Страница 1 из 8

Почему зло процветает?

Сообщение #1Добавлено: 05.06.2016, 20:31
Наталья Тэ
Почему наглые, бессовестные люди идут вперед и добиваются успеха, а люди, стремящиеся к добру и справедливости страдают "за правду"?
Христианство объясняет это властью дьявола и его ненавистью к хорошим людям. Но оно не объясняет, почему одним людям выпадает быть злыми, а другим -- добрыми; или почему тот же дьявол над одними хорошими людьми буквально издевается, а других более-менее не трогает.
Как буддизм отвечает на этот вопрос? Разве дхарма не должна вести хороших людей по жизни и защищать их?

Сообщение #2Добавлено: 05.06.2016, 20:36
Jons
Объясняет стройной ниришваравадой. Т.е. сансара не управляется каким-то высшим божественным разумом, т.к. его попросту нет. Брахма наиболее всевышний бог в буддийской вселенной, но ему нет до нее дела, он занят самим собой.

Сообщение #3Добавлено: 05.06.2016, 20:50
zRo
Почему наглые, бессовестные люди идут вперед и добиваются успеха, а люди, стремящиеся к добру и справедливости страдают "за правду"?

это только на первый, поверхностный взгляд. двигатель у сансары, ее топливо и поддержка - это эти самые жажда, ненависть и заблуждение.

Разве дхарма не должна вести хороших людей по жизни и защищать их?

она ведет и защищает. просто масштабы ее действия мы не видим в силу узкости нашего зрения. мы можем ошибочно судить по нашему дневному опыту (или месяца, года, нескольких лет), но вот оценить и понять все "награды и наказания" в рамках множественности жизней не способны. плюс ко всему, всей картины, сложенной из множества маленьких "пазлов", мы не видим, вот в чем сложность.

Сообщение #4Добавлено: 05.06.2016, 20:52
Frithegar
Наталья Тэ писал(а):Почему наглые, бессовестные люди идут вперед и добиваются успеха, а люди, стремящиеся к добру и справедливости страдают "за правду"?

Потому, что первые еще не знают как за это придется платить в будущем, а вторые уже платят за своё прошлое.

Наталья Тэ писал(а):Христианство объясняет это властью дьявола и его ненавистью к хорошим людям. Но оно не объясняет, почему одним людям выпадает быть злыми, а другим -- добрыми;

Нет, просто опыт прошлого. Прошлых воплощений. Нет морали самой по себе, есть только опыт страдания.

Наталья Тэ писал(а):почему тот же дьявол над одними хорошими людьми буквально издевается, а других более-менее не трогает.

Нет дьявола, только карма. И невежество

Сообщение #5Добавлено: 05.06.2016, 20:52
Киттисаро-ушёл
Во-первых, потому что уровень нашего мира не очень высок. Сомневаюсь, что боги жалуются на то же самое.
Во-вторых, надо стараться смотреть дальше, что ждет людей в масштабе сансары. Преуспевающих злодеев в следующих жизнях ждет не самая лучшая участь.
И в третьих, чтобы Дхамма "защищала", надо ее практиковать во всей полноте. :umnik:

Сообщение #6Добавлено: 05.06.2016, 20:54
саша
Наталья Тэ писал(а):почему тот же дьявол над одними хорошими людьми буквально издевается,
Возможно потому-что эти люди раньше были плохими.

Сообщение #7Добавлено: 05.06.2016, 20:58
Antaradhana
В целом, это происходит вследствии неведения. К примеру случается, что человек в силу своего неведения не может предположить все варианты развития той или иной ситуации, и даже благое устремление при использовании неправильных усилий и методов, может закончится печально (благими устремлениями выстлана дорога в ад). Люди, в силу неведения, не видят полной картины, и их устремления и активность, независимо от того добро они делают или зло, имеет лишь материальную составляющую, т.е. они измеряют все лишь в узких рамках материального мира, забывая о том, что есть мир внутренний, духовный, который неизмеримо богаче материальных желаний и устремлений. С т.з. буддизма также существует камма, которая очень сложна и не линейна. Не обязательно праведник получит благие плоды, а негодяй горькие плоды в этой жизни, чаще это происходит в следующих жизнях, когда происходит формирование нового тела, в новой сфере бытия, с новыми окружающими условиями, которые формируются самскарами накопленными в прошлых жизнях. Человек сам делает свой выбор, быть ему злым или добрым, к тому же люди меняются и в течении одной жизни. Например человек может быть в детстве очень добрым, потом испортится и стать злым, потом раскаяться и вновь стать добрым, потом или потерять надежду, или после какого-нибудь трагического происшествия вновь озлобиться и начать творить зло, затем что-нибудь с ним произойдет, и он снова одумается и станет совершать благие поступки, отказавшись от зла. Чаще происходит именно так, жизнь людей динамична и редко бывает окрашена только лишь черной или только лишь белой краской. Все сложно, и реальная картина даже одной человеческой судьбы гораздо многограннее и сложнее любых однозначных суждений.

Сообщение #8Добавлено: 05.06.2016, 20:59
Jons
Frithegar писал(а):Нет дьявола, только карма. И невежество
Мара искуситель из мира Васаватти - есть реально.

Сообщение #9Добавлено: 05.06.2016, 21:02
Frithegar
В любом случае, все существа во всех мирах каждую минуту во всех своих действиях стремятся к радости и удовольствию. Но из-за невежества запутываются в сетях кармы. Появляется страдание. И на пути к удовольствию люди уже в значительной мере стараются избавиться от страдания. И, снова из-за невежества делают это не правильно

Сообщение #10Добавлено: 05.06.2016, 21:05
Ruslan
Зло процветает,потому что у людей загрязенный ум.
А ум загрязнен от неведения.

