Древо Прибежища

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

  • 2

#21 М_а_р_к » 09.02.2014, 06:10

Топпер писал(а):Всё-таки справедливости ради нужно сказать, что учитель важен и в тхераваде. Но, конечно, акцент на него всё-таки меньший, чем в ваджраяне.
Все правильно, Бханте. Но учитель в Тхераваде - это все-таки немножко другое. Здесь учитель - это именно УЧИТЕЛЬ. Он помогает понять учение, помогает разобраться в тонкостях, поможет увидеть ошибки. И учителем может выступить любой человек, который имеет больше опыта, знаний, мудрости. А там получается, что учитель выступает в роли духовника, пастора, являющегося передаточный звеном между тобой и Учением, без которого ты это учение не получишь... И получается, что впечатлительной натуре уже не нужен сам Буддизм. Будда - Христос, Дацан - Церковь, Лама - батюшка, Ламрим - Библия. Ходи в церковь, исповедайся батюшке, читай книгу, люби бога - и ты последователь учения :pop: (слова церковь, батюшка, книга и бог можно заменить)
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#22 Топпер » 09.02.2014, 07:40

М_а_р_к писал(а):
Топпер писал(а):Всё-таки справедливости ради нужно сказать, что учитель важен и в тхераваде. Но, конечно, акцент на него всё-таки меньший, чем в ваджраяне.
Все правильно, Бханте. Но учитель в Тхераваде - это все-таки немножко другое. Здесь учитель - это именно УЧИТЕЛЬ. Он помогает понять учение, помогает разобраться в тонкостях, поможет увидеть ошибки. И учителем может выступить любой человек, который имеет больше опыта, знаний, мудрости. А там получается, что учитель выступает в роли духовника, пастора, являющегося передаточный звеном между тобой и Учением, без которого ты это учение не получишь... И получается, что впечатлительной натуре уже не нужен сам Буддизм. Будда - Христос, Дацан - Церковь, Лама - батюшка, Ламрим - Библия. Ходи в церковь, исповедайся батюшке, читай книгу, люби бога - и ты последователь учения :pop: (слова церковь, батюшка, книга и бог можно заменить)
Так и в тхераваде (в реальной) также. Естественно, что без Сангхи, которая сохраняет Дхамму вы бы не получили её.
И оттого, что теперь Канон перевели в электронный и печатный вид, она не потеряла своего значения. Да и сами взаимоотношения монахи - миряне - это основа буддизма тхеравады. И монахи как раз таки и выступают в качестве духовников и пасторов.
Топпер

  • 8

#23 Топпер » 09.02.2014, 07:48

Вообще есть две крайности: одна - это делать из учителя просветлённого, живого Будду и закрывать глаза на его реальные, существенные прегрешения. Подобный подход свойствен для всех традиций с гуруизмом во главе угла.
Конечно там говорят о том, что учителя надо проверять и т.д. и т.п., что он должен обладать такими-то и такими-то качествами, но в итоге всё-равно возможны случаи самых отвратительных злоупотреблений. Важно только убедить окружающих, что учитель применяет упаи из сострадания или надмирской мудрости. А у тех, кто с этим не согласен - просто нечистое видение.

Другая крайность - это беспоповство. Когда подход такой, что "мы сами - с усами". Это тоже крайность. Ведь даже у Будды спрашивали, кто его учитель.
Если в мирских науках люди учатся в школах, институтах и т.п., если имеют мирских учителей для любой профессии, то почему вдруг в духовном делании учитель не нужен? Нужен конечно. И в идеале, когда есть свой духовник. Если такого нет, то хорошо если есть старшие товарищи.
Топпер

  • 6

#24 М_а_р_к » 09.02.2014, 08:03

Топпер писал(а):Естественно, что без Сангхи, которая сохраняет Дхамму вы бы не получили её... Да и сами взаимоотношения монахи - миряне - это основа буддизма тхеравады. И монахи как раз таки и выступают в качестве духовников и пасторов
Так я же это понимаю. И про отношения монахи-миряне тоже. Но монахи же не вынуждают мирян идти к ним, это добрая воля, накопление заслуг, желание узнать больше, спросить совета. Акцент у меня сделан на то, что Тхеравада не превращена в некоторую разновидность тайного учения со своими культами, передачами тайного учения из уст в уста.

А это, кстати, меня в некотором роде напрягало, когда я пытался разобраться в ветвях буддизма. А когда прочитал, какими качествами должен обладать учитель по мнению ЕСДЛ, и что сейчас очень много шарлатанов, на самом деле учителем не являющимся, подумал ,что буддизм для меня совсем-совсем закрыт :cry: ...
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

#25 Топпер » 09.02.2014, 08:05

В этом смысле - да. Не спорю.
Топпер

  • 3

#26 Федор » 09.02.2014, 08:07

Mira писал(а):
Топпер писал(а):Всё-таки справедливости ради нужно сказать, что учитель важен и в тхераваде.

