nazarromaniv писал(а):Здравстуйте!
Я увлекаюсь философией и логикой и, недавно поняв, что все же нужно что-то изменить в жизни, конечно же не мог не обратить внимания на буддизм. Но вот я обнаружил такое противоречие в буддийском учении: поскольку мир существует вечно, то входит, что в любой точке мы сможем сказать, что до этого момента уже протекла вечность. Также мы достоверно знаем, что хотя бы некоторые люди достигают ниббаны. Но ведь тогда выходит, что со временем все люди перейдут в ниббану, пускай даже это будет очень длинный промежуток времени. Но бесконечность все равно больше, чем очень длинный промежуток. Таким образом, в любой момент наблюдения должно оказаться, что всё уже перешло в ниббану. Но ведь это не так! Разве что нужно допустить бесконечность живых существ, но тогда приходится признать, что с уходом одного живого существа в париниббану общее количество страданий никак не изменяется. Нигде не могу найти ответ. Буду благодарен, если мне кто-то поможет.
Ваша формула верна только при условии что количество живых существ измеряется пересчётом "душ", другими словами оно верно если есть "душа", или "атта".
Суть учения Будды заключается в том, что "все феноменны без-душны" (sabbe dhamma anatta), что все феномены представляют из себя всего лишь набор манифестаций, которые проявляют себя при наличии необходимых [для их манифестации] условий. Но они лишены само-бытия.
Например радуга, огонь, мираж... и абсолютно всё. При наличии определённых условий они проявляются, при отсутствии условий - нет.
Живое существо, как учил Будда, это набор 5 совокупностей (кхандх): форма , чувство , восприятие , формации , сознание.
Вы можете подумать что сознание это и есть та самая "еденица отсчёте/душа", но это не так, сознание тоже безличностный и обусловленный феномен.
Это всё к тому что ЖС имеют место быть при наличии на то условий.
Ниббана это "отсутствие условий для манифестации", дословно переводится как "Угосание".
Освобождение, это впервую очередь освобождение от себя самого, от идеи "Я есть", ибо эта идея это основа для жажды, а значит страданий.
Советую прочитать Удана 8.1-10
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/udana.htm