Страница 1 из 1

Тхеравадинские никаи

Сообщение #1Добавлено: 28.09.2013, 21:42
Dimitry
В чем отличительность разных никай?
Никаи это как "ордена" в католицизме?

Сообщение #2Добавлено: 28.09.2013, 22:09
Топпер
Отличий, по большому счёту, даже меньше, чем между орденами в католицизме.

Изначально никаи возникали из, как я понимаю, местных сангх. Одна Сангха не может накладывать наказания на другую.
Соответственно эти сангхи могли образовывать филиалы и т.п. В них несколько разнились второстепенные правила и тексты, используемые для пострижений (иногда всего в несколько слов различия укладывались). Из-за этого в средневековье складывалась ситуация, когда монахи разных никай не признавали монахов другой никаи монахами, т.к. они были пострижены в другой линии. Вплодь до того, что могли считать ложно постриженными.
Потом ситуация усугубилась ещё сильнее. Например, в Тае некоторое время соперничали две монашеских организации, ведущих родословную из одного места, но с разницей в пятьдесят лет. Во врмя которых произошла "чистка Канона". Т.е. в Шри-Ланке были проведены мероприятия по удалению поздних наслоений. Из-за этой разницы монахи не признавали друг друга.
В 1167 г. преемник Шин Арахана в качестве главы буддийского духовенства Пантхагу поехал на Ланку. Он вернулся в Паган после воцарения Нарапатиситху (1173-1210) и обратил царя в Сингальский буддизм, основу которого составляла школа монастыря Махавихары (Ланка, город Анурадхапура).
Преемник Пантхагу монский монах Уттараджива отправился в 1180 г. с религиозным паломничеством на Ланку. Он получил известность в Бирме, как «первый паломник на Ланку». Вместе с группой монахов, он доставил послание о мире, адресованное правителю острова. Уттараджива оставил в Махавихаре монского саманеру Чапату, который через 10 лет, получив посвящение как махатхера, вернулся в 1190 г. в Паган с четырьмя другими монахами, прошедшими, как и он, посвящение согласно обрядам Махавихары.
Прибывшие основали монастырь Сапада в сингальском стиле в районе Пьяунг. Возвращение с Ланки 5 монахов стало началом нового этапа распространения буддизма сингальского толка. Школы, основанные этими монахами, получили название «новый орден» в отличие от «старого ордена» Шин Арахана. По возвращении в Паган эти монахи сумели убедить царя в истинности сингальского буддизма, что, хотя и привело к расколу между тхеравадинами южного буддизма и сторонниками школы Махавихара, тем не менее не остановило распространение новой линии посвящения. И с XIII в. происходит неуклонное становление сингальского буддизма на территории Западного Индокитая.

В 18 -19 веках В Шри-Ланку происходит реэкспорт буддизма из Сиама и Бирмы (два раза) соответственно случаются три никаи.

В Сиаме в конце 19 века король Монгкут проводит реформу и своим королевски указом создаёт Дхаммают Никаю. Т.е. фактически на пустом месте создаёт второй, параллельный орден.

В итоге, к концу 20-го века разница между никаями практически стёрлась. Доктрина у всех одинаковая и все различия - это способы ношения чивар, да большая/меньшая строгость следования Винаи. Доктринальных различий как таковых нет. Фактически всё различие - административное. В этом смысле никаи напоминают ордена.

Сообщение #3Добавлено: 28.09.2013, 22:28
Dimitry
Что мешает слиться, если различий практически нет?

Сообщение #4Добавлено: 28.09.2013, 22:35
Топпер
Dimitry писал(а):Что мешает слиться, если различий практически нет?
С одной стороны административные аппараты (кто же пойдёт на устранение), со второй стороны сама сырость буддийской иерархии (Будда ведь не оставил после себя "Ланкийского папу"), где по сути любая поместная Сангха может объявить себя самостоятельной. Сангха в этом смысле более похожа на мусульманскую умму.
В-третьих есть линии упасампады с которыми нужно будет что-либо делать. Вряд ли кто-либо пойдёт на взаимопризнание. Ведь сейчас иногда даже внутри одной никаи, при переходе из монастыря в монастырь, требуют перестригаться. Как например это происходит в ват ПаНаначат (система монастырей аджана Чаа), где пришлых монахов не очень жалуют.

