Существуют ли безвыходные ситуации?

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

  • 1

#21 Karbamazapin2017 » 13.06.2018, 19:50

Макушев Михаил, так значит всё-таки есть безвыходные ситуации даже для буддистов? Просто лучше, как уже оговорилось выше, называть их, "неблагими". Понимаете, я ведь это неспроста задал вопрос. Не люблю дилетантов и сам не хочу быть дилетантом. Обычно ведь, скажем, представители авраамических религий будут говорить, что всё в руках Бога, поэтому безвыходных ситуаций не бывает, просто каждая из религий будет по-своему расставлять акценты. А тем не менее люди же будут в панике большинство, когда с ними будут что-то подобное, что я описал выше, происходить.

Интересно, а дзэн-буддисты что сказали бы? Хм, думаю, они бы сказали какую-нибудь "абракадабру"(не в том смысле, что я хочу их оскорбить, обидеть), ну, сказали какую нибудь мудрую-премудрую мысль и, конечно, сказали бы, что безвыходных, т.е. "неблагих" ситуаций не существует, всё в уме, ум может изменить отношения, и даже если трос оборвался в лифте, даже если случайно попал в западню, а там тебя обстрелять хотят, всё окей, только ум изменит отношение, прикажешь уму: всё прекрасно, лифт находится в уме, пули в уме и т.д. Нет, я не шучу! Никоим образом! Может, я карикатурно, может, как дилетант, описываю отношение дзэн-буддистов к подобным ситуациям "безвыходных", "неблагим", тем не менее, наверное, они реально так считают?

А вот Тхеравада мне всё-таки кажется более реалистичной, нежели тот же дзэн-буддизм. Посему мне важно мнение Тхеравады! Но не дилетантский подход, а строгий, каноничный и при этом реалистичный, т.е. чтобы это как-то соотносилось с жизненным опытом.
Я лично вижу, что многое зависит от нашего с вами отношения к той или иной ситуации, которая, кажется, безвыходной. Ну, тот же пример с лифтом. Оборвался трос. Ситуация, в общем-то, нехорошая. Грозит смертью. Один буддист будет так с более менее спокойным состоянием сознания к этому относиться, скажем, ну, видимо, неблагая камма созрела, но зато я сделал в жизни много хороших дел и накопил заслуги, а другой буддист или не-буддист будет паниковать. Т.е. как-то здесь всё не так просто. Я вижу, что стоит смотреть объективно на ситуацию ИЗВНЕ и на само отношение человека к такой ситуации, т.е. ВНУТРИ уже...
Karbamazapin2017
Репутация: 3
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 26.03.2018
Традиция: Нет

#22 Karbamazapin2017 » 13.06.2018, 19:56

masterjack писал(а):Походу, только ниббана- единственная безвыходная ситуация
В каком смысле безвыходная ситуация? В том, что арахант попавший туда, оттуда "не выйдет", это вечное состояние, неизменное. В этом смысле вы имели в виду?
В таком случае и сотапанна, тот, кто им стал, тоже находится в безвыходной ситуации, в том плане, что он однозначно не пойдёт в ад и не будет "спускаться" в нижние миры, а будет только НЕМИНУЕМО двигаться к просветлению и, соответственно, Ниббане.
Сюда же можно отнести и сакадагами и анагамин! Они тоже находятся в "безвыходной ситуации", они неминуемо придут к Ниббане.
Но только это очень хорошая "безвыходная ситуация", о такой ситуации желали бы многие!
Karbamazapin2017
Репутация: 3
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 26.03.2018
Традиция: Нет

  • 1

#23 masterjack » 13.06.2018, 21:29

Не желали бы ее многие.
Ибо не желают.
Канонической цитаты хотите: Будда говорил что его последователей как песка на ногте, а всех остальных как песка в пустыне. +-
Касательно ниббаны: этот феномен реализованный предполагает отсутствие любых ситуаций и соответственно нет из них и выхода.
Канонтческая цитата: не будет больше возвращения ни в какую из форм существования.
Реализованная безсамостность и практика описанная в махасатипатхане сутте тоже избавит от безвыходных ситуаций.
Т.к. теперь будет происходить не переживание моим Я той или иной ситуации с желанием того или иного исхода (желанием переживания другой ситуации)
А каждая текущая ситуация будет всего лишь предметом для внимания и фиксации.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4877
Сообщения: 4259
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#24 Макушев Михаил » 15.06.2018, 15:07

