Камма от невежества

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 Dof » 03.10.2020, 08:58

Считается, что камма формируется вследствие поступка из злобы, из жажды и из невежества.
Насчет первых двух причин понятно, но на счет невежества не понятно вообще. Сюда входят вообще все любые действия, которые нельзя включить в Благородный восьмеричный путь или что-то более узкое? Если так, то почему наравне с ней выделяют злобу и жажду?
Dof M
Откуда: Украина
Репутация: 178
Сообщения: 383
Зарегистрирован: 24.11.2018
Традиция: Тхеравада

  • 2

#2 Топпер » 03.10.2020, 10:04

Dof писал(а):Считается, что камма формируется вследствие поступка из злобы, из жажды и из невежества.
Не только.
Благая камма формируется благодаря благим корням.
на счет невежества не понятно вообще. Сюда входят вообще все любые действия, которые нельзя включить в Благородный восьмеричный путь или что-то более узкое? Если так, то почему наравне с ней выделяют злобу и жажду?
авидджжа лежит в основе почти любых наших действий в сансаре. Иногда она имеет активную фазу, иногда более скрытую. Соответственно она или напрямую или опосредованно влияет на любые наши осознанные действия на уровне ума, речи или тела.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 Sunken » 04.10.2020, 03:10

В абхидхамме читы коренящиеся в невежестве бывают двух типов:

Ассоциированные с сомнением (досада от распутанного раздумья и отсутствие извлечения знания)

Ассоциированные с беспокойством (ближе всего можно сравнить с тревожностью)

При этом генерацию горестного перерождения (т.е стать весомой каммой которая определит результирующее сознание) может взять на себя только первый вид, второй слишком слаб.
Sunken
Репутация: 29
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 06.08.2019
Традиция: Тхеравада

#4 Nwad » 09.10.2020, 22:01

Невежество это когда появляются чувства приятные или неприятные и человек думает что это его чувства, что ему больно или что ему приятно, в то время как чувства это просто чувства...

Так же и с ментальными формациями.

Ум считающий и видящий 5 кхандх как свои, как он сам - чувствует давление с их стороны. Это давление это дуккха. Чувствуя давление и не зная другого выхода он следует за приятным (жажда), избавляется от неприятного (злоба) тем самым генерирует новую камму.

Нужно понимать что поступающие в нас чувства и мысли это результат прошлой каммы, а то как мы на нее реагируем - генерирует новую камму. Терпение через мудрость генерирует камму прекращения каммы, ибо ум усиливается - усиливаясь он освобождается от шелухи на его поверхности.

Чем больше ум способен к тому чтобы не следовать за приятным и не избавляться от неприятного, чем больше он внимателен к нейтральному - тем он более непоколебим и стабилен.
Будучи стабильным он не бегает на право и налево, он чувствует счастье. Будучи сильным и с лёгкостью освобожлаясь от шелухи на его поверхности ум чувствует радость. Он собирается и концентрируется, он обретает равностность по отношению к тому что летает на его орбите.

Неведение это неведение истинной природы вещей, в особенности того что они нам не принадлежат, но наблюдая и считая 5 кхандх своими - мы генерируем волю.
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 Топпер » 09.10.2020, 23:28

Nwad писал(а):Невежество это когда появляются чувства приятные или неприятные и человек думает что это его чувства, что ему больно или что ему приятно, в то время как чувства это просто чувства...
Чувства приятные и неприятные (дуккхаведана и суккхаведана) появляются и у Будды. С невежеством это не связано.
Так же и с ментальными формациями.
Ум считающий и видящий 5 кхандх как свои, как он сам - чувствует давление с их стороны. Это давление это дуккха.
И опять таки это только половина дела.
Как вы думаете, монахи, форма постоянна или непостоянна?»
«Непостоянна, Учитель».
«А то, что непостоянно, является счастьем или страданием?»
«Страданием, Учитель».

То, что аничча - то дуккха по самой своей природе. Независимо от представления "это - "я", это - "моё", я являюсь "этим". Все эти представления только психологических страданий добавляют, но не физических.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#6 Nwad » 10.10.2020, 07:49

Да, Бханте, наличие приятного и неприятного не зависит от невежества. Но желание следовать за приятным и избавиться от неприятного - рождается от неведения того что они не наши.

