Сосредоточение на настоящем моменте

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 Белов » 25.07.2016, 04:58

Кто знает как правильно это делать? Когда пытаюсь сосредоточиться на настоящем моменте, это сосредоточение превращается в игру с волком и яйцами. Если кто не помнит, была такая старенькая игрушка с жк экраном, там волк с корзиной бегал под вашим управлением и ловил с четырёх полок в курятнике падающие яйца. При повышении уровня росла скорость падения и количество падающих яиц.
Отметил особенность, что сосредоточение на внешнем ничего не даёт. Просто наблюдательность и всё. Внешнее - часы тикают, вода в кране капает, машины, проезжающие на улице и т.п.
А вот внутреннее (ну относительно) уже "интереснее". За ощущениями в теле, мыслями, общим состоянием, настроением, температурой. При таком наблюдении получается не убегать в прошлое и будущее, но сосредоточение становится "бегающее". Т. е. тоже самое, что сидеть у дороги и наблюдать проезжающие машины. Внимание скачет с одного на другое.
Если копнуть глубже, то получается вокруг нас и нет таких "ровных" и "постоянных" процессов на которых можно установить внимание. В любом наблюдаемом явлении будут скачки. Будет скакать и внимание. Или задача успевать следить за изменениями?
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#2 Dz » 25.07.2016, 05:41

А разве есть такая практика медитации, "сосредоточение на настоящем моменте"? Что такое "настоящий момент"? На чём именно сосредотачиваться? На всём происходящем? Вроде ж, на одном чём-то только надо. Например, на дыхании (анапанасати).
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 RedModern » 25.07.2016, 05:47

Или задача успевать следить за изменениями.
нужно внимание сосредотачивать на одном и при этом видеть другие и уметь отказываться от них. чтоб твое внимание сводить заново на одном.
и на одном нужно смотреть, чтоб оно не искажалось и делалось отчетливым и при этом видеть страдания, изменчивость и устремлять свой ум к более сильному сосредоточению и к более возвышенным состояниям ума.
подход нужен серьезный и долгий. тогда будет результат в короткий срок.
внимание оточен, еда-высший пилотаж когда сам себя заставляешь есть, ради поддержания тела, внимание не крадется. раз в сутки достаточно, полный отказ от еды это плохо. сон малый. достаточно с 12ч и до 5ч как проснулся сразу приступать, а в обед-поесть, и дальше работать.
не уделять внимание всяким животным и не сострадать им, особенно женщинам-похотям. сохраняй чистоту и незасоряй ум тем что недостойно внимание.
быть бдительным и во сне.
Вибханга сутта: Анализ
smartwings, haus.
RedModern M
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 12.07.2016
Традиция: Нет

#4 Sure » 25.07.2016, 06:33

Белов писал(а):Кто знает как правильно это делать? Когда пытаюсь сосредоточиться на настоящем моменте, это сосредоточение превращается в игру с волком и яйцами. Если кто не помнит, была такая старенькая игрушка с жк экраном, там волк с корзиной бегал под вашим управлением и ловил с четырёх полок в курятнике падающие яйца. При повышении уровня росла скорость падения и количество падающих яиц.
Отметил особенность, что сосредоточение на внешнем ничего не даёт. Просто наблюдательность и всё. Внешнее - часы тикают, вода в кране капает, машины, проезжающие на улице и т.п.
А вот внутреннее (ну относительно) уже "интереснее". За ощущениями в теле, мыслями, общим состоянием, настроением, температурой. При таком наблюдении получается не убегать в прошлое и будущее, но сосредоточение становится "бегающее". Т. е. тоже самое, что сидеть у дороги и наблюдать проезжающие машины. Внимание скачет с одного на другое.
Если копнуть глубже, то получается вокруг нас и нет таких "ровных" и "постоянных" процессов на которых можно установить внимание. В любом наблюдаемом явлении будут скачки. Будет скакать и внимание. Или задача успевать следить за изменениями?
Можно взять в пример фотографию фотка одна а сфотографировано много.
Также и восприятие можно настроить включая чувства и мысли.
как будто переферийным зрением наблюдаешь,зачем то одним не наблюдаешь но за всем сразу.
Sure
Репутация: 173
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

