Вопрос - ответ.

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1021 Vick » 25.04.2015, 20:52

"Ни-приятное-ни-болезненное чувство приятно, когда оно переживается вместе со знанием, и болезненно, когда переживается без знания».

Вот отсюда-то и возник вопрос. Какое знание имеется в виду? О чем?
SV писал(а):Они не от неведения (как и приятные и неприятные - они не от злобы и не от жажды). Но в их основе залегает скрытая склонность к неведению. Очевидно, это связано с тем, что мы переживаем нейтральные чувства в 99% случаев и они, по факту, формируют кажимость вечно постоянного эго-я. Вот почему в их основе залегает склонность к невежеству.

Спасибо, но не кажется ли Вам, что в МН 44, да и в других суттах с тем же утверждением имелось в виду что-то более конкретное?
Vick M
Откуда: С-Петербург
Репутация: 201
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 21.07.2014
Традиция: Нет

  • 1

#1022 Detonator » 25.04.2015, 21:01

Vick писал(а):Какое знание имеется в виду? О чем?

О самом чувстве, видение его процесса. (знание не в смысле "информированность")
Detonator
Аватара
Репутация: 939
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 1

#1023 Detonator » 25.04.2015, 21:21

Елена Котельникова писал(а):Вот ещё про связь нейтрального чувства и неведения есть в МН 44

SV, по ссылке выше есть примечение
Словесные формации устраняются во второй джхане, телесные – в четвёртой, а умственные – при достижении прекращения восприятия и чувствования.
Откуда эти детали, они есть более расширенно в других суттах? Или этот комментарий уже был там откуда вы переводили?
Detonator
Аватара
Репутация: 939
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#1024 Vick » 25.04.2015, 21:26

:
Detonator писал(а):
Vick писал(а):Какое знание имеется в виду? О чем?

О самом чувстве, видение его процесса. (знание не в смысле "информированность")

Возможно, но в сутте сказано:
"Ни-приятное-ни-болезненное чувство приятно, когда оно переживается вместе со знанием, и болезненно, когда переживается без знания».

Я бы полностью согласился с Вами, если было бы сказано "понимается вместе со знанием", или это "трудности перевода"?
Vick M
Откуда: С-Петербург
Репутация: 201
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 21.07.2014
Традиция: Нет

  • 2

#1025 Detonator » 25.04.2015, 21:46

Я и примечание в скобках специально сделал, и все равно вы в "видении" увидили "понимается".

Представьте что вы в костре угли ворошите, у вас есть знание всего процесса (и нет отвращения к жару до какого то предела). И представьте то же само ощущение только неожиданно для вас - тут оно без знания (с неведением).
Detonator
Аватара
Репутация: 939
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#1026 Vick » 25.04.2015, 21:56

Detonator писал(а):Я и примечание в скобках специально сделал, и все равно вы в "видении" увидили "понимается".

Представьте что вы в костре угли ворошите, у вас есть знание всего процесса (и нет отвращения к жару до какого то предела). И представьте то же само ощущение только неожиданно для вас - тут оно без знания (с неведением).

Спасибо, со второго раза, похоже, дошло. :jump:
Vick M
Откуда: С-Петербург
Репутация: 201
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 21.07.2014
Традиция: Нет

  • 1

#1027 Vick » 25.04.2015, 23:43

SV писал(а):Они не от неведения (как и приятные и неприятные - они не от злобы и не от жажды). Но в их основе залегает скрытая склонность к неведению. Очевидно, это связано с тем, что мы переживаем нейтральные чувства в 99% случаев и они, по факту, формируют кажимость вечно постоянного эго-я. Вот почему в их основе залегает склонность к невежеству.