Да, от физической дуккхи нам не избавиться, работать нужно по оставлению ментальной дуккхи. А оставление ментальной дуккхи происходит по мере оставления того что нам не принадлежит, по мере того как мы прямо видим - это не моё, не я, не то чем я являюсь. Чем больше мы наблюдаем за феноменами ума и тела тем больше они грубеют, становятся осязаемыми и таким образом отделяются от нас поражая мудрость. Мудр тот кто наблюдает драку со стороны.

Сам факт наблюдения за объектами ума, будь то чувства или мысли или сознание, указывает на то что объект не является субъектом, так же как и шар на столе не является столом.
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#7 Топпер » 10.10.2020, 19:12

Nwad писал(а):Да, Бханте, наличие приятного и неприятного не зависит от невежества. Но желание следовать за приятным и избавиться от неприятного - рождается от неведения того что они не наши.
Т.е. вы считаете, что например когда Будде на ногу упал камень и его лечил Дживака, или когда Будде было холодно и он надевал сангати - в этих случаях желание избавиться от неприятного это шло от неведения?
Да, от физической дуккхи нам не избавиться, работать нужно по оставлению ментальной дуккхи. А оставление ментальной дуккхи происходит по мере оставления того что нам не принадлежит, по мере того как мы прямо видим - это не моё, не я, не то чем я являюсь. Чем больше мы наблюдаем за феноменами ума и тела тем больше они грубеют, становятся осязаемыми и таким образом отделяются от нас поражая мудрость. Мудр тот кто наблюдает драку со стороны.

Сам факт наблюдения за объектами ума, будь то чувства или мысли или сознание, указывает на то что объект не является субъектом, так же как и шар на столе не является столом.
Тут согласен.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#8 Nwad » 10.10.2020, 19:56

Топпер писал(а):.е. вы считаете, что например когда Будде на ногу упал камень и его лечил Дживака, или когда Будде было холодно и он надевал сангати - в этих случаях желание избавиться от неприятного это шло от неведения?

Нет, Бханте, я не думаю что всё так категорично.
К чувствам как и ко всему нужно подходить с мудростью, по методу среднего пути.

Боль и неприятные телесные чувства должны быть приняты как есть в случае если они неизбежны, в любом другом случае смысла терзать своё тело болью смысла нет, только если наша цель познать природу физической боли, и то - нужна мудрость.

Но я считаю что когда в уме рождаются жажда или злоба, желание и недовольство, то следовать им так же вредно как и убирать их с поля зрения силой. Другими словами чувствуя приятное или неприятное, и не ведая - посчитав что оно нам принадлежит, мы можем пожелать больше этих ощущений (жажда) или меньше этих ощущений (ненависть) - тем самым генерируя новую камму. В то время как имея ум наполненный мудростью, смотрящий на феноменальное со стороны, даже если и возникнет приятное или неприятное, то ум не будет нырять внутрь, но будет смотреть со стороны как можно смотреть на огонь или фейерверк, нет смысла желать больше или меньше, ибо природа этих вещей непостоянна, и лишена хозяина...

Таким образом ум наблюдает как приятное или неприятное рождается и угосает, но оно не давит своим присутствием - ибо давить некого...
В свою очередь Неведение, рождённое отсутствием внимания и мудрости, создаёт иллюзию бытия, подобно человеку что полностью погружён в фильм с 3д очками, и это неведение наполняет ум личностью тем самым создаёт внутренее давление от которого хочется избавиться либо иметь больше.

Приятные ощущения словно котик, с ним приятно находится в маленькой комнате, но неприятные ощущения подобны тигру которому нужна целая саванна.... Но проблема не в коте или тигре, а в том кто присутствует в этой комнате помимо них и кого там быть не должно... и кого там на самом деле нет и никогда небыло. Тигр в саванне это просто тигр в саванне, кот в комнате это просто кот в комнате...
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#9 Топпер » 10.10.2020, 20:05

Nwad писал(а):Боль и неприятные телесные чувства должны быть приняты как есть в случае если они неизбежны, в любом другом случае смысла терзать своё тело болью смысла нет, только если наша цель познать природу физической боли, и то - нужна мудрость.

