О сознательности

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 onion » 16.08.2017, 03:09

Я задался таким вопросом. Когда я иду по коридору и сворачиваю в комнату, в какой момент я решаю начать поворачивать? Я стал наблюдать. При приближении к комнате, я чувствую, что скоро начнётся поворот. Чем я ближе, тем скорее я чувствую, он начнётся. И я поворачиваю. Я не вижу момента, а который я бы чувствавал "прямо сейчас я принял решение повернуть". Есть знание, что совсем скоро будет поворот. Потом случается поворот, и я знаю, что вот он произошёл. Нельзя выделить чёткую границу между первым состоянием и вторым.
Выходит, что я не контролирую процесс ходьбы. Он происходит сам по себе, но так, как мне нужно.
Что является идеалом сознательности? Детальное наблюдение своих действий, или в добавок к этому осознание своего контроля над ними? Должен ли я видеть, что в такой-то момент я принял решение сделать такое-то движение? У меня они происходят как-то сами.
onion
Репутация: 5
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 03.08.2017
Традиция: Тхеравада

#2 Sure » 16.08.2017, 06:44

Ту смотрите тут как и везде надо найти равновесие.
А иначе голову сломаешь в поисках идеального сознательного бытия.

Имхо вот вы идете вы знаете что сейчас вы идете этого достаточно.
Либо вы идете и в телефон уткнулись тут вы идете не осозноно к ходьбе.
Sure
Репутация: 173
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 5

#3 SV » 16.08.2017, 15:04

Вы, наверное, имеете в виду осознанность (сати), а не сознательность.

Осознанность, как подметил один небезызвестный буддийский учитель, штука довольно комплексная и включает в себя 3 аспекта:

1) памятование (воспоминание, припоминание, воспроизведение в уме чего-то, что уже знаешь)
2) внимательность к настоящему моменту (сюда же входит, пожалуй, бдительность - сампаджаннья)
3) готовность и намерение изменить/исправить текущее умственное состояние (эта готовность базируется на Правильных Воззрениях - самма-диттхи).

Чтобы было легче запомнить: осознанность этими аспектами как бы включает в себя "прошлое"-"настоящее"-"будущее". Когда будете обдумывать эту тему в очередной раз, вспомните про вот эти временные рамки и что они означают.

А то, о чём вы пишите - это развитие срединного аспекта и, возможно, сампаджанньи, бдительности. Вот, канон:

«Монахи, монах во время ожидания должен пребывать осознанным и бдительным. Таково наше наставление вам. И как, монахи, монах пребывает осознанным? Вот, монахи, монах пребывает в созерцании тела в теле, [будучи] старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Он пребывает в созерцании чувств в чувствах… ума в уме… феноменов в феноменах, [будучи] старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Вот таким образом монах пребывает осознанным.

И каким образом, монахи, монах бдителен? Вот, монахи, когда монах идёт вперёд и возвращается, он действует с бдительностью. Когда смотрит вперёд и смотрит в сторону; когда сгибает и разгибает свои члены; когда несёт одеяние и верхнее одеяние, свою чашу; когда ест, пьёт, жуёт, пробует на вкус; когда мочится и испражняется; когда идёт, стоит, сидит, засыпает, просыпается, разговаривает и молчит, он действует с бдительностью. Вот как монах бдителен.


Короче говоря, данным упражнением вы развиваете серединный аспект осознанности - остроту внимания к происходящим в данный момент вещам в теле и уме. Это очень полезный навык, потому что позволяет выявить что происходит внутри сознания и, соответственно, даёт зелёный свет на исправление неправильных/плохих умственных состояний, мыслей, тенденций (хотя сам по себе ещё не гарантирует этого - просто даёт возможность).

Вы спрашиваете, что является идеалом осознанности? Ну, очевидно, это развитая осознанность, которая очень хорошо знает "что такое хорошо, а что такое плохо", и позволяет исправлять негативные умственные состояния. Причём, делать это очень быстро, фактически мгновенно. Именно для этого она нужна - для исправления негативных и просто неправильных состояний ума.

Это если говорить о видимой перспективе. А в далёкой - такая развитая осознанность должна быть способна привести ум в состояние самадхи, благодаря которому осознанность получает качественный рывок вперёд, и может, в теории, созерцать ум и тело на принципиально ином, гораздо более глубоком уровне. Только на таком уровне вам по-настоящему удастся распознать утончённые и невидимые умственные состояния - как например обусловленность воления, о котором вы также спрашиваете. В обычном состоянии едва ли вы сможете такие вещи увидеть ,)
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#4 RB-G » 17.08.2017, 09:16

Скрытый текст
SV писал(а):Вы, наверное, имеете в виду осознанность (сати), а не сознательность.