Сообщение #11Добавлено: 05.06.2016, 21:11
amv
Наталья Тэ писал(а):Почему наглые, бессовестные люди идут вперед и добиваются успеха, а люди, стремящиеся к добру и справедливости страдают "за правду"?
[Благословенный сказал]: «Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей. Какие четыре?
* (1) Тот, кто живёт за счёт плода своих усилий, но не за счёт плода своей каммы.
* (2) Тот, кто живёт за счёт плода своей каммы, но не за счёт плода своих усилий.
* (3) Тот, кто живёт и за счёт плода своей каммы, и за счёт плода своих усилий.
* (4) Тот, кто живёт ни за счёт плода своих усилий, ни за счёт плода своей каммы.
Я думаю в этом срезе успешные злодеи - это те люди, которые достигают успеха за счет своих усилий (не праведных) и возможно хорошей кармы.
А праведных и несчастный - это тот, кто скорее всего не достигает за счет усилий и не имеет хороших плодов кармы в этой жизни.
Ведь есть же и несчастные злодюги, и счастливые нравственные люди.
Вопрос задан несколько "христианским" умом, если позволите, по факту же в буддизме все сложнее.

Сообщение #12Добавлено: 05.06.2016, 21:15
Frithegar
... "из невежества (авидьи) происходят санкхара тройной природы (следствия действий поступком, речью и мыслью), это порождает сознание (виджняна), это, в свою очередь порождает названия и формы (намарупа), это потом порождает сферы чувств (аятана) то, что воспринимается через зрение, слух, осязание ... и манас (шестое чувство, воспринимающее дхамму). Это порождает соприкасание или контакт (спарша или пхасса). Контакт органов восприятия с объектами порождает впечатление от контакта или ощущение (ведана). Эти ощущения бывают приятными или не приятными. Приятные вызывают жажду повторения, неприятные - отвращение. Это называется тришна (или на пали танха). Удовлетворение или завершение этих желаний или жажды - это упадана. Это цепляние или зависимость. Всё это вышеперечисленное порождает бхава - становление или жизнь в сансаре. Что приводит к страданию, как к фактору бытия. Не как к случайности, но как к закономерности. Это всё приводит к джарамарана - старости и смерти со всеми вытекающими болезнями и немощами. И через некоторое время снова к джати - новому рождению. В новых социальных условиях, в новой семье, с новыми родителями и родственниками, в новом теле (мужском или женском). И снова по новой. С учетом прошедших заслуг и проступков

Сообщение #13Добавлено: 05.06.2016, 21:20
М_а_р_к
Наталья Тэ писал(а):Почему наглые, бессовестные люди идут вперед и добиваются успеха, а люди, стремящиеся к добру и справедливости страдают "за правду"?
Что Вы имеете в виду под "добиваются успеха" и "страдают за правду" ?

Сообщение #14Добавлено: 05.06.2016, 21:46
Наталья Тэ
amv писал(а):Вопрос задан несколько "христианским" умом, если позволите, по факту же в буддизме все сложнее.

Это классический вопрос, которым задаются все более-менее думающие люди.
Ваш ответ больше всего внес ясности, по-моему.

amv писал(а):* (4) Тот, кто живёт ни за счёт плода своих усилий, ни за счёт плода своей каммы.

А это что за личности?

Сообщение #15Добавлено: 05.06.2016, 21:59
Наталья Тэ
Киттисаро писал(а):Преуспевающих злодеев в следующих жизнях ждет не самая лучшая участь.

Только вместо них страдать будут уже "другие" существа. Я уже об этот вопрос голову сломала.

Сообщение #16Добавлено: 05.06.2016, 22:10
amv
Наталья Тэ писал(а):А это что за личности?
наверное те, у кого нет хороших плодов кармы и которые либо не предпринимают усилий по улучшению своей жизни, либо эти усилия не приносят каких-то результатов.
судя по всему, несчастный вариант общей схемы.

Сообщение #17Добавлено: 05.06.2016, 22:18
Наталья Тэ
amv писал(а):
Наталья Тэ писал(а):А это что за личности?
наверное те, у кого нет хороших плодов кармы и которые либо не предпринимают усилий по улучшению своей жизни, либо эти усилия не приносят каких-то результатов.
судя по всему, несчастный вариант общей схемы.

Ой, так это ж, кажется, я. ))

Сообщение #18Добавлено: 05.06.2016, 22:31
М_а_р_к
Наталья, Вы принципиально не отвечаете на вопросы? :shy:

Сообщение #19Добавлено: 05.06.2016, 22:36
Киттисаро-ушёл
Наталья Тэ писал(а):Только вместо них страдать будут уже "другие" существа. Я уже об этот вопрос голову сломала.

Тут уже где-то приводили хороший пример со сном: смерть это как уснул и проснулся. Так что можно считать те же самые существа, просто они проснутся в другом обличии.

Сообщение #20Добавлено: 05.06.2016, 22:52
Наталья Тэ
М_а_р_к писал(а):Наталья, Вы принципиально не отвечаете на вопросы? :shy:

Нет, я просто не знаю, как ответить. Как если бы меня спросили, что я имею в виду под "трава зеленая".
Примеров же миллионы. Начиная от соседей в подъезде. (В моем хотя бы)