Страница 1 из 4

Випассана самостоятельно

Сообщение #1Добавлено: 17.11.2013, 07:55
М_а_р_к
Поделитесь опытом, а самостоятельно постичь эту технику реально? Или нужно проходить 10-дневный ретрит?

Сообщение #2Добавлено: 17.11.2013, 08:10
Федор
Нужно иметь каммическую готовность. И это не техника, а духовное прозрение, способность видеть суть. Будда говорил, что этой духовной способности достичь может тот, кто к ней готов (имеет духовный опыт).

Сообщение #3Добавлено: 17.11.2013, 10:52
Топпер
Затвор желателен, но не сказать, что на 100% обязателен. Основы можно и самостоятельно постичь. Другое дело, что на затворах есть условия для практики.

Сообщение #4Добавлено: 25.11.2013, 21:12
Styeba
Боюсь, это практически нереально. При интенсивной практике вылезают настолько неожиданные и мощные проблемы, что необходима помощь специалиста, даже попросту в виде консультации. Проблемы довольно однообразны, да и консультация в 95% случаев будет сводиться к подсказке, чтобы напомнить то, что десятки раз будут повторять на протяжении курса - что это всплывают старые самскары при задевании очередного болезненного комплекса. И все равно человек, много раз это слыша, неукоснительно покупается на ту же разводку эмоций и начинает их пережевывать, пока ему не подскажут, что с ними можно работать точно так же, как и со всеми остальными. Это даже если не считать чисто технических вопросов. А уж самостоятельный переход на следующий уровень ( курса Сатипаттана-сутты) вообще невероятен, там нужна просто невообразимая концентрация. Зато после прохождения первого курса уже действительно есть чем гордиться, хотя первый год практики тоже довольно сложен по причине хронического наступания на те же любимые грабли, дальше уже проще.

Сообщение #5Добавлено: 25.11.2013, 21:23
Топпер
Так а не надо интенсивно. Все эти быстрорастворимые просветления они, вообще говоря, не очень полезны.

Сообщение #6Добавлено: 25.11.2013, 21:48
Styeba
Тогда получится то же бесконечное пережевывание. Когда-то пытался работать самостоятельно, но каждый сеанс оканчивался на фиксации на какой-то привязанности из обильной коллекции таковых. Огромное преимущество курсов - после первого самые грубые трудности стесывает как рашпилем, жестоко, но эффективно. Правда, после этого постепенно всплывают новые, но там уже как правило практикующий быстро соображает, что на них тоже можно посмотреть со стороны (ну как быстро, - иногда даже через несколько дней, но все-таки самостоятельно).

Сообщение #7Добавлено: 25.11.2013, 21:57
Топпер
Styeba писал(а):Тогда получится то же бесконечное пережевывание. Когда-то пытался работать самостоятельно, но каждый сеанс оканчивался на фиксации на какой-то привязанности из обильной коллекции таковых. Огромное преимущество курсов - после первого самые грубые трудности стесывает как рашпилем, жестоко, но эффективно. Правда, после этого постепенно всплывают новые, но там уже как правило практикующий быстро соображает, что на них тоже можно посмотреть со стороны (ну как быстро, - иногда даже через несколько дней, но все-таки самостоятельно).
И что в итоге? Как жизнь после этого меняется? (я так понимаю, что вы про Гоенки курсы?)

Сообщение #8Добавлено: 25.11.2013, 21:58
Styeba
Вообще-то указывается эффективная техника работы даже с серьезными проблемами - переход на наблюдение за дыханием, и она действительно работает, вот только я практически всегда при всплывании очередной проблемы об этой технике забывал, и пускался в фантазии, размышления или сожаления. То есть работать, вероятно, все-таки возможно, но продуктивность вряд ли будет сколь-либо сравнимой с курсами.

Сообщение #9Добавлено: 25.11.2013, 21:59
Топпер
Styeba писал(а):Вообще-то указывается эффективная техника работы даже с серьезными проблемами - переход на наблюдение за дыханием, и она действительно работает, вот только я практически всегда при всплывании очередной проблемы об этой технике забывал, и пускался в фантазии, размышления или сожаления. То есть работать, вероятно, все-таки возможно, но продуктивность вряд ли будет сколь-либо сравнимой с курсами.
А после курсов какая продуктивность? Я имею в виду в глобальном смысле, в перспективе на годы жизни?

Сообщение #10Добавлено: 25.11.2013, 22:05
Styeba
Да, курсы Гоенки. И я, и жена, и знакомые очень довольны, это, конечно, очень субъективно, но других критериев нет. Все знакомые, насколько я знаю, регулярно практикуют дважды в день по часу, плюс поддерживание по возможности в быту этого состояния, но святым вроде никто пока не стал, иногда раздражаемся и даже ругаемся, но обычно не более чем на пару минут.

Сообщение #11Добавлено: 25.11.2013, 22:10
Топпер
О святости речь я не веду. Я скорее об отличиях от других буддистов, которые подобные курсы не проходили.