Осознанность, как подметил один небезызвестный буддийский учитель, штука довольно комплексная и включает в себя 3 аспекта:

1) памятование (воспоминание, припоминание, воспроизведение в уме чего-то, что уже знаешь)
2) внимательность к настоящему моменту (сюда же входит, пожалуй, бдительность - сампаджаннья)
3) готовность и намерение изменить/исправить текущее умственное состояние (эта готовность базируется на Правильных Воззрениях - самма-диттхи).

Чтобы было легче запомнить: осознанность этими аспектами как бы включает в себя "прошлое"-"настоящее"-"будущее". Когда будете обдумывать эту тему в очередной раз, вспомните про вот эти временные рамки и что они означают.

А то, о чём вы пишите - это развитие срединного аспекта и, возможно, сампаджанньи, бдительности. Вот, канон:

«Монахи, монах во время ожидания должен пребывать осознанным и бдительным. Таково наше наставление вам. И как, монахи, монах пребывает осознанным? Вот, монахи, монах пребывает в созерцании тела в теле, [будучи] старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Он пребывает в созерцании чувств в чувствах… ума в уме… феноменов в феноменах, [будучи] старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Вот таким образом монах пребывает осознанным.

И каким образом, монахи, монах бдителен? Вот, монахи, когда монах идёт вперёд и возвращается, он действует с бдительностью. Когда смотрит вперёд и смотрит в сторону; когда сгибает и разгибает свои члены; когда несёт одеяние и верхнее одеяние, свою чашу; когда ест, пьёт, жуёт, пробует на вкус; когда мочится и испражняется; когда идёт, стоит, сидит, засыпает, просыпается, разговаривает и молчит, он действует с бдительностью. Вот как монах бдителен.


Короче говоря, данным упражнением вы развиваете серединный аспект осознанности - остроту внимания к происходящим в данный момент вещам в теле и уме. Это очень полезный навык, потому что позволяет выявить что происходит внутри сознания и, соответственно, даёт зелёный свет на исправление неправильных/плохих умственных состояний, мыслей, тенденций (хотя сам по себе ещё не гарантирует этого - просто даёт возможность).

Вы спрашиваете, что является идеалом осознанности? Ну, очевидно, это развитая осознанность, которая очень хорошо знает "что такое хорошо, а что такое плохо", и позволяет исправлять негативные умственные состояния. Причём, делать это очень быстро, фактически мгновенно. Именно для этого она нужна - для исправления негативных и просто неправильных состояний ума.

Это если говорить о видимой перспективе. А в далёкой - такая развитая осознанность должна быть способна привести ум в состояние самадхи, благодаря которому осознанность получает качественный рывок вперёд, и может, в теории, созерцать ум и тело на принципиально ином, гораздо более глубоком уровне. Только на таком уровне вам по-настоящему удастся распознать утончённые и невидимые умственные состояния - как например обусловленность воления, о котором вы также спрашиваете. В обычном состоянии едва ли вы сможете такие вещи увидеть ,)
золотые слова.
я почему-то немогу нажать на плюс.
Это если говорить о видимой перспективе. А в далёкой - такая развитая осознанность должна быть способна привести ум в состояние самадхи, благодаря которому осознанность получает качественный рывок вперёд, и может, в теории, созерцать ум и тело на принципиально ином, гораздо более глубоком уровне. Только на таком уровне вам по-настоящему удастся распознать утончённые и невидимые умственные состояния - как например обусловленность воления, о котором вы также спрашиваете. В обычном состоянии едва
нет, это уже самадхи!
RB-G
Аватара
Репутация: 2
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 17.08.2017
Традиция: Нет

#5 Frithegar » 17.08.2017, 10:52

SV писал(а):Вы, наверное, имеете в виду осознанность (сати), а не сознательность.

Осознанность, как подметил один небезызвестный буддийский учитель, штука довольно комплексная и включает в себя 3 аспекта:

Как всё это примирить с тем, что "я нету"? Что "не существует никакого "я"" как это можно слышать в разговорах. Приведу пример. В ходе дискуссии предложил моим собеседникам (на других площадках) взять ручку со стола. Вот лежит ручка на столе. Возьмите её. И теперь ответьте на вопрос: кто её взял? ... никто не сказал "я её взял". Все говорили про "патичча самуппада" и прочее. Потому, не нужно доводить до абсурда то, что мы не понимаем пока. В правильном свете ... А так, есть, существует "моя воля". И только я и никто другой принимает окончательное решение для совершения действия. Во многих случаях. И, если это так - то и следствия придут к источнику, который принял это решение. ... Но, при этом нужно учитывать ,что есть и другие воли, которые влияют на мою волю в их интересах. В этом нужно искать разгадку того, что такое "я" на самом деле.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#6 Frithegar » 17.08.2017, 10:56

onion писал(а):Я задался таким вопросом. Когда я иду по коридору и сворачиваю в комнату, в какой момент я решаю начать поворачивать? Я стал наблюдать.

