Топпер писал(а):Это получается чистый материализм: материя первична. Сознание вторично. Сознание производное от материи.
Ну это если утверждать эту саму первичность, то да.) Но мы то знаем, что согласно взаимозависимому возникновению, нама-рупа, служащая опорой для сознания в этой жизни, не появляется сама собой, а возникает из сознания перерождения, которое в свою очередь обуславливается формирователями (самскара). Именно в этом смысле сознание и нама-рупа поддерживают друг друга, и ни что из этого не может быть первичным.
А вообще, как мне кажется, буддийские взгляды не так уж и далеки от материализма. Если я не ошибаюсь, в своё время Будда говорил о том, что среди небуддийских воззрений - взгляды близкие к материализму являются высшими среди прочих этерналистических. "Существо" в буддизме, также как и в материализме - это не более, чем сочетание телесных и умственных сил и энергий. То, что мы зовем смертью, является полным прекращением деятельности физического тела. Но останавливаются ли все эти силы и энергии вместе с прекращением деятельности тела? Буддизм говорит: "Нет". Воля, намерение, желание, жажда существовать, длиться, становиться снова и снова, способны произвести повторное существование, называемое "перерождением". Это можно сравнить с процессом горения - хотя огонь и не может существовать без опоры в топливе, однако жар и тепло остаются некоторое время, когда топливо перегорело, и это может послужить причиной нового возгорания, если рядом будет чему гореть.