Это противоречит тому, что вы сказали в первом высказывании
Скрытый текст
наличие приятного и неприятного не зависит от невежества. Но желание следовать за приятным и избавиться от неприятного - рождается от неведения того что они не наши.
(но второе высказывание соответствует тому, что говорил Будда):
Скрытый текст
И какие пятна, монахи, следует отбрасывать использованием, и которые были отброшены использованием? Вот монах, тщательно это осмыслив, пользуется одеянием просто для того, чтобы защититься от холода, защититься от жары, защититься от контактов с мухами, комарами, [от контактов с] солнцем, ветром, и змеями; а также, чтобы скрыть интимные части [тела].
Тщательно это осмыслив, он употребляет пищу, собранную с подаяний, не ради развлечений, не ради упоения, не ради физической красоты и привлекательности, а просто для содержания и поддержания этого тела, чтобы устранить недуг, тем самым поддержать ведение святой жизни, осознавая: «Так я устраню старые чувства [голода] и не создам новых чувств [от переедания]. Я буду здоровым, не буду [этим] порицаем, буду пребывать в успокоении».
Тщательно это осмыслив, он использует жилище просто для того, чтобы защититься от холода, защититься от жары, защититься от контактов с мухами, комарами, [от контактов с] солнцем, ветром, и змеями; а также только просто для того, чтобы скрыться от непогоды и радоваться затворничеству.
Тщательно это осмыслив, он использует лекарства и обеспечение для больных [монахов] только для того, чтобы защититься от возникших мучительных [телесных] чувств и поддержать своё здоровье.
Те пятна, беспокоящие и будоражащие, которые могли бы возникнуть в том, кто не пользуется [этими вещами], не возникают в том, кто пользуется ими. Таковы отброшенные использованием пятна, которые следует отбрасывать использованием.
(3) И какие пятна, монахи, следует отбрасывать терпением, и которые были отброшены терпением? Вот монах, тщательно это осмыслив, терпит холод, жару, голод и жажду; контакты с мухами, комарами, солнцем, ветром, и змеями. Он терпит грубые и оскорбительные речи. Он терпит возникшие телесные ощущения – болезненные, раздирающие, острые, пронзающие, мучительные, неприятные, высасывающие жизненные силы.
Те пятна, беспокоящие и будоражащие, которые могли бы возникнуть в том, кто не терпит [этого], не возникают в том, кто терпит. Таковы отброшенные терпением пятна, которые следует отбрасывать терпением.
Но я считаю что когда в уме рождаются жажда или злоба, желание и недовольство, то следовать им так же вредно как и убирать их с поля зрения силой. Другими словами чувствуя приятное или неприятное, и не ведая - посчитав что оно нам принадлежит, мы можем пожелать больше этих ощущений (жажда) или меньше этих ощущений (ненависть) - тем самым генерируя новую камму.
Поэтому Будда и говорил о том, что танха пораждает страдание. Танха, но не чханда
Таким образом ум наблюдает как приятное или неприятное рождается и угосает, но оно не давит своим присутствием - ибо давить некого...
В свою очередь Неведение, рождённое отсутствием внимания и мудрости, создаёт иллюзию бытия, подобно человеку что полностью погружён в фильм с 3д очками, и это неведение наполняет ум личностью тем самым создаёт внутренее давление от которого хочется избавиться либо иметь больше.
Ведана не зависит от неведения. Человеку либо больно, либо нет. От того, что вы будете практиковать анатту, боль не исчезнет. Боль - это дхамма т.е. реальность.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#10 Nwad » 10.10.2020, 22:02

Топпер писал(а):Ведана не зависит от неведения. Человеку либо больно, либо нет. От того, что вы будете практиковать анатту, боль не исчезнет. Боль - это дхамма т.е. реальность.

Да, Бханте, я не говорил что наличие чувств прямо зависит от неведения, разве что косвенно как плод нашей прошлой каммы и прошлого неведения.

