Вопрос - ответ.

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

  • 4

#981 SV » 20.03.2015, 23:36

Как буддизм относиться к прощению? Нужно ли прощать, есть ли какие-то предписания Будды или учителей по этому поводу?

В Винае есть правило, что если один монах просит у другого прощение, но тот не даёт ему прощения - то тогда он совершает нарушение. Другими словами, если кто-то просит, надо прощать.

Интереснее вопрос - когда кто-то просит простить формально, при этом зная, что он всё равно потом будет также поступать :lupa:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14682
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#982 masterjack » 20.03.2015, 23:48

SV писал(а):Другими словами, если кто-то просит, надо прощать.

это глупо, в моем понимании.
не то , что это ВЫ сказали. а по сути своей термин - прощение.

тот кто обижается - носит мусор в своей голове и причиняет себе вред.
что значит простить кого-то?
типа я носил в уме каку, мне что-то сказали и ОПА кака исчезла?
нужно самому со своими каками разбираться.

что значит просить прощения?
если человек искренне раскаялся - он уже никогда не будет так поступать как прежде.
т.е. по сути нет смысла просить прощения. просто больше так не поступай.

и вот если ты предполагаешь, что твои прошлые действия вызвали каку в голове у другого
и хочешь ему как-то помочь - пойди и помоги. поговори. прими что будет.
Ангулимала принимал что будет, зная что может быть что угодно.

а тут пришел, слово сказал и все стало на свои места.
не станет.

в обоих случаях требуется работа со своим умом.
и можно без слов обойтись.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4991
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#983 Денис85 » 21.03.2015, 00:09

Bozon писал(а):Как буддизм относиться к прощению? Нужно ли прощать, есть ли какие-то предписания Будды или учителей по этому поводу?

Adhikarana-vagga
II.21
(Фрагмент).
Перевод с пали Тханиссаро Бхикку.

"Эти двое глупцы. Кто? Тот, кто не осознаёт свои проступки как проступки, и тот, кто справедливо не прощает другого, признавшего свой проступок. Эти двое глупцы".
"Эти двое мудрые. Кто? Тот, кто осознаёт свой проступок как проступок, и тот, кто справедливо прощает другого, признавшего свой проступок. Эти двое мудрые".

Аччайя сутта: Проступок
СН 11.24

«Монахи, есть два вида дураков:
* Тот, кто не видит проступок как проступок;
* Тот, кто не прощает в соответствии с Дхаммой того, кто сознался в совершении проступка.

Таковы два вида дураков. Есть, монахи, два вида мудрых людей:

* Тот, кто видит проступок как проступок;
* Тот, кто прощает в соответствии с Дхаммой того, кто сознался в совершении проступка.

Таковы два вида мудрых людей...

Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389).

Удджханасанни сутта: Критиканы
СН 1.35

«...Если простить кто неспособен
Тех, кто в проступке смог сознаться,
То зол он в сердце, ненависти полон,
Питает он одну лишь неприязнь.
Но этой неприязнью я не упиваюсь,
А потому проступок вам прощаю я».

Аудио: Открывая врата сердца. И другие буддийские рассказы о счастье
«Глава 4: Гнев и прощение»

http://www.theravada.ru/Gallery/Audio/Books/otkrivaya-vrata-serdca_brahm.htm

Если рассуждать уже не о прощении, а о покаянии, то что это по своей сути? Это умоперемена, перемена ума и следовательно самой жизни, такая перемена должна приносить плоды! Говорится что вера в Три Драгоценности, избавляет от плохих уделов, но наверное не просто сама по себе вера, а следование Им.
Денис85 M
Откуда: Алтайский край, г. Рубцовск
Репутация: 1051
Сообщения: 1858
Зарегистрирован: 15.10.2014
Традиция: Нет

#984 Bozon » 21.03.2015, 00:38

SV писал(а):
В Винае есть правило, что если один монах просит у другого прощение, но тот не даёт ему прощения - то тогда он совершает нарушение. Другими словами, если кто-то просит, надо прощать.

Интереснее вопрос - когда кто-то просит простить формально, при этом зная, что он всё равно потом будет также поступать :lupa:

Может быть в этом случае как-то "определяется", что просят по-настоящему?