Сообщение #5Добавлено: 28.09.2013, 22:43
Dimitry
Его Величество, Король Тая достаточно авторитет в своей стране, если он настоятельно порекомендует, то процесс может пойти? Гипотетический вопрос.

Сообщение #6Добавлено: 28.09.2013, 22:47
Топпер
Его предшественник в 19 веке вторую никаю создал (а по его примеру потом и в Лаосе с Камбоджей).

Теоретически, возможно, что современный король и мог бы это сделать. Но смысл? В Тае, в отличие от Ланки есть Сангхарат - Патриарх общетхеравадинского толка, который избирается поочерёдно из обеих никай, поэтому так или иначе Сангха централизована.

Сообщение #7Добавлено: 29.09.2013, 01:03
SV
Плохо, когда начинается так, что, по сути, из-за бюрократических установок внутри Сангхи начинаются деления типа: "Хочешь быть с нами, перестригайся" и т.д. :be:

Сообщение #8Добавлено: 29.09.2013, 03:40
Топпер
Особенно не здорово когда это происходит внутри одно никаи. Но таковы, увы реалии.

Сообщение #9Добавлено: 29.09.2013, 07:39
Маркион
Напишите, пожалуйста, список стран с никаями внутри них.

Сообщение #10Добавлено: 29.09.2013, 08:53
Кхеминда
Мьянма
Thudhamma Nikaya
Shwegyin Nikaya
Dwara Nikaya
Hngettwin Nikaya

here are a total of 9 legally-recognized monastic orders in Burma today, under the 1990 Law Concerning Sangha Organizations.

There are also a number of esoteric Buddhist sects that are not recognized by any authority and incorporate non-Buddhist elements like alchemy, magic and occultism.

Сообщение #11Добавлено: 29.09.2013, 10:17
Топпер
В Мьянме я слышал 9 никай.

Маркион писал(а):Напишите, пожалуйста, список стран с никаями внутри них.
В Шри-Ланке три: Сиам никая - родом из Таиланда. Пришла в конце 18 века. Амарапура и Рамания никаи - пришли в 19 веке из Мьянмы.

В Тае: Маханикая - не знаю когда образовалась. Родословную ведёт из древних времён. Дхаммают никая - образована в 19 веке по приказу короля.

В Камбодже и Лаосе, надо уточнять, но насколько я помню, сделано по примеру Таиланда. Т.е. маханикая и дхаммаютникая. Притом в како-то их этих стран Дхаммаютникая была, помниться, запрещена, как протаиландская.

Сообщение #12Добавлено: 29.09.2013, 10:37
Кхеминда
в Мьянме насколько мне известно самая ортодоксальная и строгая в плане соблюдения правил, и самая аполитичная это Shwegyin Nikaya

Сообщение #13Добавлено: 30.09.2013, 09:17
Ericsson
Насколько я понимаю, перед мирянами все эти мелкие административные трения монахи не особо афишируют, то есть для нас проще считать, что просто Сангха по сути едина, особого принципиального смысла в разделе на никаи так сразу и не увидишь :upset:

Сообщение #14Добавлено: 30.09.2013, 13:36
Топпер
Ericsson писал(а):Насколько я понимаю, перед мирянами все эти мелкие административные трения монахи не особо афишируют, то есть для нас проще считать, что просто Сангха по сути едина, особого принципиального смысла в разделе на никаи так сразу и не увидишь
По сути дела - да. Это касается в основном монахов, линий упасампады, да управленческих структур. В Шри-Ланке люди вообще разницы между никаями не делают, когда, допустим, приглашают домой. Да и в Тае, насколько я знаю, когда выбирают, в какой монастырь ходить, чаще мотивируются расстоянием до монастыря, его известностью и известностью аджана, который там живёт, нежели какими-то доктринальными причинами.