Еще как важен! Ничто так не воодушевляет, как пример человека, неуклонно следующего Дхамме, сумевшего взрастить в себе нравственность и мудрость. Это как маяк, дающий ориентир. Тогда начинает казаться, что есть возможность справиться и со своими омрачениями.

В Тхераваде адекватное отношение к учителям, а не фанатичное. По большому счету - важно, чтобы были рядом единомышленники. Будда говорил, что друг на Пути - это даже не пол-пути, а весь путь. Друг здесь имеется в виду человек, равный тебе или превосходящий тебя в знании и духовном достижении. Но, однако, если такого друга не встретил, "иди один, как носорог" - говорил Будда. То есть, учитель и даже друг (что, собственно, не сильно отличается в понимании Будды) - не обязательное условие пути. Можно справится и одному. Но без них - трудно.
Вот это нормальное, человеческое отношение к учителям и единомышленникам меня очень подкупает в Тхераваде. В других традициях безоговорочное подчинение учителям и обожествление их напоминает рабство. Не знаю - кому как, конечно, но лично я любую степень своей свободы не променяю ни на что. Свободу мыслить самому, в том числе.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#27 М_а_р_к » 09.02.2014, 08:22

Раз уж зашел разговор о ритуальных вещах. Когда заказывал книгу Аджана Брахма, погулял по магазину dhamma.ru и увидел много разнообразных предметов и для украшения себя, и для украшения жилища. У меня ученица есть, родители - кришнаиты, и целая часть комнаты выделена под алтарь. У христиан - образки стоят, свечки и т.п. А что, допустим, можно поставить дома последователю Тхеравады? Не для украшательства или показа всем "Я буддист, посмотрите...", а такого, что действительно может помочь в духовном продвижении.
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

#28 Федор » 09.02.2014, 08:23

Mira писал(а):
Топпер писал(а):Всё-таки справедливости ради нужно сказать, что учитель важен и в тхераваде.

Еще как важен! Ничто так не воодушевляет, как пример человека, неуклонно следующего Дхамме, сумевшего взрастить в себе нравственность и мудрость. Это как маяк, дающий ориентир. Тогда начинает казаться, что есть возможность справиться и со своими омрачениями.

Хотя, должен заметить, справедливости ради, что сколько бы я тут не рвался к свободе и независимости, но в моей-то жизни именно такой человек привел меня к Тхераваде. И если бы не его пример беззаветного служения Дхамме на протяжении сорока лет, недюжинного интеллекта, таланта и нравственности, не знаю, где бы я был сейчас. Не знаю, где бы я был сейчас, не будь и примеров других людей, в отношении нравственности, главным образом. Даже и не буддистов. Всегда есть чему поучиться у хороших людей. Всегда есть за что устыдиться (за свои недостатки) перед их добром.
Но свободу люблю все-равно :shy:
Последний раз редактировалось Федор 09.02.2014, 08:35, всего редактировалось 2 раз(а).
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#29 Mira » 09.02.2014, 08:23

Я прибежище принимаю в Будде, Дхамме и Сангхе. Отсюда мое отношение к монахам. И относиться к старательному монаху с большим почтением и благодарностью, учиться у него правильному пониманию Дхаммы, брать его достижения за образец для себя - это не фанатизм.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#30 Федор » 09.02.2014, 08:28

Mira писал(а):Я прибежище принимаю в Будде, Дхамме и Сангхе. Отсюда мое отношение к монахам. И относиться к старательному монаху с большим почтением и благодарностью, учиться у него правильному пониманию Дхаммы, брать его достижения за образец для себя - это не фанатизм.

Я не это называю фанатизмом. А отношение к учителям в других традициях. Разница есть. Вас же понимаю и поддерживаю.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#31 Федор » 09.02.2014, 08:41

У меня был друг (умер давно уже). Он был настолько добрым, бескорыстным человеком, что я просто не мог при нем ни слабость свою какую-нибудь проявить, ни солгать, ни слукавить, ни сорваться в гнев. Не мог и все, понимаете? Даже не делал усилий никаких. Просто он был рядом и я становился чище. Он даже не говорил ничего. Просто был где-то рядом. И невозможно было никакое зло при нем. Наверное, о таких друзьях говорил Будда. И о такой их роли в нравственном становлении.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#32 Vlad.Z » 09.02.2014, 08:59

М_а_р_к писал(а):А что, допустим, можно поставить дома последователю Тхеравады? Не для украшательства или показа всем "Я буддист, посмотрите...", а такого, что действительно может помочь в духовном продвижении.
Сделай алтарь из себя.
Накрой его покрывалом чистого ума.
Украсть цветами добрых дел.
Поставь статуэтку незлобливости.
Зажги в лампадке пламя любви и милосердия к ЖС, наполнив ее маслом сострадания.

