SV писал(а):И будут миры пустовать, и не будет в них живых существ.
И что? Это какая-то большая проблема?
Васубандху рассказывал, что с мирами так нельзя - они от этого портятся и наступает конец света.
"Когда в адах не останется больше ни одного живого существа, в той же мере разрушается и [соответствующий] мир ввиду исчезновения обитателей ада. [Если] у кого-нибудь в это время ещё остаётся [какое-либо следствие прошлой] деятельности (то есть карма), которое с необходимостью должно быть исчерпано в адских формах существования, то такое [живое существо] ввергается в [соответствующие] ады другой мировой системы (то есть совокупность параллельно существующих миров от Мира Брахмы до адов).
Аналогичным образом следует рассматривать и исчезновение животных и претов. Животные, обитающие в Великом Океане, исчезают первыми. Что касается домашних животных, то [они исчезают] вместе с людьми.
В это же самое время некто из множества людей, [живущих на Джамбудвипе], сам, без помощи Учителя, будучи пригодным для реализации дхарматы, входит в состояние первого йогического сосредоточения. Выйдя из него, он восклицает: "Какое это блаженство – радость и счастье, порождённые отдалением [от неблагих дхарм]! Какой покой – радость и счастье, порождённые отдалением!"
Услышав эти слова, другие живые существа также входят в состояние йогического сосредоточения и затем, после смерти, рождаются в Мире Брахмы. И когда на Джамбудвипе не останется больше ни одного живого существа, соответственно разрушается и этот мир[-вместилище] ввиду исчезновения [обитателей] Джамбудвипы.
То же самое можно сказать и о разрушении Пурвавидехи, Годании и Уттаракуру. Когда среди обитателей [этих континентов] не останется ни одного живого существа, тогда ввиду исчезновения человеческой формы существования исчезает соответственно и этот мир. Однако обитатели Уттаракуру после смерти рождаются среди богов чувственных сфер, поскольку они не обладают отрешённостью (от чувственных удовольствий).
Подобным же образом [некоторые] из богов, принадлежащие к группе Четырёх Великих Хранителей (Четырёх Великих Правителей), также войдя в состояние первого йогического сосредоточения, рождаются в Мире Брахмы. Затем, когда здесь больше не остаётся ни одного живого существа, тогда ввиду исчезновения группы Четырёх Великих Хранителей происходит разрушение и этого мира.
То же самое следует сказать и [о других богах] до класса Контролирующих Наслаждения, Магически Созданные Другими, включительно. Когда среди богов чувственных сфер не остаётся больше ни одного живого существа, тогда ввиду исчезновения [обитателей] всех его сфер происходит разрушение Чувственного Мира (Камалоки).
В Мире Брахмы также некто из множества [пребывающих в нём] живых существ входит в состояние второго йогического сосредоточения, будучи пригодным для реализации дхарматы, и, выйдя из него, восклицает: "Какое это блаженство – радость и счастье, порождённые концентрацией [сознания]! Какой покой – радость и счастье, порождённые концентрацией!" Услышав эти слова, другие живые существа также входят в состояние сосредоточения и после смерти рождаются среди Лучезарных богов. Когда в Мире Брахмы не остаётся больше ни одного живого существа, тогда ввиду их исчезновения происходит разрушение и этого мира.
Затем, когда [мир-]вместилище уже пуст и [совокупное следствие] деятельности живых существ, породившее его, полностью исчерпано, со всех сторон [вселенной] последовательно восходят семь солнц и сжигают дотла всю землю (материальную вселенную), включая Сумеру (вселенская гора Меру).
Из этого, таким образом испепелённого [мира], пламя, раздуваемое ветром, достигает пустого Дворца Брахмы и сжигает его. Это пламя следует рассматривать как присущее только данной сфере [существования], ибо [качественно] различные бедствия не распространяются [на разные сферы вселенной]. "Из этого… [мира]" – сказано потому, что [пламя] возникает в связи с тем [пламенем], то есть огонь Чувственного Мира (Камалока) связан с огнём Мира Форм.
Аналогичным образом следует рассматривать и другие разрушения.
[Итак, кальпа разрушения] – это период, начинающийся со смерти и прекращения рождения в адах и завершающийся полным разрушением вместилищ [– местопребываний живых существ]… Время от первого ветра до появления живых существ в различных адах называется кальпой создания".