SeD писал(а):Но лучше не обижаться.

Дельно, но это уровень чуть ли не араханта. Мелочи обычным людям прощать уже тяжеловато, хотя можно.
Денис85 писал(а):Если рассуждать уже не о прощении, а о покаянии, то что это по своей сути? Это умоперемена, перемена ума и следовательно самой жизни, такая перемена должна приносить плоды! Говорится что вера в Три Драгоценности, избавляет от плохих уделов, но наверное не просто сама по себе вера, а следование Им.

С покаянием в буддизме более-менее понятно. Основной мотив - нежелание неблагой каммы в дальнейшем, и вообще понимание, что делать плохие вещи нехорошо. А каков мотив прощения? Понятно, что мотивы бывают разные, но каков центральный с точки зрения учения Будды?

Денис85 писал(а):Тот, кто прощает в соответствии с Дхаммой того, кто сознался в совершении проступка.

Здесь упоминается только тот, кто просит прощения в этих суттах, возможно где-то есть и о прощении тех, кто не просит, о прощении в целом?

Что может означать "в соответствии с Дхаммой"?
Последний раз редактировалось Bozon 21.03.2015, 01:16, всего редактировалось 1 раз.
Bozon M
Репутация: 297
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 07.10.2014
Традиция: Нет

#985 Денис85 » 21.03.2015, 06:20

Bozon писал(а):
А каков мотив прощения? Понятно, что мотивы бывают разные, но каков центральный с точки зрения учения Будды?


Не знаю, но думаю чтобы не поддаваться гневу, злобе, потому что если не прощаешь, то значит внутри есть гнев к тому человеку, или неприязнь. Есть интересная сутта- http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn11_25-akkodha-sutta-sv.htm

Денис85 писал(а):Тот, кто прощает в соответствии с Дхаммой того, кто сознался в совершении проступка.


Здесь упоминается только тот, кто просит прощения в этих суттах, возможно где-то есть и о прощении тех, кто не просит, о прощении в целом?

Что может означать "в соответствии с Дхаммой"?

Не знаю.
Денис85 M
Откуда: Алтайский край, г. Рубцовск
Репутация: 1051
Сообщения: 1858
Зарегистрирован: 15.10.2014
Традиция: Нет

  • 1

#986 amv » 21.03.2015, 14:28

Bozon писал(а):Как буддизм относиться к прощению? Нужно ли прощать, есть ли какие-то предписания Будды или учителей по этому поводу?
Скорее всего такая вещь как обида становится невозможной, когда ты двигаешься по Пути. Ведь обида может возникнуть только при цеплянии к чему-либо (самомнение, например). Поэтому если ты свободен от привязанностей, то нет условий для обиды.
Плюс, если вспомнить такую вещь, как камма, то становится понятным, что и обижаться то по сути только на себя можно.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1731
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#987 samjai1164 » 21.03.2015, 16:34

Bozon писал(а):Нужно ли прощать, есть ли какие-то предписания Будды или учителей по этому поводу?
правильная "прививка" это не винить в своих "промахах" никого окромя себя.Когда тебе наступают на ногу знать "заработал" когдато,не можешь улыбнуться в ответ просто стерпи.и возможно увидишь внутрь себя "бзык" это есть "нечистота".В одной из сутт сказано даже если монаха будут "пилить" ему правильно - это не отвечать,терпеть.
скажи сколько ты весишь и станет видно что ты о себе думаешь
samjai1164
Репутация: 8
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 18.06.2014
Традиция: Дзэн

#988 Bozon » 21.03.2015, 17:35

amv писал(а):Скорее всего такая вещь как обида становится невозможной, когда ты двигаешься по Пути. Ведь обида может возникнуть только при цеплянии к чему-либо (самомнение, например). Поэтому если ты свободен от привязанностей, то нет условий для обиды.
Плюс, если вспомнить такую вещь, как камма, то становится понятным, что и обижаться то по сути только на себя можно.

В реальной жизни это все намного сильнее, чем в теории. Например, человек долго за садом ухаживал, а его весь обобрали и все истоптали. Или копил на подарок кому-нибудь, а деньги своровали. Или добросовестно работал, а уволили и взяли другого по блату, это так еще туда-сюда примеры. Обида же не только что самомнение, на ругань там или критику, а на более весомые вещи.