Вы еще до сих пор не услышали, что "на самом деле никакого "я" нету"? Вероятно, лето. Не сезон.
Это еще покруче, чем догма о непорочном зачатии. Там хоть это далеко, где-то, в глубине времен. А тут, вот оно: нету "я" и все. ... "Ну как же нету?" - "а так, нету".
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 1

#7 Temporary » 17.08.2017, 11:47

Frithegar писал(а):Как всё это примирить с тем, что "я нету"? Что "не существует никакого "я"" как это можно слышать в разговорах. Приведу пример. В ходе дискуссии предложил моим собеседникам (на других площадках) взять ручку со стола. Вот лежит ручка на столе. Возьмите её. И теперь ответьте на вопрос: кто её взял? ... никто не сказал "я её взял". Все говорили про "патичча самуппада" и прочее. Потому, не нужно доводить до абсурда то, что мы не понимаем пока. В правильном свете ... А так, есть, существует "моя воля". И только я и никто другой принимает окончательное решение для совершения действия. Во многих случаях. И, если это так - то и следствия придут к источнику, который принял это решение. ... Но, при этом нужно учитывать ,что есть и другие воли, которые влияют на мою волю в их интересах. В этом нужно искать разгадку того, что такое "я" на самом деле.
Да потому-что нужно различать относительный уровень и абсолютный. На относительном уровне все говорят я, мое, он, они, даже араханты, но они не привязываются к этому. Вот, прочитайте пожалуйста:
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn1_25-arahanta-sutta-sv.htm
Как уже много раз говорилось индивидуальность живых существ и самость это разные вещи.
В другим темах вы пытаетесь продвинуть свою идею о существовании "я" на абсолютном уровне, что в корне противоречит тому, чему учит Будда, потому там вас и пытаются исправить. Как говорит Достопочтенный Дхаммавудхо, читайте много сутт на доступном вам языке, русском, английском, чтобы составить полную картину, и понять уже наконец, что не идет в суттах речи ни о каком абсолютном Я.
Temporary M
Откуда: Краснодар
Репутация: 189
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 01.09.2015
Традиция: Тхеравада

#8 Maksim Furin » 17.08.2017, 12:14

Frithegar, ты утомляешь себя, Иозеф.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#9 Frithegar » 17.08.2017, 12:30

речь идет не о представлении о "я". Что мол я такой умный или не умный. А об отрицании ответственности за свои действия. Человек постоянно что-то хочет и действует вследствие этого хотения. Мыслью, поступком или словом. Но мне вот говорят, что это все происходит "само собой" и нет ни сознательного решения, ни сознательного действия исходя из этого решения. ... А, следовательно и ответственности за эти действия тоже нету. ... Когда мы что-то делаем, совершаем какой-то поступок, мы говорим: "Я это делаю, потому что я так хочу". Да, я согласен, что само хотение человека зависит от многих факторов. Но просто так тупо отрицать, что это не я хочу, а само собой получается - это глупо. В лучшем случае. В худшем - ведет к несвободе. К зависимости от других
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#10 Frithegar » 17.08.2017, 12:41

это первое. Ну и второе:

Temporary писал(а): не идет в суттах речи ни о каком абсолютном Я.

ответьте себе на вопрос: вы принимаете или отрицаете природу Будды? Если принимаете, то она и есть это самое "абсолютное я". Или назовите по другому. Суть от этого не изменяется. Есть "три драгоценности" в буддизме. Будда, сангха и дхамма. Будда - высшее состояние, сангха (братство монахов) - это ступени, ведущие к этому состоянию. Дхамма - учение по которому достигается состояние Будды.

Так вот, сейчас, в данный момент мы не находимся в состоянии Будды. Понимаете? Мы существуем. "Существовать" - это следствие жажды (танха) и удовлетворения этой жажды (упадана). Это и есть "бхава" - существование. Признаков (лакшан) этого существования три: аничча, анатта и дукха. Вот потому наше "я" и есть эти самые страдание (дукха), объективная реальность (анатта) и прерывистость восприятия (аничча).