Простите, проклятая привычка реагировать сразу не позволила сначала хорошенько обдумать. Вторая привычка тоже сколь несносная, столь и понятная -стремление искать объяснение попроще. Казалось бы, что может быть более индифферентно, чем нейтральные чувства, но и они оказались столь значимы. Так приходит понимание, что в Дхамме важно все.
Vick M
Откуда: С-Петербург
Репутация: 201
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 21.07.2014
Традиция: Нет

#1028 Елена Котельникова » 25.04.2015, 23:46

Из МН 48
Вот монах, затворившись в лесу, или у подножья дерева, или в пустом жилище, размышляет так: «Есть ли какая-либо охваченность, не отброшенная мной, которая могла бы так охватить мой ум, что я не смог бы знать и видеть вещи в соответствии с действительностью?» Если монах охвачен чувственной жаждой, то его ум охвачен. Если он охвачен недоброжелательностью, то его ум охвачен. Если он охвачен ленью и апатией, то его ум охвачен. Если он охвачен неугомонностью и сожалением, то его ум охвачен. Если он охвачен сомнением, то его ум охвачен. Если монах погружён в рассуждения об этом мире, то его ум охвачен. Если монах погружён в рассуждения о следующем мире, то его ум охвачен. Если монах начинает ссориться и браниться, погрязает в пререканиях, нанося ранения другим остриём своего языка, то его ум охвачен. Он понимает так: «Нет какой-либо охваченности, не отброшенной мной, которая могла бы охватить мой ум так, чтобы я не смог бы знать и видеть вещи в соответствии с действительностью. Мой ум хорошо предрасположен к пробуждению в истины». Таково первое знание, обретённое им, которое благородное, сверхмирское, которого не имеют обычные заурядные люди.
Все эти перечисленные охваченности ума, включая пять помех, они вообще не возникают (что странно, ведь речь о сотапанне, который может и не достигать джхан) или все таки они временами случаются и ум у него действительно бывает ими охвачен. Просто они не такой силы, чтобы помешать воспринимать вещи непостоянными-страдательными-безличными?
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3557
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#1029 Топпер » 26.04.2015, 05:23

Елена Котельникова писал(а):Все эти перечисленные охваченности ума, включая пять помех, они вообще не возникают (что странно, ведь речь о сотапанне, который может и не достигать джхан) или все таки они временами случаются и ум у него действительно бывает ими охвачен. Просто они не такой силы, чтобы помешать воспринимать вещи непостоянными-страдательными-безличными?
Бывает охвачен. На то он и Сотапана, а не Арахант. Но его неблагие состояния сознания "легче" и быстрее проходят.
Топпер

  • 1

#1030 Федор » 26.04.2015, 14:14

Vick писал(а):"Ни-приятное-ни-болезненное чувство приятно, когда оно переживается вместе со знанием, и болезненно, когда переживается без знания».

Вот отсюда-то и возник вопрос. Какое знание имеется в виду? О чем?

Знание Дхаммы имеется в виду. Правильные взгляды, правильное понимание. Ни-приятное-ни-болезненное чувство, основанное на Правильных взглядах - это буддийская невозмутимость, бесстрастие. Без этого знания - простое тупое равнодушие.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4775
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#1031 ankle » 10.08.2015, 23:05

Подскажите сутту:если кратко то там Будда дает пояснения что к дхамме можно применить бесконечное множество уточнений или что то в этом роде
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

#1032 ankle » 10.08.2015, 23:14

Федор писал(а):
Vick писал(а):"Ни-приятное-ни-болезненное чувство приятно, когда оно переживается вместе со знанием, и болезненно, когда переживается без знания».

Вот отсюда-то и возник вопрос. Какое знание имеется в виду? О чем?

Знание Дхаммы имеется в виду. Правильные взгляды, правильное понимание. Ни-приятное-ни-болезненное чувство, основанное на Правильных взглядах - это буддийская невозмутимость, бесстрастие. Без этого знания - простое тупое равнодушие.
Ни приятное ни болезненное чувство это невозмутимость?мне кажется что это не так.Попробую аргументировать,ни приятное ни болезненное чувство это состояние ума,которое например у меня преобладает.А бесстрастие-невозмутимость упоминается уже перед просветление,ниббана.Так как ни приятное ни волененное чувство рождено в уме и из ума,а бесстрастие означает наблюдение как умственных феноменов,так и материи.То есть все просто переживается,включая и ни приятное ни болезненное состояние.Это еще иногда называют на расстоянии,отрешенно.
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

