

zRo писал(а):почему? Будда не раз в суттах подчеркивает важность развития доброжелательности. Развитие безмерного ума дает своим плодом "вымывание" плохой каммы в этой жизни, 11 (или 10, не помню) преимуществ тоже в этой, и перерождение (скорее всего) в мире форм в следующей (если не освобождение).

Ну так потому что данная практика, как выясняется, для уже достигших джхан. А для обычных заурядных людей этот будет
Топпер писал(а):только "тренировка на тренажёре".
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1468
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

  • 1

#17 balabust » 06.11.2013, 06:27

Кто нибудь пробовал практиковать метабхавану?
balabust
Репутация: 412
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#18 balabust » 06.11.2013, 08:24

SV писал(а):Например, вот в этой связи интересен этот отрывок, где объясняется медитативное развитие брахмавихар и, очевидно, джхан. И объясняется по-разному :umnik: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn127-anuruddha-sutta-sv.htm#a1
в детстве еще до буддизма когда мне было страшно ночью я предстовлял что вокруг меня "купол" и что в нутри него ничего плохо случиться не может
и вот так мыслено я его расширял сначала вокруг меня потом по всей квартире потом вокруг дома потом всю улицу потом городо весь пригород и дальше насколько хватала энтузиазма планета солнечная система

зы скорее не купол а что то вроде силовго поля)
balabust
Репутация: 412
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#19 The Коля » 14.11.2013, 19:58

:jump: :jump: :jump: я делал ! я делал ! я делал !
balabust писал(а):Кто нибудь пробовал практиковать метабхавану?
The Коля

  • 6

#20 SV » 15.11.2013, 15:46

Вот в АН 3.95 есть такой фрагмент:

Когда монахи живут в согласии, в гармонии, не ссорятся, подобны смешанному с водой молоку, смотрят друг на друга дружескими взорами, то в этом случае они порождают множество заслуг. В этом случае монахи пребывают в божественной обители (брахмавихара), то есть, в освобождении ума посредством сорадования.

То есть здесь, например, освобождение ума сорадованием (как 3-яя брахмавихара) объясняется вполне на обывательском, а не медитативном уровне. И, соответственно, речь не идёт о каком-то "упражнении" (психопрактике), которое нужно "практиковать" - а нужно просто жить так.

Почему я и говорю, тема мутная. С другой стороны, дальше там такой фрагмент: "Когда кто-либо рад, возникает восторг. У того, у кого ум насыщен восторгом, тело становится безмятежным. Тот, у кого тело безмятежно, ощущает счастье. Ум того, кто ощущает счастье, становится сосредоточенным”.

То есть вначале вроде имеется брахмавихара, а это в итоге приводит к сосредоточению (джхане). Может в этом и суть, что брахмавихары не сами по себе развиваются как психопрактики, а являются сопутствующими состояниями ума. А вот сосредоточение (джхана) развивается более конкретно, психопрактически (наряду с должными сопутствующими состояниями - брахмавихарами). Затем, когда джхана достигнута, то тогда можно, вероятно, выбрать два направления развития ума - либо всестороннее брахмавихаровское, либо другое, более типичное для джханы.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 140 гостей

cron