Страница 1 из 1

Если в сутте написано нечто неправдоподобное

Сообщение #1Добавлено: 05.08.2017, 14:05
onion
В этой сутте http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/dn27-agganna-sutta-oorjak.htm говорится о развёртывании мира. Как следует это понимать? Говортся будто наш мир был сплошным океаном, в котором выросла земля. А мы сейчас знаем, что это не так. Это наталкивает на мысль, что Будда ошибался в этом вопросе, а значит мог ошибаться в чём-то ещё.

Сообщение #2Добавлено: 05.08.2017, 14:11
masterjack
Сингулярость
Большой взрыв
Расщирение вселенной
Похоже на развертывание мира?

Сначала жидкая масса кипящий океан магмы
Потом остыла и затвердела.
Похоже на рождение земли из океана?

Сообщение #3Добавлено: 05.08.2017, 15:21
onion
masterjack писал(а):Сингулярость
Большой взрыв
Расщирение вселенной
Похоже на развертывание мира?
Это похоже.

masterjack писал(а):Сначала жидкая масса кипящий океан магмы
Потом остыла и затвердела.
Похоже на рождение земли из океана?
А это нет. В сутте вполне однозначно говорится, что был сплошной океан. Не планета, представляющая собой океан и летящая в космосе, а только сплошной океан. Будто вся вселенная - это один океан.
"Весь мир представлял собой единую массу воды и стояла темнота, ослепительная темнота"
И это совсем не похоже на кипящий океан магмы.

Сообщение #4Добавлено: 05.08.2017, 17:29
aNiMa-00170
onion писал(а):Будто вся вселенная - это один океан.
"Весь мир представлял собой единую массу воды и стояла темнота, ослепительная темнота"
И это совсем не похоже на кипящий океан магмы.

Вам просто нужно погуглить понятие "махабхуты". Там речь
вообще не о воде на самом деле. Это символизм, метафоры.
....

Сообщение #5Добавлено: 06.08.2017, 08:03
саша
onion писал(а):В сутте вполне однозначно говорится, что был сплошной океан. Не планета, представляющая собой океан и летящая в космосе, а только сплошной океан. Будто вся вселенная - это один океан.
Скорее всего говорится об одной нашей планете, потомучто в другой сутте Будда расказывает что во вселенной существуют много других систем подобно нашей с Солнцем и Луной со своими богами, которые обединены в скопления 1000 систем, 100тыс. систем и 100х100тыс. систем (так вроде).

Сообщение #6Добавлено: 06.08.2017, 09:58
Dz
onion писал(а):"Весь мир представлял собой единую массу воды и стояла темнота, ослепительная темнота"
Пока вселенная была в "жидком" состоянии и света ещё не было. Элемент воды в буддизме - это не то, чтобы именно та водичка, что из крана бежит, это характеристика текучести и связанности. Там же не говорится, что земля была покрыта океаном.
В то время весь мир представлял собой единую массу воды и стояла темнота, ослепительная темнота. Ни луна, ни солнце, ни звёзды, ни созвездия ещё не появились, не различались ни день, ни ночь, ни месяцы, ни половины месяца, ни годы, ни времена года; не было ни мужчин, ни женщин, существа считались просто существами. И рано или поздно, Васеттха, через очень долгий промежуток времени, аппетитная земля появилась над водами, где жили эти существа. Земля появилась подобно пенке, которая формируется на поверхности риса, сваренного в молоке, когда он остывает. У неё был цвет, запах и вкус. У неё был цвет великолепного топленого масла, и она была очень сладкая, как безупречный дикий мёд.
Да-с, признаюсь, по началу я тоже был немного в замешательстве.
Аганья сутта вообще интересна тем, что с одной стороны необычайно точно (учитывая её возраст и стиль изложения) описывает современные космологические модели с развёртыванием (и разрушением) мира, но с другой стороны там бестелесные светящиеся бесполые существа, птиающиеся землёй и потом грибами.
Но тут надо много чего учесть, в том числе то, что "как поняли, так запомнили и передали". :)
Вообще же в сутте отлично (опять же, (учитывая её возраст и стиль изложения) описано: циклическое возникновение и разрушение вселенной, формирование Земли из расплавленной массы с застыванием коры на поверхности, развитие живых существ от бесполых питающихся тем, что сама планета давала (автотрофы), возникновение гетеротрофии, пола; развитие социальных отношений от равенства первобытного общества до каст тогдашнего общества... Уж как это оформилось в сутте - это другой вопрос :) Что там со светящимися людьми - может говорилось об изначальных тонкоматериальных существах. Был бы Будда с нами - спросили бы, а так... Сутта-то недоктринальная, и больше о том, что касты - как бэ не воля богов, а так получилось, как органичный процесс развития мироздания.

