Страница 1 из 1

Если ум непостоянен...

Сообщение #1Добавлено: 30.11.2013, 17:30
Денис
Если ум непостоянен, то на чём основывается развитие безмерных качеств, на чём основывается хранение чистоты, каким образом это сохраняется, развивается в плане волевых качеств, в плане развития и хранения этих качеств в течении жизни?

Сообщение #2Добавлено: 30.11.2013, 17:39
Денис
Ведь если что-то непостоянно, то по логике оно не может быть крепкой основой для развития и сохранения чего то другого.

Сообщение #3Добавлено: 30.11.2013, 17:43
SergeyCH
"Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими дхармами по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие бессубстанциальные дхармы в своей совокупности образуют поток, или континуум (сантана), который эмпирически и обнаруживается как «живое существо». Таким образом, любое существо, в том числе и человеческая личность, понимается в буддизме не как неизменная сущность (душа, атман), а как поток постоянно меняющихся элементарных психофизических состояний. Онтология буддизма — это онтология бессубстратного процесса. (Торчинов Е.А.)

Сообщение #4Добавлено: 30.11.2013, 17:47
SergeyCH
Денис писал(а):Ведь если что-то непостоянно, то по логике оно не может быть крепкой основой для развития и сохранения чего то другого.

идея аничча отрицает не "существование" вещей, а только их перманентность, и точно так же идея анатта утверждает не отсутствие "самости", а отсутствие неизменной "самости", непрестанно существующей как самостоятельная единица. В действительности именно идея анатта гарантирует возможность развития и роста индивидуальности, показывая, что "я" или "самость" являются не абсолютными величинами, но обозначениями относительных пределов, созданных самим индивидуумом в соответствии с уровнем его знания. Первобытный человек ощущал тело как свою "самость", более развитый человек принимает за "я" свои чувства или свои ментальные функции. Но Будда не рассматривает ни тело, ни разум как свою "самость", зная их относительность и взаимозависимость. 

В отношении этой взаимозависимости можно сказать, что она как раз и является тем элементом, который содержит принцип относительного индивидуального постоянства и непрерывности. Ментальные и телесные материалы строения могут изменяться с огромной скоростью, и тем не менее они всегда будут создавать (наполнять) особую индивидуальную форму, которая соответствует (на основании закона зависимого происхождения) уровню развития данного индивидуума. 

Сообщение #5Добавлено: 30.11.2013, 17:47
Денис
SergeyCH писал(а):"Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими дхармами по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие бессубстанциальные дхармы в своей совокупности образуют поток, или континуум (сантана), который эмпирически и обнаруживается как «живое существо». Таким образом, любое существо, в том числе и человеческая личность, понимается в буддизме не как неизменная сущность (душа, атман), а как поток постоянно меняющихся элементарных психофизических состояний. Онтология буддизма — это онтология бессубстратного процесса. (Торчинов Е.А.)

Спасибо за ответ! Тут как с рекой, она есть, но её вода постоянно течёт)

Сообщение #6Добавлено: 30.11.2013, 17:59
SergeyCH
Денис писал(а):Спасибо за ответ! Тут как с рекой, она есть, но её вода постоянно течёт)


Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьет по шару (условная личность — пудгала), получающему, таким образом, определенное ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передает ускорение и определяет его траекторию, и т. д. Здесь передается, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (подобная «передача заряда» происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни). При этом «ум» (манас), опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности.

Вот и получается, что несмотря на непостоянство, существует возможность духовного роста и "сохранения" каммы, ибо каждый момент сознания обуславливается предыдущими моментами. Не зря ведь сказано:

1
Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего. 

2
Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень.

Сообщение #7Добавлено: 30.11.2013, 21:13
SV
Ведь если что-то непостоянно, то по логике оно не может быть крепкой основой для развития и сохранения чего то другого.

Кирпич непостоянен. Но он является крепкой основой для строительных конструкций :smile: