Випассана самостоятельно

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 М_а_р_к » 17.11.2013, 07:55

Поделитесь опытом, а самостоятельно постичь эту технику реально? Или нужно проходить 10-дневный ретрит?
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1739
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

#2 Федор » 17.11.2013, 08:10

Нужно иметь каммическую готовность. И это не техника, а духовное прозрение, способность видеть суть. Будда говорил, что этой духовной способности достичь может тот, кто к ней готов (имеет духовный опыт).
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4775
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 Топпер » 17.11.2013, 10:52

Затвор желателен, но не сказать, что на 100% обязателен. Основы можно и самостоятельно постичь. Другое дело, что на затворах есть условия для практики.
Топпер

  • 1

#4 Styeba » 25.11.2013, 21:12

Боюсь, это практически нереально. При интенсивной практике вылезают настолько неожиданные и мощные проблемы, что необходима помощь специалиста, даже попросту в виде консультации. Проблемы довольно однообразны, да и консультация в 95% случаев будет сводиться к подсказке, чтобы напомнить то, что десятки раз будут повторять на протяжении курса - что это всплывают старые самскары при задевании очередного болезненного комплекса. И все равно человек, много раз это слыша, неукоснительно покупается на ту же разводку эмоций и начинает их пережевывать, пока ему не подскажут, что с ними можно работать точно так же, как и со всеми остальными. Это даже если не считать чисто технических вопросов. А уж самостоятельный переход на следующий уровень ( курса Сатипаттана-сутты) вообще невероятен, там нужна просто невообразимая концентрация. Зато после прохождения первого курса уже действительно есть чем гордиться, хотя первый год практики тоже довольно сложен по причине хронического наступания на те же любимые грабли, дальше уже проще.
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 161
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#5 Топпер » 25.11.2013, 21:23

Так а не надо интенсивно. Все эти быстрорастворимые просветления они, вообще говоря, не очень полезны.
Топпер

#6 Styeba » 25.11.2013, 21:48

Тогда получится то же бесконечное пережевывание. Когда-то пытался работать самостоятельно, но каждый сеанс оканчивался на фиксации на какой-то привязанности из обильной коллекции таковых. Огромное преимущество курсов - после первого самые грубые трудности стесывает как рашпилем, жестоко, но эффективно. Правда, после этого постепенно всплывают новые, но там уже как правило практикующий быстро соображает, что на них тоже можно посмотреть со стороны (ну как быстро, - иногда даже через несколько дней, но все-таки самостоятельно).
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 161
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

#7 Топпер » 25.11.2013, 21:57

Styeba писал(а):Тогда получится то же бесконечное пережевывание. Когда-то пытался работать самостоятельно, но каждый сеанс оканчивался на фиксации на какой-то привязанности из обильной коллекции таковых. Огромное преимущество курсов - после первого самые грубые трудности стесывает как рашпилем, жестоко, но эффективно. Правда, после этого постепенно всплывают новые, но там уже как правило практикующий быстро соображает, что на них тоже можно посмотреть со стороны (ну как быстро, - иногда даже через несколько дней, но все-таки самостоятельно).
И что в итоге? Как жизнь после этого меняется? (я так понимаю, что вы про Гоенки курсы?)
Топпер

#8 Styeba » 25.11.2013, 21:58

Вообще-то указывается эффективная техника работы даже с серьезными проблемами - переход на наблюдение за дыханием, и она действительно работает, вот только я практически всегда при всплывании очередной проблемы об этой технике забывал, и пускался в фантазии, размышления или сожаления. То есть работать, вероятно, все-таки возможно, но продуктивность вряд ли будет сколь-либо сравнимой с курсами.
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 161
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Топпер » 25.11.2013, 21:59

Styeba писал(а):Вообще-то указывается эффективная техника работы даже с серьезными проблемами - переход на наблюдение за дыханием, и она действительно работает, вот только я практически всегда при всплывании очередной проблемы об этой технике забывал, и пускался в фантазии, размышления или сожаления. То есть работать, вероятно, все-таки возможно, но продуктивность вряд ли будет сколь-либо сравнимой с курсами.
А после курсов какая продуктивность? Я имею в виду в глобальном смысле, в перспективе на годы жизни?
Топпер

  • 1

#10 Styeba » 25.11.2013, 22:05

Да, курсы Гоенки. И я, и жена, и знакомые очень довольны, это, конечно, очень субъективно, но других критериев нет. Все знакомые, насколько я знаю, регулярно практикуют дважды в день по часу, плюс поддерживание по возможности в быту этого состояния, но святым вроде никто пока не стал, иногда раздражаемся и даже ругаемся, но обычно не более чем на пару минут.
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 161
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

#11 Топпер » 25.11.2013, 22:10

О святости речь я не веду. Я скорее об отличиях от других буддистов, которые подобные курсы не проходили.
Топпер

#12 Styeba » 25.11.2013, 22:11

Прошу прощения, у нас идет смещение по фазе - пока я отвечу на одно сообщение, уже приходит другое :) После трех курсов - курс Сатипаттана-сутты, освоение стадии возникновения-исчезновения, ну это довольно серьезный рывок, а на двадцатидневных и более курсах я пока не был, сейчас только появились на русском, но мне заранее страшно, если я правильно понял, там еще значительно жестче.
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 161
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#13 Styeba » 25.11.2013, 22:16

С другими буддистами я плотно общался только из махаянистов. Стабильное впечатление - они отчетливо, заметно добрые и приятные в общении, практически без исключений, тхеравадины четкие и сухие. Отстраненные.
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 161
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#14 Топпер » 25.11.2013, 22:23

Так вот я и спрашиваю: рывок в чем? Возникновение - исчезновение невозможно отследить без интенсивных курсов? Но как тогда практикуют миряне и монахи в Азии?