#5 Белов » 25.07.2016, 06:51

Dz писал(а):А разве есть такая практика медитации, "сосредоточение на настоящем моменте"?
Это предварительная подготовка к наблюдению за дыханием. Помогает выработать привычку умом не гулять по воспоминаниям и по планам. По книге "Осознанность, блаженство и за их пределами". Первый шаг - "настоящий момент", второй - безмолвие, третий - как раз дыхание.
Но ведь и у дыхания нет того самого "кончика иглы". Чем внимательнее всматриваешься в объект медитации, тем больше в нём деталей. И хочешь не хочешь сосредотачиваешься на многом. Хоть и узко-направленном. Говоря простым языком - в мире нету ничего статически неподвижного. Если объект медитации камень, то медитирующий "ходит ходуном".
Да и вообще, что такое внимание? Это "кто"? Оно тоже относится к шести видам чувств, органов, опор? Сосредоточение на дыхании чем должно происходить? тактильными ощущениями, ухом, или чем?
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#6 masterjack » 25.07.2016, 08:08

в моем понимании практика "настоящего момента" - это все же практика монашеская.
когда вы окончательно решаете что жить будете только "в настоящем моменте",
когда вы привели свой настрой, свой ум и свою жизнь к этому шагу.
и не предполагаете никакой другой деятельности.
т.е. это монашеская практика.
как уже писали в теме о сатипатханах практика когда вы живете мирской жизнью и пытаетесь погрузиться в текущий момент
опасна всякими вещами, например вы свалитесь в дыхание переходя дорогу и вас собьет авто.
как вариант.
а если переключаться туда-сюда то будет только многие расстройства.
это я из своей практики говорю.
т.е. с одной стороны я вижу свой ум как помеху и "хочу" от него "избавиться"
с другой стороны я понимаю, что жить в миру я могу только "облачившись" в этот ум.
и каждый день приходится облачаться в эту "ненавистную" субстанцию от которой мне пока нельзя отказаться.
вот вам и лишняя дуккха полученная в результате личных поисков.
потому я бы рекомендовал браться за такие практики тогда когда вы готовы все оставить и идти до конца.
если нет "обязательств".
а тренировать сосредоточенность рекомендовал бы с простых и понятных целей, исключающих
блуждание ума вокруг да около.
например черная точка на листе бумаги.
когда цель наблюдения расплывчата, ум может скатываться в рассуждения на тему, которые можно принять за
"сосредоточение на объекте" и провести время в таких вот состояниях, не являющихся сосредоточением.
как кто-то из монахов писал: посидеть некоторое время и посмотреть мультики в уме.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#7 Белов » 25.07.2016, 08:38

masterjack писал(а):например черная точка на листе бумаги
У неё есть края, середина и она может быть чёткой, расплывчатой. Я могу смотреть на неё, а умственно быть где угодно. На чём сосредоточиваться? Зрительный контакт?
masterjack писал(а):если нет "обязательств".
они плодятся в геометрической прогрессии, и нет им ни края ни конца
masterjack писал(а):потому я бы рекомендовал браться за такие практики тогда когда вы готовы все оставить и идти до конца.
Хочу, готов, сам не знаю, что меня держит. Да и держит ли...
Ладно, это всё лирика.
А не является ли любая медитация сосредоточением на настоящем моменте?
Я помню про список Б8П, просто хоть какую-то медитацию нужно выполнять, тем более она помогает приводить себя в спокойное состояние после разрыва в течении дня разными "надо, хочу, успеть, забрать, сдать, получить, отослать".
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

#8 Sure » 25.07.2016, 09:08

Белов писал(а):
masterjack писал(а):например черная точка на листе бумаги
У неё есть края, середина и она может быть чёткой, расплывчатой. Я могу смотреть на неё, а умственно быть где угодно. На чём сосредоточиваться? Зрительный контакт?
masterjack писал(а):если нет "обязательств".
они плодятся в геометрической прогрессии, и нет им ни края ни конца
masterjack писал(а):потому я бы рекомендовал браться за такие практики тогда когда вы готовы все оставить и идти до конца.
Хочу, готов, сам не знаю, что меня держит. Да и держит ли...
Ладно, это всё лирика.
А не является ли любая медитация сосредоточением на настоящем моменте?
Я помню про список Б8П, просто хоть какую-то медитацию нужно выполнять, тем более она помогает приводить себя в спокойное состояние после разрыва в течении дня разными "надо, хочу, успеть, забрать, сдать, получить, отослать".
вы ведь можете воспринимать сразу 2 точки так и все.
Sure
Репутация: 173
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