Сделай.
Ты можешь.
Учить глупца все равно что строить замок из песка.
Vlad.Z M
Репутация: 58
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 12.01.2014
Традиция: Ваджраяна

#33 Соня » 09.02.2014, 09:35

М_а_р_к писал(а):Раз уж зашел разговор о ритуальных вещах. Когда заказывал книгу Аджана Брахма, погулял по магазину dhamma.ru и увидел много разнообразных предметов и для украшения себя, и для украшения жилища. У меня ученица есть, родители - кришнаиты, и целая часть комнаты выделена под алтарь. У христиан - образки стоят, свечки и т.п. А что, допустим, можно поставить дома последователю Тхеравады? Не для украшательства или показа всем "Я буддист, посмотрите...", а такого, что действительно может помочь в духовном продвижении.

В названии магазина опечатка.

Вопрос интересный :upset:
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1004
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

#34 М_а_р_к » 09.02.2014, 09:40

Соня писал(а):
М_а_р_к писал(а):погулял по магазину dhamma.ru
В названии магазина опечатка.
Извините, писал от руки по памяти. Думал, все знают про него.

http://dharma.ru/
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

#35 Акхандха » 09.02.2014, 10:22

Vlad.Z писал(а):Сделай алтарь из себя.
Накрой его покрывалом чистого ума.
Украсть цветами добрых дел.
Поставь статуэтку незлобливости.
Зажги в лампадке пламя любви и милосердия к ЖС, наполнив ее маслом сострадания.

Сделай.
Ты можешь.


Да, это точно... :pray:
Будда - Прибежище мое, кого убоюся ? (с)
Акхандха F
Репутация: 895
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 30.01.2014
Традиция: Тхеравада

#36 Уддхамсота » 09.02.2014, 11:18

Eugeny писал(а):Уддхамсота, а с чего вы взяли, что у учителей лучшее понимание канона?

Мне кажется они больше и чаще его исследуют, больше знают контекстов слов, комментарии. Более сильно погружены, что-то могут знать на практике.
Уддхамсота M
Репутация: 116
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 1

#37 М_а_р_к » 09.02.2014, 12:36

Уддхамсота писал(а):больше знают контекстов слов, комментарии

а если контекст неправильный?

PS. Мне мой профессор говорил "Есть хорошие музыканты, есть хорошие педагоги. Очень большая редкость встретить это в одном человеке. Либо музыкант хороший, но не может внятно донести до ученика и научить его. Либо никудышный музыкант, но очень одаренный педагог, и он великолепно вкладывает в учеников всякую фигню, которую потом ничем не выбьешь из них"
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#38 Федор » 09.02.2014, 12:42

М_а_р_к писал(а): Мне мой профессор говорил "Есть хорошие музыканты, есть хорошие педагоги. Очень большая редкость встретить это в одном человеке. Либо музыкант хороший, но не может внятно донести до ученика и научить его. Либо никудышный музыкант, но очень одаренный педагог, и он великолепно вкладывает в учеников всякую фигню, которую потом ничем не выбьешь из них"

:agree:

У меня есть знакомый художник. Преподает живопись. Хороший художник. Но говорить вообще не любит. Так вот интересный отзыв о его персональной выставке студенты оставили, мне понравился :smile: "Четыре года вы мучили нас. Ну теперь наконец-то мы поняли, чего вы от нас хотели!"
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#39 Уддхамсота » 09.02.2014, 13:29

М_а_р_к писал(а):
а если контекст неправильный?

PS. Мне мой профессор говорил "Есть хорошие музыканты, есть хорошие педагоги. Очень большая редкость встретить это в одном человеке. Либо музыкант хороший, но не может внятно донести до ученика и научить его. Либо никудышный музыкант, но очень одаренный педагог, и он великолепно вкладывает в учеников всякую фигню, которую потом ничем не выбьешь из них"

Может быть Вы и правы. Просто исходя из того, что учителя большую часть времени занимаются изучением Канона и практикой, должны знать лучше в среднем. Для них ведь это образ жизни, а не просто интерес, поэтому мне так кажется.

Это как средний человек может играть гаммы, изредка пытаясь осилить более сложное, а они играют полноценные произведения постоянно.
Уддхамсота M
Репутация: 116
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 1

#40 М_а_р_к » 09.02.2014, 13:39

Уддхамсота писал(а):Может быть Вы и правы. Просто исходя из того, что учителя большую часть времени занимаются изучением Канона и практикой, должны знать лучше в среднем. Для них ведь это образ жизни, а не просто интерес, поэтому мне так кажется.

Это как средний человек может играть гаммы, изредка пытаясь осилить более сложное, а они играют полноценные произведения постоянно.
Невзирая на то, что они больше занимаются изучением Канона, у них могут быть неправильные взгляды, они могут ошибочно трактовать его. Так же, как и музыкант может играть произведения так, что композитор в гробу будет переворачиваться, причем будет на 100% уверен, что так и надо...
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 10 гостей

cron