С другой стороны необходимость курсов была бы понятна, если бы у людей прошедших их, как-то радикально (и успешно) менялась бы жизнь по сравнению с не прошедшими таковые курсы.
Топпер

  • 2

#15 Топпер » 25.11.2013, 22:25

Styeba писал(а): тхеравадины четкие и сухие. Отстраненные.
Думаю, что это особенность европейских тхераваднов.
Топпер

  • 1

#16 Styeba » 25.11.2013, 22:38

Не знаю, как в Азии - насколько я знаю, там тоже существуют курсы интенсивной практики Но для этой стадии нужна мощнейшая концентрация, при большом опыте как в этой школе, так и в других, на курсах я не мог поддерживать это состояние более чем несколько секунд подряд, нормально осваивал уже в домашних условиях.

Согласен, но это довольно субъективный критерий. Для меня очевидно, что сейчас не испытываю сомнений в том, что работаю в правильном направлении, но я не могу предоставить ни одного аргумента, что это действительно так. При работе в махаянистской школе я, при вполне бодром продвижении и великолепном самочувствии, всегда напрягался, когда вспоминал о плохой сочетаемости их матчасти с ПК, сейчас и у меня, и у жены колебаний и неуверенности нет (исключая периодически возникающие чисто технические, заведомо решаемые вопросы).
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 161
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

#17 Топпер » 25.11.2013, 22:47

Styeba писал(а):Не знаю, как в Азии - насколько я знаю, там тоже существуют курсы интенсивной практики
Да, это новодел двадцатого века.
Styeba писал(а):Но для этой стадии нужна мощнейшая концентрация, при большом опыте как в этой школе, так и в других, на курсах я не мог поддерживать это состояние более чем несколько секунд подряд, нормально осваивал уже в домашних условиях.
я думаю, что это потому что во-первых на такую практику вообще нужны месяцы (если не годы), а во-вторых потому, что она должна идти в контексте буддийского образа жизни, коией обеспечить в наших условиях архисложно
Топпер

  • 2

#18 Топпер » 25.11.2013, 22:52

Styeba писал(а):Для меня очевидно, что сейчас не испытываю сомнений в том, что работаю в правильном направлении, но я не могу предоставить ни одного аргумента, что это действительно так.
А я и не говорю, что это не так. Я скорее сомневаюсь в пункте, что такое продвижение возможно только путем интенсивных курсов.
При работе в махаянистской школе я, при вполне бодром продвижении и великолепном самочувствии, всегда напрягался, когда вспоминал о плохой сочетаемости их матчасти с ПК, сейчас и у меня, и у жены колебаний и неуверенности нет (исключая периодически возникающие чисто технические, заведомо решаемые вопросы).
На то это и Дхамма :umnik:
Топпер

#19 Styeba » 25.11.2013, 23:02

Топпер писал(а):я думаю, что это потому что во-первых на такую практику вообще нужны месяцы (если не годы), а во-вторых потому, что она должна идти в контексте буддийского образа жизни, коией обеспечить в наших условиях архисложно
А на это и идут годы :yes: Три десятидневных курса как правило и проходятся в течение как минимум трех лет, при том, что хорошим тоном считается разбить их хотя бы одним курсом служения, и каждый день даже в цивильной жизни - как минимум два часа медитации, плюс поддержание этого состояния постоянно (насколько уж получается, а получается обычно с очень переменным успехом).
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 161
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#20 Топпер » 25.11.2013, 23:05

Styeba писал(а):
Топпер писал(а):я думаю, что это потому что во-первых на такую практику вообще нужны месяцы (если не годы), а во-вторых потому, что она должна идти в контексте буддийского образа жизни, коией обеспечить в наших условиях архисложно
А на это и идут годы :yes: Три десятидневных курса как правило и проходятся в течение как минимум трех лет, при том, что хорошим тоном считается разбить их хотя бы одним курсом служения, и каждый день даже в цивильной жизни - как минимум два часа медитации, плюс поддержание этого состояния постоянно (насколько уж получается, а получается обычно с очень переменным успехом).
Если в контексте нескольких лет, тогда не думаю, что сам интенсив принципиален. Если человек ежедневно живет буддийской жизнью, тогда это может быть полезным.
Но я чаще сталкивался с вариантом: "отсидел от звонка до звонка, и с чистой совестью на свободу". Когда после интенсива наступает расслабление до следующего курса
Топпер

След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 14 гостей