#9 Белов » 25.07.2016, 09:16

Sure писал(а):вы ведь можете воспринимать сразу 2 точки так и все.
Не понял ваш ответ. Воспринимать сразу две точки глазами? Если да, то тут фокус либо на центр между ними, тогда они обе в поле зрения, но размытые, либо на каждую поочередно. Но это уже фокусировка то на одной то на другой. Или вы о другом?
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#10 masterjack » 25.07.2016, 09:27

В этом плане логичнее и правильнее сначала привести жизнь в порядок.
Аотом уже оттачивать ум.
Ибо можно стать как обезьяна с гранатой.
Ум будет как граната а жизнь как обезьяна.
Потому и есть практики нравственности охраны дверей чувств
Обрезание ненужных вешей.
Когда рдежда как одежда чтобы прикрыть а еда только топливо.
Когда это будет нормой тогда и будет безопасным оттачивать ум.
потому лично я хочу сначала развиться в охране дверей
В потреблении трлько нужного и когда нужно
(Сутта обо всех загрязнениях)
Когда ум уже не будет отвлекаться глобально тогда и можно сильно медить.
Сейчас сосредоточение важно только как аспект выработки навыков
Распознавания ума и его отвлечения.
Т.е. чтобы видеть когда ум бредет не в ту сторону вообще.
(Сутта два типа мыслей)
И важно научиться равностному восприятию своего ума.
Это не сразу приходит.
Но ваш ум - дуккха.
Потому ничем другим он не был и не будет.
Поначалу мы ошибочно стремимся превратить наш ум
В чтото приятное радосьное хорошее.
И идем не в том направлении.
Мы просто затираем дуккху чем-то и теряем суть из виду.
Мы пытаемся в рамках нашего дуккхо-ума найти спокойствие.
Что по определению неверно.
Ибо все дуккха и наш ум тоже.
Потому начните с внешних факторов жизни.
Приведите их в порядок.
И потихоньку дойдете до ума.
Прыгаенье через ступеньки может быть оппсным.
Имхо.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#11 Белов » 25.07.2016, 09:52

masterjack, может игра в "приведу в порядок то и это, ну а уже потом-то точно возьмусь" просто оттягивание времени? Может уже пора? Не похоже это на полировку автомобиля, стоящего в гараже, на котором просто не хочется ехать? Боязно.
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 Федор » 25.07.2016, 09:56

Прежде всего необходимо осознать, для чего это нужно - сосредоточение на настоящем моменте, иначе такая практика превращается в абсурд. А нужно это, как и весь путь, для освобождения от страдания. Для того, чтобы не горевать о прошлом и не мечтать о будущем. Жить здесь и теперь, оставив лишние ненужные переживания. Будда говорил о том, что мудрые живут в настоящем, не терзая себя прошлым и будущим. (не помню точно цитату). И еще для того, чтобы жить, не вовлекаясь ни во что, охраняя двери чувств. Вот это важно. А просто следить за внутренним и внешнем - какой смысл? Надо помнить всегда, - что бы мы ни делали - цель одна - не страдать. Будда говорил "Я учу лишь одному: вот страдание, вот освобождение, вот путь".
Последний раз редактировалось Федор 25.07.2016, 10:26, всего редактировалось 1 раз.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#13 masterjack » 25.07.2016, 10:08

Если не решить вопросы с внешним миром и воалечениями в него
То тяжело будет решать вопросы внутренних вовлечений
Это будет сидеть и свербеть.
Если нет никаких важных внешних вопросов
Под еоторыми можно подразумевать уход за родителями женой детьми -
Имхо все остальное можно бросить и решитнльно взяться.
У меня жена и двое небольших детей потому я "ввнужден"
Ходить на работу и как-то жить в миру чтобы им помочь.
Хотя бы материально.
Я пока "не могу" их бросить.
Потому и полирую :)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#14 seniaooo » 25.07.2016, 10:16

Белов писал(а):masterjack писал(а):
например черная точка на листе бумаги

У неё есть края, середина и она может быть чёткой, расплывчатой. Я могу смотреть на неё, а умственно быть где угодно. На чём сосредоточиваться? Зрительный контакт?
разве можно назвать такое состояние " правильная концентрация" ?
seniaooo
Аватара
Репутация: 104
Сообщения: 464
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

  • 1

#15 seniaooo » 25.07.2016, 10:27

Белов писал(а):Я помню про список Б8П, просто хоть какую-то медитацию нужно выполнять,
медитация может произойти как естественно (неосознанно) - как например у детей; так и может случиться в осознанном процессе - началом этого процесса является концентрация внимания.
seniaooo
Аватара
Репутация: 104
Сообщения: 464
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

#16 Frithegar » 25.07.2016, 14:55

Белов писал(а):Кто знает как правильно это делать? Когда пытаюсь сосредоточиться на настоящем моменте, это сосредоточение превращается в игру с волком и яйцами.