То что я хочу сказать что приятное и неприятное становится тяжкой для прибывания с ней (дуккхой) только тогда когда имеется восприятие : мне приятно, мне неприятно - то есть неведение; и когда отсутствует восприятие : вот приятное чувство, вот неприятное чувство - то есть мудрость.

Когда есть восприятие "мне приятно/мне неприятно" то есть цепляние, реакция и новая камма...
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#11 Топпер » 10.10.2020, 22:55

Nwad писал(а):То что я хочу сказать что приятное и неприятное становится тяжкой для прибывания с ней (дуккхой) только тогда когда имеется восприятие : мне приятно, мне неприятно - то есть неведение; и когда отсутствует восприятие : вот приятное чувство, вот неприятное чувство - то есть мудрость.
Вы можете убрать отсюда "мне" и всё-равно останется дуккха или суккха.

То, что вы продвигаете - это махаянское представление о дуккхе и суккхе, как возникающих исключительно из цепляния к "я". Но это не так. Дуккха и суккха возникают из-за разных причин. В т.ч. из-за прошлой каммы. И с невежеством и цеплянием к "я" ведана не связана.

Из-за цепляния к "я" может возникнуть психическое горестное или радостное ощущение (доманасса и соманасса), но не ведана, как таковая.
Ведану "дуккха" и "суккха" и Будда ощущал, после просветления.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#12 ДмитрийБ » 11.10.2020, 02:17

Если бы это было так, что можно было бы считать, что у простых существ, у которых отсутствует рефлексия, отсутствует и страдание.
ДмитрийБ
Репутация: 55
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Тхеравада

#13 Nwad » 11.10.2020, 09:43

Думаю что мы в любом случае не полностью понимаем вопрос выданы и дуккхи, ибо иначе мы бы были Анагами, но вопрос интересный и нам стоит определить о чём мы говорим.

Моя позиция такая:

С абсолютной точки зрения любая чувственная информация - это дуккха ибо информация и имеет вес.

Приятное и не приятное - это не тоже самое что дуккха и суккха. Ибо неприятное может быть суккхой, а приятное дуккхой.

Физические и ментальные чувства имеются у всех до Париниббаны.
Но:
Физическая дуккха уходит с телом
Ментальная дуккха уходит с Араханством

От сюда следует что чувствуя объект умом Арахант не чувствует давление с его стороны, чувства это просто чувства, объект это просто объект.

Повторю - приятное и неприятное это не одно и тоже что дуккха и суккха. Ведана это объективная информация, дуккха и суккха это субъективное восприятие.
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#14 Топпер » 11.10.2020, 09:47

Nwad писал(а):Приятное и не приятное - это не тоже самое что дуккха и суккха. Ибо неприятное может быть суккхой, а приятное дуккхо
А можно термин на пали, который вы подразумеваете под "приятным" и "неприятным"?
Потому, что я знаю только дуккха, доманасса, суккха, соманасса.
От сюда следует что чувствуя объект умом Арахант не чувствует давление с его стороны, чувства это просто чувства, объект это просто объект.
И что Арахант не отличает дуккхаведана от суккхаведана?
Повторю - приятное и неприятное это не одно и тоже что дуккха и суккха. Ведана это объективная информация, дуккха и суккха это субъективное восприятие.
Вы неверно понимаете.
Ведана как раз таки и принимает значения "дуккха" или "суккха" (или иногда ни дуккха ни суккха, когда нейтральнео)
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#15 ДмитрийБ » 11.10.2020, 10:10

Топпер писал(а):Ведана как раз таки и принимает значения "дуккха" или "суккха" (или иногда ни дуккха ни суккха, когда нейтральнео)
Наверное имеется в виду, что это понятия не объективные? К примеру, испытать злорадство для нас является чистой дуккхой, неприятным, а для адского существа, когда кому-то другому плохо - это его вид наслаждения.
ДмитрийБ
Репутация: 55
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 28.08.2020
Традиция: Тхеравада

#16 Nwad » 11.10.2020, 10:16

Топпер писал(а):А можно термин на пали, который вы подразумеваете под "приятным" и "неприятным"?
Ведана.
Она бывает прячтной, неприятной и нейтральной. И является результатом прошлой каммы.
А то как мы на нее реагируем - созданием новой.