Сообщение #7Добавлено: 06.08.2017, 14:31
Белов
onion писал(а):Это наталкивает на мысль, что Будда ошибался в этом вопросе, а значит мог ошибаться в чём-то ещё.
Я бы на вашем месте искал подтверждения его слов, а не противоречия. Ну я ТАК делал. Точнее я ИХ увидел, и их хватило.

Сообщение #8Добавлено: 06.08.2017, 16:22
zRo
А мы сейчас знаем, что это не так.

"знаем" только с точки зрения современной науки (а её представления о мире непостоянны и изменчивы).
Будда в суттах описывает мир не научным языком, не опирается на науку. Пытаться наложить одну систему на другую (скрестить научное и религиозное) в вопросах религии - не самая лучшая затея. Хорошо, конечно, когда одно другому не противоречит, но совершенно не обязательно так всегда должно быть.

Сообщение #9Добавлено: 06.08.2017, 17:23
Satou
Лично я такие сутты пропускаю, Будда часто указывал, что он учит только страданию и избавлению от страдания, а на вопросы об устройстве мира говорил, что если он будет рассказывать это, то слушающий состарится и умрёт раньше, чем будет поведана малая часть
Ну и http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn101-devadaha-sutta-sv.htm

Сообщение #10Добавлено: 07.08.2017, 14:50
Vladislav
Мне кажется на самом деле это может быть очень глубокая по смыслу сутта, конечно ее нельзя понимать буквально и хорошо бы иметь разные толкования от оригиниальных терминов..

Мне более даже интересна история с "поеданием" земли и прочим... и формированием жажды по сути (как я понял).

Иногда реально нельзя смотреть на все буквально.

Сообщение #11Добавлено: 07.08.2017, 22:22
The Коля
Dz писал(а):Да-с, признаюсь, по началу я тоже был немного в замешательстве.
Аганья сутта вообще интересна тем, что с одной стороны необычайно точно (учитывая её возраст и стиль изложения) описывает современные космологические модели с развёртыванием (и разрушением) мира, но с другой стороны там бестелесные светящиеся бесполые существа, птиающиеся землёй и потом грибами.
Но тут надо много чего учесть, в том числе то, что "как поняли, так запомнили и передали". :)
Вообще же в сутте отлично (опять же, (учитывая её возраст и стиль изложения) описано: циклическое возникновение и разрушение вселенной, формирование Земли из расплавленной массы с застыванием коры на поверхности, развитие живых существ от бесполых питающихся тем, что сама планета давала (автотрофы), возникновение гетеротрофии, пола; развитие социальных отношений от равенства первобытного общества до каст тогдашнего общества... Уж как это оформилось в сутте - это другой вопрос :) Что там со светящимися людьми - может говорилось об изначальных тонкоматериальных существах. Был бы Будда с нами - спросили бы, а так... Сутта-то недоктринальная, и больше о том, что касты - как бэ не воля богов, а так получилось, как органичный процесс развития мироздания.
Спасибо Вам большое!