Karbamazapin2017 писал(а):Макушев Михаил, так значит всё-таки есть безвыходные ситуации даже для буддистов?
Вы смещаете терминологию. Ситуация, из которой заведомо нет приемлемого для индивида выхода, называются безвыходными. Это совсем не означает что они не могут затем поменяться или что для кого-то иного они безвыходными не кажутся.
Я пока что обсуждаю термин без отношения к чему бы то ни было
Не люблю дилетантов...
Забавно. Интересные же люди, и не хуже и не лучше иных
Макушев Михаил M
Аватара
Репутация: 131
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 02.10.2015
Традиция: Тхеравада

#25 Karbamazapin2017 » 11.12.2018, 03:18

masterjack писал(а):и Будда говорил, что если вас будут бить палками каждый день 24/7 (не помню точно но не суть) сто лет подряд и потом поделятся Дхаммой, то эти сто лет мучений ничто по сравнению с тем что вы обретете.
вы сейчас живы, сохранили жизнь и рассудок, встретились с Дхаммой, имеете почву для понимания причин произрастания проблем людских. Вы ищете ответы на вопросы: почему так? где причина?
и это очень важная отправная точка для дальнейшего понимания того что говорил Будда.
это важнее, чем мысли о прошлой боли и страданиях.
Да, вы правы, вернее, прав Будда, сказав так. Но если после этих мучений или тому подобных человек, да, встретился с Дхаммой, но стал невероятно озлобленным (это я про себя честно пишу, и люди говорят мне, а именно моя девушка, что мачеха (увы, оказалось, что мачеха, а не мать, но не суть) сделала меня воспитанным, но в то же время столько во мне злобы, я такой озлобленный. Я к тому, что смогу ли я, не смотря на то, что встретился с Дхаммой, радуюсь учению Будды, вижу, что оно прекрасно, изучаю его, пытаюсь хоть как-то реализовать его учение в жизни, но реализация, скажем так, оставляет желать лучшего, я стараюсь как-то улучшить камму, но злобу мне никак не погасить КАПИТАЛЬНО, только так, местами... Вам не кажется, что следовать Дхамме и быть озлобленным на жизнь - это несовместимые вещи и это как-то странно выглядит. Люди меня злят, когда оскорбляют, унижают или хамят, допустим, в общественном транспорте. Но Дхамму я не хочу и не собираюсь бросать, просто мне как-то диковато становится от этого: как же я, стараясь следовать прекрасному учению Будды, имею невероятною озлобленность...

Просто мне вот эта сутта Саттисата: сотня копий про избиение палками... кажется, несколько отвлеченной от реальности. Если надо мной издевались 26 лет, и я озлобленный, а если издеваться 100 лет - человек же может реально стать психически больным полностью... P.S. Ни в коем случае не собираюсь хаить метафору Будды, во многом мудрая, но есть жизненные нюансы...
Karbamazapin2017
Репутация: 3
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 26.03.2018
Традиция: Нет

#26 Nwad » 11.12.2018, 08:13

Karbamazapin2017 писал(а):но в то же время столько во мне злобы
Вы страдаете от неё ?
Nwad
Аватара
Репутация: 259
Сообщения: 788
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 5

#27 masterjack » 11.12.2018, 09:21

На форуме есть соседняя тема "уединение"
В ней есть мысли и цитаты и о злобе, и о борьбе.