#1033 balabust » 11.08.2015, 04:27

ankle писал(а):Подскажите сутту:если кратко то там Будда дает пояснения что к дхамме можно применить бесконечное множество уточнений или что то в этом роде
тут на сайте есть такая сутта?
balabust
Репутация: 408
Сообщения: 553
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#1034 SV » 11.08.2015, 12:30

SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14261
Сообщения: 5907
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#1035 Ruslan » 13.08.2015, 18:22

Всем добрый вечер.
Каковы существенные различия между Хинаяной и Махаяной,Хинаяной и Ваджраяной,Махаяной и Виджраяной?
Ruslan
Репутация: 625
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

  • 4

#1036 Orang » 13.08.2015, 18:37

Ruslan писал(а):Каковы существенные различия между Хинаяной и Махаяной

для начала отличие в том, что Хинаяна - это такой махаянский сленг, которому на здешнем форуме, вероятно, не все обрадуются. Название "Тхеравада" выглядит тут куда более предпочтительным.

Ну и важное отличие, если в двух словах, то, что Тхеравада во главу угла ставит Палийский канон, а такие поздние тексты, как, например, Бардо Тодол здесь не признаются. Никаких тантр, никаких спонтанных просветлений, никаких поклонений божествам.
не буду умничать :)
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1296
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 4

#1037 SV » 13.08.2015, 18:48

Каковы существенные различия между Хинаяной и Махаяной,Хинаяной и Ваджраяной,Махаяной и Виджраяной?

Как выше верно заметили, данное разделение имеется только у (по большому счёту) тибетского буддизма. И если смотреть с позиции тибетского буддизма, то различие между первым и вторым будет по большей части в воззрениях, а если взять третье, то оно будет отличаться уже и по воззрениям и по методам практики. В подробности вдаваться не буду - так как эта тема тибетского буддизма, а он на этом форуме не обсуждается (или если и обсуждается, то только при сопоставлении и сравнении с Тхеравадой).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14261
Сообщения: 5907
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#1038 Ruslan » 13.08.2015, 20:56

SV писал(а):
Каковы существенные различия между Хинаяной и Махаяной,Хинаяной и Ваджраяной,Махаяной и Виджраяной?

Как выше верно заметили, данное разделение имеется только у (по большому счёту) тибетского буддизма. И если смотреть с позиции тибетского буддизма, то различие между первым и вторым будет по большей части в воззрениях, а если взять третье, то оно будет отличаться уже и по воззрениям и по методам практики. В подробности вдаваться не буду - так как эта тема тибетского буддизма, а он на этом форуме не обсуждается (или если и обсуждается, то только при сопоставлении и сравнении с Тхеравадой).
Orang писал(а):
Ruslan писал(а):Каковы существенные различия между Хинаяной и Махаяной

для начала отличие в том, что Хинаяна - это такой махаянский сленг, которому на здешнем форуме, вероятно, не все обрадуются. Название "Тхеравада" выглядит тут куда более предпочтительным.

Ну и важное отличие, если в двух словах, то, что Тхеравада во главу угла ставит Палийский канон, а такие поздние тексты, как, например, Бардо Тодол здесь не признаются. Никаких тантр, никаких спонтанных просветлений, никаких поклонений божествам.
В христианстве и исламе есть такое понятие как еретик,отступник.В буддизме есть что то подобное?
Последователи Тхеравады считают последователей северных традиций еретиками?
Ruslan
Репутация: 625
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

  • 7

#1039 Киттисаро » 13.08.2015, 21:06

Ruslan писал(а):Последователи Тхеравады считают последователей северных традиций еретиками?

Считают.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4730
Сообщения: 1888
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#1040 masterjack » 13.08.2015, 21:17

Ruslan писал(а):В христианстве и исламе есть такое понятие как еретик,отступник.В буддизме есть что то подобное?
Последователи Тхеравады считают последователей северных традиций еретиками?
можно сказать что эти люди такие же запутавшиеся как и другие, но они еще и в "буддизме" запутались.

может как врачи смотрят не рецепты Малахова и его лечение лыжной мазью :tong:
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4970
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 14 гостей