Мне больше непонятен именно этот момент: Будда сначала выучился у мастеров медитаций Алара Калама и Уддака Рамапутта достигать бесформенных миров, потом провел годы в аскетизме, а затем вспомнил про свой юношеский опыт вхождения в джхану и понял "Вот он путь к освобождению". То есть открыл то что знал снова, так что-ли получается?
Уже обсуждали тут где-то этот вопрос. Медитация Удакки и Алары были приятными, к ниббане в итоге не привели, а в моде был суровый аскетизм по умерщвлению тела. Поэтому логично что Будда бросил джханы и занялся "джайнизмом" на 6 лет. Но сколько ни старался, результата не было - в итоге духовный тупик, всё перепробовал, новых вариантов нет - что делать? Но потом приходит озарение (детский опыт) - что джханы были же ведь правильным путём в прицнипе. Далее Будда вновь переходит на джханы, но уже начинает на основе этого экспериментировать/изучать - и в итоге прозревает, т.е. достигает поставленной цели.
Ничего странно в этом нет - потому что Будда признавал наличие паччека-будд, которые достигают ниббаны вне открытого миру буддизма, в частности, много таких будд упоминаются жившими в некие старые времена на склоне индийской горы Исигили, что возле Раджагахи.
Получается, что если эти учителя переродились в верхних уровнях арупалоки, то обучить их Дхамме там Будда не мог?
Да - хотя в суттах это не упоминается, Комментарии поясняют, что с существами арупалоки невозможно общаться, они в перманентой поглощённости на пару квадраллионов лет
При этом, небезынтересно, есть утверждения, что если аскет достиг правильных воззрений и родился в арупалоке, то после истечения всего срока жизни там, в момент смерти т.е., он достигает ниббаны и не рождается где-либо ещё.