Так сейчас существует наше "я". Оно существует как 1. страдание (дукха), 2. как прерывистое восприятие и прерывистое, переходящее с одного ментального объекта на другой сосредоточение (аничча). И, что главное 3. атта (я) видит себя отраженным в анатта (не-я) или в объективной реальности.

Но когда мне говорят что "я не существует"... моя рука тянется к ... суттам. Где совершенно прямо говорится, что как существование "я" так и не существование "я" - это НЕПРАВИЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#11 Frithegar » 17.08.2017, 12:53

... думать о себе как о "я" - не правильно. С любым знаком. Будь то, "я хороший" или "я плохой". Но и думать, что я не существует - тоже не правильно.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#12 ura1 » 17.08.2017, 12:59

Frithegar писал(а):Но когда мне говорят что "я не существует"... моя рука тянется к ... суттам
А если нет род рукой Канона то что тогда?, можно ли найти ответ не опираясь на то что написано, сказано кем-то ... Другими словами найти ответ самостоятельно не следуя "известным" шаблонам"?
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 115
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#13 Temporary » 17.08.2017, 13:04

Frithegar писал(а):Все говорили про "патичча самуппада" и прочее. Потому, не нужно доводить до абсурда то, что мы не понимаем пока. В правильном свете ... А так, есть, существует "моя воля". И только я и никто другой принимает окончательное решение для совершения действия.
Frithegar писал(а):Да, я согласен, что само хотение человека зависит от многих факторов. Но просто так тупо отрицать, что это не я хочу, а само собой получается - это глупо. В лучшем случае. В худшем - ведет к несвободе. К зависимости от других
Можно еще привести пример обусловленности воли. Вот вы родились мужчиной. Если у природы все идет по плану, то вы будете сексуально желать женщину. Т.е. при виде голых женских форм, ваши зрачки расширятся, выступит пот, участится дыхание, но самое главное(!), ваш ум устремится к обладанию женщиной. В случае с женщиной это произойдет при виде мужчины. Обычный человек может сказать: это Я хочу женщину, или, мое Я хочет женщины. Но если хорошо подумать, то становится видно, что это хотение произведено не неким Я, но обусловлено прошлыми тенденциями и рождением в мужском/женском теле соответственно. Наглядно видно, что это желание, этот акт воли обусловлен предыдущими причинами. Аналогично, все акты воления обсуловлены подобным образом. Не выражаются неким Я, но имеют причины. Это и было открыто Буддой в ночь просветления, в четвертой джане. Сам Будда говорил: "Пребывайте в сосредоточении, монахи, сосредоточенный монах видит вещи в соответствии с действительностью." И что он видит? Что ВСЕ воления обусловлены. ВСЕ явления обусловлены. Потому он разочаровывается во всех явлениях, отбрасывает их, и становится арахантом. Понимание этого наоборот, ведет к свободе.
Предупреждая вопрос, который может возникнуть, работу по разочарованию и отбрасыванию выполняет сознание. Но оно также обусловлено. Т.е. в сознании возникает прозрение в обусловленность всех феноменов, и следом контрпрозрение, ого, даже само осознавание обсуловленности тоже обусловленно.
Frithegar писал(а):Но когда мне говорят что "я не существует"... моя рука тянется к ... суттам. Где совершенно прямо говорится, что как существование "я" так и не существование "я" - это НЕПРАВИЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ
Если вам такая сутта известна, приведите ее. Я таких не встречал.
Последний раз редактировалось Temporary 17.08.2017, 13:13, всего редактировалось 2 раз(а).
Temporary M
Откуда: Краснодар
Репутация: 189
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 01.09.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Temporary » 17.08.2017, 13:08

Frithegar писал(а):ответьте себе на вопрос: вы принимаете или отрицаете природу Будды?
Нет. Считаю оригинальным учением Будды Сутта-питаку и Виная-питаку, а там о природе Будды ничего не сказано.
Frithegar писал(а):А, следовательно и ответственности за эти действия тоже нету. ...
Хотя и нет "Я", которое переживает страдание, есть само страдание в виде 5 групп существующих феноменов, потока обусловленных дхамм. Я боюсь совершить неблагое действие не потому, что мое "Я" от этого пострадает, но потому что плодом неблагого действия станет созревание болезненных ощущений в поле 6 сфер чувств. Действие и плод действия. Наличие "Я" для взятия ответственности за поступки не обязательно.
Последний раз редактировалось Temporary 17.08.2017, 13:22, всего редактировалось 1 раз.
Temporary M
Откуда: Краснодар
Репутация: 189
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 01.09.2015
Традиция: Тхеравада

#15 Maksim Furin » 17.08.2017, 13:21

Frithegar писал(а):Но мне вот говорят, что это все происходит "само собой" и нет ни сознательного решения, ни сознательного действия исходя из этого решения. ... А, следовательно и ответственности за эти действия тоже нету.