Считаю что проблемой волевой реакции на ведану является неведение того что она нам не принадлежит. Другими словами из за цепляния за ведану, а кто говорит цепляние говорит жажда и говорит дуккха.

То есть, на сколько я понимаю, если нет цепляния к приятному и не приятному то нет и дуккхи (давления, тяжести, ноши...) относительно выданы.

Топпер писал(а):И что Арахант не отличает дуккхаведана от суккхаведана?
Тут нужно понять что такое приятное и неприятное по своей природе.
Как мне видится - приятное и неприятное имеют одну природу, лиш амплитуда чувства делает из приятного - неприятное и наоборот. (Сахар - сладко, много сахара - горько; мягкое прикосновение - приятно, сильное прикосновение - непричино; аналогично со звуком, запахом, светом, мыслью) Другими словами Арахант чувствует ведану как ведану, не воспринимая ее на приятную или неприятную, но различая её амплитуду.

Топпер писал(а):Вы неверно понимаете.
Ведана как раз таки и принимает значения "дуккха" или "суккха" (или иногда ни дуккха ни суккха, когда нейтральнео)
С абсолютной точки зрения любая ведана это дуккха.
Но только в неведающем природу веданы уме она становится дуккхой или суккхой. Ум лишённый неведения, отбросил и дуккху и суккху воспринимая феномены такими какими они являются, без эмоциональной окраски, ревностно.
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#17 Топпер » 11.10.2020, 10:25

Nwad писал(а):Ведана.
Она бывает прячтной, неприятной и нейтральной. И является результатом прошлой каммы.
А то как мы на нее реагируем - созданием новой.
Значит мы об одном и том же.
Считаю что проблемой волевой реакции на ведану является неведение того что она нам не принадлежит. Другими словами из за цепляния за ведану, а кто говорит цепляние говорит жажда и говорит дуккха.
Да, из-за невежества ведана может вызывать танху.
То есть, на сколько я понимаю, если нет цепляния к приятному и не приятному то нет и дуккхи (давления, тяжести, ноши...) относительно выданы.
Нет.
Может не быть дуккхи (точнее доманассы) из-за цепляния к идеям ( напрмер: "это - я", "это моё", "я являюсь этим"), но дуккха и суккха телесная так или иначе будут.
Тут нужно понять что такое приятное и неприятное по своей природе.
Это то состояние веданы, которое она принимает: дуккха либо суккха.
Как мне видится - приятное и неприятное имеют одну природу, лиш амплитуда чувства делает из приятного - неприятное и наоборот. (Сахар - сладко, много сахара - горько; мягкое прикосновение - приятно, сильное прикосновение - непричино; аналогично со звуком, запахом, светом, мыслью) Другими словами Арахант чувствует ведану как ведану, не воспринимая ее на приятную или неприятную, но различая её амплитуду.
На БФ у махаянцев такое мнение встречал.
Нет, Арахант различает дуккху и суккху. Нет механизма по причине которого он бы не мог этого делать.
Достижение Ниббаны пресекает появление группы неблагих четасик, но всё остальное работает, как и прежде. В т.ч. и рупа и ведана Араханта.
С абсолютной точки зрения любая ведана это дуккха.
Но только в неведающем природу веданы уме она становится дуккхой или суккхой.
С абсолютной т.з. и сознание будет иметь элемент страдания т.к. аничча.
приятное будет дуккхой для просветлённого по сравнению с Ниббаной, но без сравнения с Ниббаной оно будет вполне себе суккхой.
Ум лишённый неведения, отбросил и дуккху и суккху воспринимая феномены такими какими они являются, без эмоциональной окраски, ревностно.
В этом случае это обозначало бы, что Арахант лишён веданы. Но это не так.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#18 Nwad » 11.10.2020, 11:06

Топпер писал(а):Может не быть дуккхи (точнее доманассы) из-за цепляния к идеям ( напрмер: "это - я", "это моё", "я являюсь этим"), но дуккха и суккха телесная так или иначе будут.
Да, ведана не только телесная, но еще и ментальная. Телесные ощущения продолжат место быть, но они не будут причинять ментальной дуккхи.

