Ringelblume писал(а):Отлично...Буддизм-это не система медитации. Это восмичастичная система для работы над сознанием. Как мне представляется, все восемь частей используются одновременно, на любом этапе ,,продвинутости,, Как то так пока себе представляю.
Разберитесь с БВП по пунктам. Думаю, что в том, что первая ступень -
правильные воззрения, идет первой не только в списке, но и первоначальной по очередности, у вас возражений не будет, т.к. это собственно теоретическая база Учения. Что-бы что-либо практиковать, нужно знать, что это такое, и зачем вам оно нужно, т.е. определиться с мотивацией и понять, чему собственно учит Дхамма. И далее, если вы решитесь продвигаться по этому пути, то вы разумеется должны разделять его цели и методы.
Далее идет этап
правильного намерения, т.е. вот вы приняли буддийское воззрение, и у вас появилось устремление реализовать его на практике, отвращая свой ум от неблагого, и устремляя его к благому, ради самосовершенствования. Т.е. само устремление к самосовершенствованию, у вас могло быть и до знакомства с буддизмом. Но правильные намерения - это именно намерения, основанные на правильных буддийских воззрениях: о том что есть эта жизнь и следующая жизнь, что есть каммические плоды добрых и злых дел, что есть дуккха, причина дуккхи, прекращение дуккхи, и путь, ведущий к прекращению дуккхи, открытый и проповеданный Буддой. Тут, я думаю, с этапностью тоже никаких вопросов не должно возникнуть.
Дальше идут
3 ступени сила (нравственного совершенствования). Весь Благородных Восьмеричный Путь еще делится на три больших раздела: сила (нравственное совершенствование), самадхи (сосредоточение), пання (мудрость) см.
http://www.theravada.ru/8-noble-path-detail.htm Тут конечно они развиваются в совокупности, без четкого разделения на этапы. Разделением, тут показано нарастание глобальности: речь -> действия -> образ жизни.
А вот следующий этап,
правильные усилия - это уже более тонкая практика, которая относится к йогической, монашеской:
1. Предотвращение появления негативных состояний ума.
2. Устранение возникших негативных состояний ума.
3. Установление положительных состояний ума.
4. Поддержание положительных состояний ума.
Т.е. этот этап гораздо сложнее предыдущих этапов, и требует их достаточно хорошего развития. Т.е. утрированно: если на предыдущих этапах (сила) вы научились не хвататься за сиськи, то теперь вы должны научиться, не только не думать о хватании за сиськи, но и вообще не думать о них.
Ну а дальше идут, очевидно еще более сложные этапы:
Правильная осознанность"И что такое, монахи, правильная осознанность?
1. Вот монах пребывает в осознанности к телу, внутренне и внешне – бдительный, осознанный и внимательный – отбрасывая жажду и беспокойство к миру.
2. Он пребывает в осознанности к чувствам, внутренне и внешне – бдительный, осознанный и внимательный – отбрасывая жажду и беспокойство к миру.
3. Он пребывает в осознанности к уму, внутренне и внешне – бдительный, осознанный и внимательный – отбрасывая жажду и беспокойство к миру.
4. Он пребывает в осознанности к качествам ума, внутренне и внешне – бдительный, осознанный и внимательный – отбрасывая жажду и беспокойство к миру. Это, монахи, называется правильной осознанностью».И наконец
правильное сосредоточение: т.е. монах садиться в уединенном месте: в лесу, заброшенном доме, на кладбище, и входит в первую джхану... и т.п.
Но это не значит, что последние три ступени совсем не имеет смысла практиковать, до достижения идеальной нравственности. Это значит, что их практика будет бессмысленной, если как минимум нет правильных воззрений, правильного намерения, и с нравственностью дела обстоят плохо. Нравственность должна быть развита достаточно хорошо, что-бы устранить грубые помехи, на этапе правильных усилий, устраняются более тонкие помехи, а на этапе правильной осознанности устраняются совсем тончайшие помехи, которые препятствуют достижению правильного сосредоточения т.е. джхан.
Но и джханы достигаются не просто ради самого их достижения, приятности и спецэффектов, а ради доступа к прямому видению 4БИ во всех деталях, т.е. 3 характеристик существования, патичча самуппады и т.п., т.е.
правильное знание, а посредством достижения этой надмирской Мудрости, реализуется ниббана, т.е.
правильное освобождение, которые являются плодами БВП.