Сообщение #12Добавлено: 25.11.2013, 22:11
Styeba
Прошу прощения, у нас идет смещение по фазе - пока я отвечу на одно сообщение, уже приходит другое :) После трех курсов - курс Сатипаттана-сутты, освоение стадии возникновения-исчезновения, ну это довольно серьезный рывок, а на двадцатидневных и более курсах я пока не был, сейчас только появились на русском, но мне заранее страшно, если я правильно понял, там еще значительно жестче.

Сообщение #13Добавлено: 25.11.2013, 22:16
Styeba
С другими буддистами я плотно общался только из махаянистов. Стабильное впечатление - они отчетливо, заметно добрые и приятные в общении, практически без исключений, тхеравадины четкие и сухие. Отстраненные.

Сообщение #14Добавлено: 25.11.2013, 22:23
Топпер
Так вот я и спрашиваю: рывок в чем? Возникновение - исчезновение невозможно отследить без интенсивных курсов? Но как тогда практикуют миряне и монахи в Азии?

С другой стороны необходимость курсов была бы понятна, если бы у людей прошедших их, как-то радикально (и успешно) менялась бы жизнь по сравнению с не прошедшими таковые курсы.

Сообщение #15Добавлено: 25.11.2013, 22:25
Топпер
Styeba писал(а): тхеравадины четкие и сухие. Отстраненные.
Думаю, что это особенность европейских тхераваднов.

Сообщение #16Добавлено: 25.11.2013, 22:38
Styeba
Не знаю, как в Азии - насколько я знаю, там тоже существуют курсы интенсивной практики Но для этой стадии нужна мощнейшая концентрация, при большом опыте как в этой школе, так и в других, на курсах я не мог поддерживать это состояние более чем несколько секунд подряд, нормально осваивал уже в домашних условиях.

Согласен, но это довольно субъективный критерий. Для меня очевидно, что сейчас не испытываю сомнений в том, что работаю в правильном направлении, но я не могу предоставить ни одного аргумента, что это действительно так. При работе в махаянистской школе я, при вполне бодром продвижении и великолепном самочувствии, всегда напрягался, когда вспоминал о плохой сочетаемости их матчасти с ПК, сейчас и у меня, и у жены колебаний и неуверенности нет (исключая периодически возникающие чисто технические, заведомо решаемые вопросы).

Сообщение #17Добавлено: 25.11.2013, 22:47
Топпер
Styeba писал(а):Не знаю, как в Азии - насколько я знаю, там тоже существуют курсы интенсивной практики
Да, это новодел двадцатого века.
Styeba писал(а):Но для этой стадии нужна мощнейшая концентрация, при большом опыте как в этой школе, так и в других, на курсах я не мог поддерживать это состояние более чем несколько секунд подряд, нормально осваивал уже в домашних условиях.
я думаю, что это потому что во-первых на такую практику вообще нужны месяцы (если не годы), а во-вторых потому, что она должна идти в контексте буддийского образа жизни, коией обеспечить в наших условиях архисложно

Сообщение #18Добавлено: 25.11.2013, 22:52
Топпер
Styeba писал(а):Для меня очевидно, что сейчас не испытываю сомнений в том, что работаю в правильном направлении, но я не могу предоставить ни одного аргумента, что это действительно так.
А я и не говорю, что это не так. Я скорее сомневаюсь в пункте, что такое продвижение возможно только путем интенсивных курсов.
При работе в махаянистской школе я, при вполне бодром продвижении и великолепном самочувствии, всегда напрягался, когда вспоминал о плохой сочетаемости их матчасти с ПК, сейчас и у меня, и у жены колебаний и неуверенности нет (исключая периодически возникающие чисто технические, заведомо решаемые вопросы).
На то это и Дхамма :umnik:

Сообщение #19Добавлено: 25.11.2013, 23:02
Styeba
Топпер писал(а):я думаю, что это потому что во-первых на такую практику вообще нужны месяцы (если не годы), а во-вторых потому, что она должна идти в контексте буддийского образа жизни, коией обеспечить в наших условиях архисложно
А на это и идут годы :yes: Три десятидневных курса как правило и проходятся в течение как минимум трех лет, при том, что хорошим тоном считается разбить их хотя бы одним курсом служения, и каждый день даже в цивильной жизни - как минимум два часа медитации, плюс поддержание этого состояния постоянно (насколько уж получается, а получается обычно с очень переменным успехом).

Сообщение #20Добавлено: 25.11.2013, 23:05
Топпер
Styeba писал(а):
Топпер писал(а):я думаю, что это потому что во-первых на такую практику вообще нужны месяцы (если не годы), а во-вторых потому, что она должна идти в контексте буддийского образа жизни, коией обеспечить в наших условиях архисложно
А на это и идут годы :yes: Три десятидневных курса как правило и проходятся в течение как минимум трех лет, при том, что хорошим тоном считается разбить их хотя бы одним курсом служения, и каждый день даже в цивильной жизни - как минимум два часа медитации, плюс поддержание этого состояния постоянно (насколько уж получается, а получается обычно с очень переменным успехом).
Если в контексте нескольких лет, тогда не думаю, что сам интенсив принципиален. Если человек ежедневно живет буддийской жизнью, тогда это может быть полезным.
Но я чаще сталкивался с вариантом: "отсидел от звонка до звонка, и с чистой совестью на свободу". Когда после интенсива наступает расслабление до следующего курса