zemlew писал(а):Ох, не знаю... Сложно назвать все же существованием бытие полностью просветленного, даже если тело его живо. Мне этот концепт вполне понятен и мне кажется естественен, но насколько он верен, второй вопрос.
Если у Будды остаётся сознание после смерти тела - то однозначно можно говорить о существовании.
Бханте, Вы точно уверены что это везде так?
Махаяна (включая ваджраяну) очень многообразна. Это примерно как у протестантов в христианстве: можно найти и такое и эдакое объяснение. По опыту общения на БФ могу сказать, что у разных махаянцев могут быть совершенно разные воззрения на этот счёт.
В Ваджраяне нет такого, насколько я знаю.
в ваджраяне это как раз таки есть. Достаточно вспомнить стандартную семичленную молитву. Там вполне конкретное моление к просветлённым не уходить в покой Ниббаны и продолжение вращение Колеса Дхаммы.
Акцент в классической Махаяне, мне кажется, все же также на личном просветлении, но с другой мотивацией - на благо всех существ (в том числе и себя). Что касается Амитабхи - я так понял, что только там есть что-то такое, но там вроде бы смысл такой, что накопить достаточный отпечаток в уме и силой этого переродиться в чистой земле Амитабхи и там уже спокойно практиковать долгое время без падения в низ.
Свои усилия там не отрицаются. Однако перерождение в чистой земле Будды Амитабхи происходит как раз таки за счёт его сил, а не сил самого человека. Собственно говоря в этом и есть "фишка" метода: что можно достичь результата вопреки своей камме и усилиям. Достаточно в момент смерти вспомнить о Будде Амитабхе и призвать его на помощь.
3 каи меня не сильно смущают, это скорее способ описывать реальность, на мой взгляд. В том же Чань на практику (которая, насколько я знаю, смесь шаматхи и випассаны) не влияет особо.
В чане - да, на это упор не делается. Однако философский базис чань связан со школами хуаянь и тендай. Кроме того чань в какой-то степени интегрируется и с амидаизмом.
А вот это да, не очень понятно. За счет чего, почему. Может быть, за счет сильной веры и самадхи на мантре, какие-то негативные умственные привычки очищаются.
Тут не нужно выдумывать велосипед. Идея мантр пришла в махяну прямиком из индуизма, а там мантры обладают собственной сакральной силой без отсыла к каким либо идеям про негативные умственные привычки.
Но вообще, мне эти методы не близки, я их не понял, но не уверен что это ересь, а не искусный метод, который может помочь развить нужные качества ума, склонному к этому человеку.
с т.з. тхеравады такие методы излиши. Получается, что махаяна (точнее монахи её создавшие) считали, что могут улучшить неулучшаемое.
Одно дело когда люди в педагогических целях попытались дать авторское описание пути и другое, когда это понимание вложили в уста Будды.