На мои ощущения:
-есть религии, которые говорят о мгновенной трансформации ума, обретении благодати, покоя и радости, прямо здесь и Сейчас. То что я вижу в суттах: такое возможно далеко не всем. Например в сутте "неподходящий момент" Будда прямым текстом говорит, что не все смогут встретить или понять Дхамму. А раз так, то какой такой покой для всех умов?
-моя борьба... если я один из тех кто будет бороться, но не достигнет покоя, что вызовет ещё больше злобы, то может стоит прекратить борьбу?
Тут мы опять приходим к тому, что откидывая тезисы о "пеперождениях" мы не пойдем и не сможем практиковать учение будд. Представьте себя на месте отца, который закончил три класса школы и всю жизнь ковыряется в говне. Он может не попасть в хорошую и развитую страну и жить у моря в домике. Но он может вкалывать всю жизнь чтобы его ребенок имел такую возможность. Если вам понятно такое сравнение, то может и поймёте почему стоит продолжать текущую борьбу.
- мне кажется вы ищете волшебной кнопки: нажми на кнопку и сразу результат. Или волшебные слова, волшебное предложение. По принципу: и он услышал это изречение из уст будды и ТУТ ЖЕ стал просветленным. Вряд ли вы такое найдёте.
Нужно понять и принять что у вас такой ум. Полный злобы и жажды. И вам надо его обуздывать, сдерживать. И это может занять всю жизнь. И всё равно какая-то злоба может остаться (читайте цитаты из соседних тем). И ум не меняется мгновенно. Есть сутта где Будда говорил о ручке долота. Столяр каждый день работает долотом. И не может сегодня сказать: ручка сегодня износилась на столько-то, вчера на столько-то. Но когда пришло время столяр видит: ручка износилась.
Так и с умом. Изо дня в день надо прикладывать усилия. И когда произойдет изменение это будет видно. Не ищите изменения каждый день. Ищите возможность обуздывать ум патимокхой.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4877
Сообщения: 4259
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#28 Nwad » 11.12.2018, 09:45

К слову о выше сказанном :
В одной сутте Будда сказал что если вам продолжат сделку в которой вы будите жить 100 лет и каждый день, со дня вашего рождения, утром в обед и вечером, что человек будут колоть вас копьями, но по истечению ста лет вам гарантируют Вступление в Поток, то на такую сделку стоит согласится...
Nwad
Аватара
Репутация: 259
Сообщения: 788
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#29 Karbamazapin2017 » 11.12.2018, 22:12

Nwad писал(а):Вы страдаете от неё ?
Да, это правда. Больше всего, я сам это вижу в себе, и близкие мне люди говорят, что я весь пропитан злобой. Скажите, это естественно, что у меня вызывает отвращение произносить вслух Метта сутту или я, вот, не помню точно, может разные переводы... схожее, что-то с ней читал у бхиккху Кхантипалло... Просто когда я читал вслух и пытаюсь в уме направить любовь ко всем существам, вспоминая мачеху, 26 лет издевавшуюся надо мной, вспоминая многих своих врагов, мне становится противно. Я понимаю: ну, какая во мне дружеская любовь к ним? Я же занимаюсь самообманом. Поэтому я не могу произносить эту сутту (кажется, всё-таки эту сутту) вслух, читать да, доверие к ней есть, в уме понимаю, что это правильно, Будда не мог оишбаться, а осуществить в жизни, реализовать, не могу. Что вы думаете об этом?
Karbamazapin2017
Репутация: 3
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 26.03.2018
Традиция: Нет

  • 1

#30 Nwad » 12.12.2018, 03:23

Karbamazapin2017 писал(а):Просто когда я читал вслух и пытаюсь в уме направить любовь ко всем существам,
Просто вы переступили одну ступень.

Будда называл практиков способных генерировать по желанию то или иное качество в своём уме - мастерами ума, но перед тем как начать генерировать метту вам необходимо тренироваться :
- избавляться от уже возникшей злобы (за что мой ум цепляется? И тд)
- тренироваться в удалении условий для ещё не возникшей злости (избегать ситуаций с риском, людей, сюжетов, памятование о Дхамме и тд)
И только потом :
- генерировать ещё не возникшие благие качества
- поддерживать уже возникшие благие качества

И ещё.
Для начала генерировать метту на самого себя (мог ли бы я быть свободным от страданий), потом на любимых людей, и только в самом конце, когда поймёте что можете к этому приступить, пожелать счастья и свободы от страданий вашим врагам.

Знаете, люди они изначально все хорошие, просто некоторые очень сильно омрачнены и страдают так сильно внутри себя что это внутренее страдание трансформируется в аггресию. Они как грудные дети не знающие как попросить о помощи и избавиться от страданий начинают плакать и реветь. Вам нужно понять их страдание, понять их боль и муку и простить им то что они трансформируют свою боль в чужую... Это дети, они не знают что творят.
Nwad
Аватара
Репутация: 259
Сообщения: 788
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

Пред.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 12 гостей