Bozon писал(а):Как буддизм относиться к прощению? Нужно ли прощать, есть ли какие-то предписания Будды или учителей по этому поводу?
Adhikarana-vagga
II.21
(Фрагмент).
Перевод с пали Тханиссаро Бхикку.
"Эти двое глупцы. Кто? Тот, кто не осознаёт свои проступки как проступки, и тот, кто справедливо не прощает другого, признавшего свой проступок. Эти двое глупцы".
"Эти двое мудрые. Кто? Тот, кто осознаёт свой проступок как проступок, и тот, кто справедливо прощает другого, признавшего свой проступок. Эти двое мудрые".
Аччайя сутта: Проступок
СН 11.24
«Монахи, есть два вида дураков:
* Тот, кто не видит проступок как проступок;
* Тот, кто не прощает в соответствии с Дхаммой того, кто сознался в совершении проступка.
Таковы два вида дураков. Есть, монахи, два вида мудрых людей:
* Тот, кто видит проступок как проступок;
* Тот, кто прощает в соответствии с Дхаммой того, кто сознался в совершении проступка.
Таковы два вида мудрых людей...
Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389).
Удджханасанни сутта: Критиканы
СН 1.35
«...Если простить кто неспособен
Тех, кто в проступке смог сознаться,
То зол он в сердце, ненависти полон,
Питает он одну лишь неприязнь.
Но этой неприязнью я не упиваюсь,
А потому проступок вам прощаю я».
Аудио: Открывая врата сердца. И другие буддийские рассказы о счастье
«Глава 4: Гнев и прощение»
http://www.theravada.ru/Gallery/Audio/Books/otkrivaya-vrata-serdca_brahm.htmЕсли рассуждать уже не о прощении, а о покаянии, то что это по своей сути? Это умоперемена, перемена ума и следовательно самой жизни, такая перемена должна приносить плоды! Говорится что вера в Три Драгоценности, избавляет от плохих уделов, но наверное не просто сама по себе вера, а следование Им.