Ну вот как? Как после стольких часов, дней, недель и месяцев проведённых за изучением этого вопроса, вы так ничего и не поняли? Разве вам кто-то говорил что нет сознательного решения и сознательного действия? Разве кто-то говорил вам о том, что принцип анатты о том, что нет ответственности за действия? Как об стену горох, ей богу. Каждый раз одно и то же.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#16 Frithegar » 17.08.2017, 13:26

Temporary писал(а):Если вам такая сутта известна, приведите ее. Я таких не встречал.

В который раз. Но сколько надо, столько и буду:

Вот как он немудро направляет внимание: «Был ли я в прошлом? Не было ли меня в прошлом? Чем я был в прошлом? Каким я был в прошлом? Будучи чем я стал таким в прошлом? Буду ли я в будущем? Не будет ли меня в будущем? Чем я буду в будущем? Каким я буду в будущем? Будучи чем я буду таким в будущем?» Или вместо этого он внутренне запутан в отношении настоящего: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда взялось это существо? Куда оно уйдёт?»

Когда он подобным образом немудро направляет внимание, одно из шести воззрений возникает в нём.
Воззрение «я существует у меня» возникает в нём как истинное и утверждённое;
или же воззрение «я не существует у меня» возникает в нём как истинное и утверждённое ...

... Это спекулятивное воззрение, монахи, называется чащей воззрений, грудой воззрений, искривлением воззрений, колебанием воззрений, путами воззрений. Скованный путами воззрений, необученный заурядный человек не освобождён от рождения, старения, смерти, от печали, стенания, боли, горя и отчаяния. Он не освобождён от страданий, я говорю вам.

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn2-sabbasava-sutta-sv.htm
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#17 Frithegar » 17.08.2017, 13:33

Maksim Furin писал(а): Разве вам кто-то говорил что нет сознательного решения и сознательного действия?

то есть, вы отделяете "я" от сознательного решения и сознательного действия? Кто тогда принимает это сознательное решение чтобы взять ручку со стола. Возьмите ручку со стола. Кто это сделал? ... варианта только два: либо я, либо не я. Выбирайте. В последнем - вы просто не отвечающий за свои действия человек.

Но не надо спешить. Не надо. Тут все не так просто как кажется.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#18 Frithegar » 17.08.2017, 13:38

Temporary писал(а):Хотя и нет "Я", которое переживает страдание, есть само страдание в виде 5 групп существующих феноменов ...

да, да. Смотрите выше про "три лакшаны". Три признака существования. Три признака того ЧТО СУЩЕСТВУЕТ. Дукха среди них. Вместе с анатта и аничча
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 1

#19 Temporary » 17.08.2017, 13:39

Frithegar писал(а):или же воззрение «я не существует у меня» возникает в нём как истинное и утверждённое ...
Это, я полагаю, можно перефразировать так: "У моего Я нет Я". И это спекулятивное, абсурдное воззрение, даже обдумывание которого поломает мозг. Из разряда четвертого спекулятивного вопроса о Татхагате: «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти». Представить такое сложно. Здесь Будда, как я считаю, просто перечисляет примеры таких абсурдных воззрений, бытовавших в то время.

Теперь главное. Воззрение "Я не существует" и "У моего Я нет Я" - разные.

Frithegar писал(а):В который раз. Но сколько надо, столько и буду:
И чуть ниже там сказано:
[Вот каким образом] он мудро направляет внимание: «Это – страдание». Он мудро направляет внимание: «Это – причина страдания»… «Это – прекращение страдания»… «Это – путь, ведущий к прекращению страдания». Когда он таким образом мудро направляет внимание, три оковы отбрасываются в нём:

* воззрение о существовании «я»,
* сомнение,
* цепляние за правила и предписания.

Эти зовутся пятнами [загрязнений ума], которые следует отбрасывать видением.
Temporary M
Откуда: Краснодар
Репутация: 189
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 01.09.2015
Традиция: Тхеравада

#20 Frithegar » 17.08.2017, 13:42

смотрите "Дхаммапада":

160. Ведь свое я – господин себе. Кто же еще может быть господином?
160. Attā hi attano nātho, ko hi nātho paro siyā;

https://dhamma.ru/canon/kn/dhp/dhammapada.htm

и есть множество таких примеров. Но не надо спешить с выводами. И бросаться в другую крайность. ... Да, такого "я" каким мы привыкли его осознавать - не существует. На самом деле. Но надо дойти до понимания почему именно. В чем смысл этого утверждения
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 38 гостей