Очень интересно! Что вы подразумеваете под "настоящим моментом"? Форму? Понятие? Состояние?
"Есть майя, это покрывало обмана, нельзя сказать что она есть, но нельзя сказать и что её нет". Не помню откуда.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#17 Frithegar » 25.07.2016, 14:58

Белов писал(а):А вот внутреннее (ну относительно) уже "интереснее". За ощущениями в теле, мыслями, общим состоянием, настроением, температурой. При таком наблюдении получается не убегать в прошлое и будущее, но сосредоточение становится "бегающее". Т. е. тоже самое, что сидеть у дороги и наблюдать проезжающие машины. Внимание скачет с одного на другое.

Продолжайте до каких-то выводов. По крайней мере, до вывода основного: есть то, что наблюдаемо и познаваемо. Это объекты. Не важно где. Перед внутренним ли взором, или перед внешним. И есть непознаваемый Субъект. Тот, что всё познает, но никогда не может быть познан
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#18 amv » 25.07.2016, 15:30

Frithegar писал(а):Тот, что всё познает, но никогда не может быть познан
Как если бы вынесли лампу, указали дорогу в дремучий лес, спрятали открытое, перевернули то, что стояло ровно. :facepalm: :smile:
В конце концов, это буддийский форум, не понимаю, зачем вы это пишете здесь.
Белов,
По поводу настоящего момента - если честно в суттах не встречал "сосредоточение на настоящем". Есть просто про пребывание в настоящем.
Он не печалится о том, что уж свершилось,
К тому, что будет в будущем, он не устремлён.
Он держится на том, что пребывает в настоящем:
Вот в этом и причина, почему спокоен он.
Белов писал(а):Если копнуть глубже, то получается вокруг нас и нет таких "ровных" и "постоянных" процессов на которых можно установить внимание
Сатипаттхана сутта предлагает более стабильные опоры - в частности, тело, на нем вполне можно медитировать (на положения в пространстве, например), оно стабильно, в отличии от феноменов внешнего мира.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#19 Dz » 25.07.2016, 15:46

Белов писал(а):Это предварительная подготовка к наблюдению за дыханием. Помогает выработать привычку умом не гулять по воспоминаниям и по планам. По книге "Осознанность, блаженство и за их пределами". Первый шаг - "настоящий момент", второй - безмолвие, третий - как раз дыхание.
Шри-Ланкийские бхиккху мне наоборот говорили, мол, не надо вообще беспокоиться от того, что ум гуляет. Это его нормальное состояние. Не надо его усиленно пытаться заткнуть. Надо просто пытаться сконцентрироваться на том или ином: дыхании, ходьбе... В "Анапанасати сутте" тоже нет никаких "подготовок", "настоящих моментов" и "безмолвий":
Вот монах, уйдя в лес, к подножью дерева, или в пустое жилище, садится. Скрестив ноги, выпрямив тело, он устанавливает осознанность впереди. Будучи постоянно осознанным, он вдыхает. Будучи постоянно осознанным, он выдыхает.
1) Делая долгий вдох, он знает: «Я делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, он знает: «Я делаю долгий выдох».
2) Делая короткий вдох, он знает: «Я делаю короткий вдох»; или, делая короткий выдох, он знает: «Я делаю короткий выдох».
3) Он тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать».
...

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn118-anapanasati-sutta-sv.htm
Аналогичная вещь написана в Сатипатхана сутте. Вообще, как я знаю, в каноне как раз говорится что сначала практикующий практикует это всё, а потом уже как результат учится избавляться от мечущихся мыслей и всего такого. А то получается, что описанная вами подготовка уже здорово выглядит как результат. :) А именно, сосредоточние на "сейчас" и "безмолвие".
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#20 Иван » 25.07.2016, 15:47

Рекомендую к прочтению/прослушиванию главу №5 "Качество осознанности" книги Аджана Брахма "Осознанность, блаженство и за их пределами" :umnik:
Иван M
Аватара
Репутация: 168
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 31.10.2015
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 48 гостей