#179 Денис85 » 16.06.2016, 21:27
Наталья, вот ещё хотел написать, хотя я немного понимаю учение о взаимозависимом возникновении в традиции палийских текстов, да и у меня есть книга Аджана Брама: "Осознанность, блаженство и за их пределами", где он очень хорошо разжёвывает взаимозависимое возникновение. Тут ещё нужно правильно понять о чём говорят сами сутты ПК, посвящённые взаимозависимому возникновению, что сознание в результате контакта, проявляется как процесс (возможно речь о сознании органов чувств, но согласно Тхераваде, читта/виньяна/мано у пробуждённого продолжает существовать только до момента париниббаны). Что сознание не существует само по себе - оно как функция имя-формы. А вот из книги Евгении Колесниковой про Пемасири Тхеру: Сознание возникает только вместе с объектом, и не существует никакого «чистого» сознания, которое пребывает само по себе. Ум – это процесс познания объекта, и он никогда не возникает без него: это не «вещь в себе», – но то, что появляется только благодаря контактам.
Но меня всё равно бывает тянет в Махаяну, возможно Тхеравада подходит европейцам со скептическим, рациональным, сухим умом и такие типы личностей как раз и выбирают эту традицию, а другие буддийские традиции психологически нам ближе), так как наш ум психологически настроен на иррациональность. Тем более многие тхеравадины не имеют христианского прошлого и их мышление более материалистично что-ли, скептически настроено.
Но могу ещё написать, что те ложные воззрения, которые описываются в палийских суттах, касательно атмана (как принципа обладания), они не подпадают под критерии природы будды в других буддийских традициях. Например в Алагаддупама сутте про ложные взгляды говорится:
«Это моё, я таков, это моё «я».
Он утверждает о чувстве: «Это моё, я таков, это моё «я».
Он утверждает о восприятии: «Это моё, я таков, это моё «я».
Он утверждает о формациях: «Это моё, я таков, это моё «я».
Он утверждает обо всём видимом, слышимом, ощущаемом, познаваемом, достигаемом, искомом, обдумываемом сознанием: «Это моё, я таков, это моё «я».
Он утверждает такое воззрение: «Этот мир – это «я». После смерти я буду постоянным, неизменным, вечным, не подверженным переменам. Я буду пребывать так в течение вечности. И это моё, я таков, это моё «я».
А в том-же Дзэне всё это отбрасывается, Будда в Змеиной сутте говорит, чем является атман - принципом обладания, но это всё не то, что постулируется дзэнками, да и вообще другими тоже традициями. Так например в тибетских традициях, учат что ум вечен в своём потоке, протяжённости, но не постоянен от момента к моменту. Тибетская пословица: "Если что-то не меняется, это не ум". Ну и к тому-же все буддийские традиции построены на положении анатмавады.