Maksim Furin писал(а):Например для того, что бы взрастить благие качества, ведущие к уменьшению страданий, к разочарованию и ниббане нужно понимать что благое, а что нет. Это понимание - правильные воззрения. Если вы будете считать что убийства, или злоба, как пример - это благое, то это будет неверными взглядами ведущими к страданию.
Для того что бы избавиться от корня не благого, нужно увидеть его в том, в чём он на самом деле заключается - в тройственной жажде, в злобе и невежестве. Это будут верные воззрения. Если вы будете считать, что взращивая жажду, злобу и заблуждения вы сможете прийти к свободе - это будут ошибочные воззрения, ведущие в другую сторону. И т.д. Ничего трудного.
Ну с этим я в принципе согласен. Хотя должен заметить, что многие морально-этические принципы зависят и от среды обитания. То, что принято и считается благим в одном обществе и в одно время может круто отличатся от другого социума и в другое время, а также при определенных обстоятельствах (например во время стихийных бедствий, войны, голода, разрухи, тоталитарных режимов и т.п.) Отсюди и относительность хорошо просматривается.
А вот "стремиться жить в согласии с дхаммой" может перерасти в фобию. Это как фарисеи требовали соблюдать не только Закон Моисея, больше 600 правил и норм, заложенных в Тору, да еще, в добавок традиции, правила и установки всяких родовых кланов, обычаев, заветов, которые даже в канон не входили. В результате человек попадал в такое ярмо, что легче было повеситься, чем все это выполнять. А те все книжники просто таким макаром контролировали несчастных. Потому народ так радостно и воспринял Христа, проповедовавшего притчи, очень похожие по тематике и характеру на буддистские, зороастрийсткие и гностические. Тупое следование законам, без осознавания и внутреннего желания однозначно ввергает человека в круговорот бытийности. Это не есть освобождение, а ловушка. Даже в Библии написано, что бог даст своим последователям "сердца плотяные", а не каменные, на которых этот закон будет высечен. То есть исполнение его будет природным, а не из понуждения