Топпер писал(а):Арахант различает дуккху и суккху
Да он различает амплитуду разных чувств. Сильное чувство и слабое чувство, твёрдое, мягкое, холодное горячее, и тд

Топпер писал(а):С абсолютной т.з. и сознание будет иметь элемент страдания т.к. аничча.
приятное будет дуккхой для просветлённого по сравнению с Ниббаной, но без сравнения с Ниббаной оно будет вполне себе суккхой.
Да согласен.
Именно поэтому именно Неведение (отсутствие Ниббаны) делит ощущения на приятные и неприятные. Но по своей природе меняется лишь амплитуда ощущения но не сама его природа. Нету отдельной категории чувств - приятных, или неприятных, всё зависит от восприятия той или иной интенсивности веданы как приятное или неприятное.

Если считать что приятное и неприятное это два разных феномена, то нужно дать им чёткое определение и чёткие границы. Но лично я не вижу чёткой границы между приятным и неприятным, а значит это иллюзия восприятия, и Арахант должен видеть просто чувства как чувства не испытывая ни ментальной дуккхи ни ментальной суккхи.

Топпер писал(а):В этом случае это обозначало бы, что Арахант лишён веданы. Но это не так.
Да это не так.
Он не лишается чувств и ощущений, чувственная информация продолжает поступать, но он больше не страдает от неё, ибо его ум больше не находится в контакте с ними, он защищён дистанцией мудрости, и видит прямо - не моё, не я, не моя сущность. Т
Так же как нельзя страдать глядя на некрасивый цветок в лесу, так же и для Араханта чувства поступающие в его органы не воспринимаются как свои и как страдательные.
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#19 Топпер » 13.10.2020, 18:53

Nwad писал(а):Да, ведана не только телесная, но еще и ментальная. Телесные ощущения продолжат место быть, но они не будут причинять ментальной дуккхи.
Ментальной не будет. Физическую - будет.
Да он различает амплитуду разных чувств. Сильное чувство и слабое чувство, твёрдое, мягкое, холодное горячее, и тд
А также приятное и болезненное ощущение т.е. каядуккхаведана и каясуккхаведана.
Именно поэтому именно Неведение (отсутствие Ниббаны) делит ощущения на приятные и неприятные. Но по своей природе меняется лишь амплитуда ощущения но не сама его природа. Нету отдельной категории чувств - приятных, или неприятных, всё зависит от восприятия той или иной интенсивности веданы как приятное или неприятное.
Нет. Это не так.
Ведана принимает значения приятного или неприятного у Арахантов в т.ч. Неведение тут ни при чём.
Если считать что приятное и неприятное это два разных феномена, то нужно дать им чёткое определение и чёткие границы. Но лично я не вижу чёткой границы между приятным и неприятным, а значит это иллюзия восприятия, и Арахант должен видеть просто чувства как чувства не испытывая ни ментальной дуккхи ни ментальной суккхи.
Не нужно ничего придумывать. Вы сейчас начинаете изобретать какую-то свою личную абхидхамму.
Дуккха и суккха - это та реальность, которую человек способен различить.
Он не лишается чувств и ощущений, чувственная информация продолжает поступать, но он больше не страдает от неё, ибо его ум больше не находится в контакте с ними, он защищён дистанцией мудрости, и видит прямо - не моё, не я, не моя сущность. Т
Да, психологических страданий у него нет. (об этом и сутта есть про две стрелы). Физическое - есть.
Так же как нельзя страдать глядя на некрасивый цветок в лесу, так же и для Араханта чувства поступающие в его органы не воспринимаются как свои и как страдательные.
Однако если в лесу он наступит на острый шип и поранит себе ногу, то будет испытывать болезненное (подчеркну болезненное) чувство.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#20 Nwad » 14.10.2020, 14:50

Да болезненное Бханте, но он не будет от него страдать. Также как он будет испытывать физическую боль но не испытывать дуккху относительно боли если его будут пилить пилой бандиты...
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 55 гостей