Более частный момент, что с буддийской точки зрения делать вообще, когда не просят прощения? Достаточно ли как-то задуматься о камме, анатте и аничче, или именно делать усилие, то есть прощать с сочувствием? Ведь можно прощать разными способами. Можно просто "ну все, забыл", а можно, например, с сильным желанием, чтобы человек исправился - это уже совсем другой коленкор.
Bozon M
Репутация: 297
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 07.10.2014
Традиция: Нет

#989 seniaooo » 21.03.2015, 18:08

Bozon писал(а):Более частный момент, что с буддийской точки зрения делать вообще, когда не просят прощения? Достаточно ли как-то задуматься о камме, анатте и аничче, или именно делать усилие, то есть прощать с сочувствием? Ведь можно прощать разными способами. Можно просто "ну все, забыл", а можно, например, с сильным желанием, чтобы человек исправился - это уже совсем другой коленкор.
если в тебе есть ожидание "что кто-то должен" попросить прощения - надо избавиться от этого ожидания,найди в себе причину "почему" ты винишь другого,Как искать? универсальный метод-медитация на причине.
seniaooo
Аватара
Репутация: 104
Сообщения: 464
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

  • 2

#990 amv » 22.03.2015, 14:18

Bozon писал(а):
amv писал(а):Скорее всего такая вещь как обида становится невозможной, когда ты двигаешься по Пути. Ведь обида может возникнуть только при цеплянии к чему-либо (самомнение, например). Поэтому если ты свободен от привязанностей, то нет условий для обиды.
Плюс, если вспомнить такую вещь, как камма, то становится понятным, что и обижаться то по сути только на себя можно.

В реальной жизни это все намного сильнее, чем в теории. Например, человек долго за садом ухаживал, а его весь обобрали и все истоптали. Или копил на подарок кому-нибудь, а деньги своровали. Или добросовестно работал, а уволили и взяли другого по блату, это так еще туда-сюда примеры. Обида же не только что самомнение, на ругань там или критику, а на более весомые вещи.

Более частный момент, что с буддийской точки зрения делать вообще, когда не просят прощения? Достаточно ли как-то задуматься о камме, анатте и аничче, или именно делать усилие, то есть прощать с сочувствием? Ведь можно прощать разными способами. Можно просто "ну все, забыл", а можно, например, с сильным желанием, чтобы человек исправился - это уже совсем другой коленкор.
Мое мнение - прощать нужно. Хотя бы потому, что это однозначно метта, тогда как обида чаще всего (если не всегда) есть злость, скрытая или явная, с недоброжелательными мыслями. Плюс обида не способствует успокоению ума.
И даже если не просят прощения - тем сильнее результат от самого прощения.
Плюс к тому простить - также значит отцепиться от привязанности, которая была причиной обиды и злости.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1731
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#991 Bozon » 24.03.2015, 19:42

amv писал(а):Мое мнение - прощать нужно. Хотя бы потому, что это однозначно метта, тогда как обида чаще всего (если не всегда) есть злость, скрытая или явная, с недоброжелательными мыслями. Плюс обида не способствует успокоению ума.
И даже если не просят прощения - тем сильнее результат от самого прощения.
Плюс к тому простить - также значит отцепиться от привязанности, которая была причиной обиды и злости.

Вы во всем правы здесь, даже чисто по-человечески.

Но что значит прощать "в соответствии с Дхаммой"? Надо бы нам выяснить. :smile:
Bozon M
Репутация: 297
Сообщения: 574
Зарегистрирован: 07.10.2014
Традиция: Нет

#992 VsemDobra » 17.04.2015, 21:30

Вопрос к монахам.
Я знаю, что подобная тема конечно уже обсуждалась, но из-за большого количества информации мне пожалуй будет нереально её найти.
Вопрос о самозащите. Иду я такой по улице и подходят ко мне 2 агрессивных человека, с плохим намерением. Ну допустим хотят от меня сигарет, которых у меня при себе не имеется. Решают меня побить по их понятиям. Нормально ли применять адекватную физическую силу в ответ?

Да даже если не для себя... Ладно я готов потерпеть. Но если обижают слабых? Не сидеть же на месте. Кто больше заслуживает поломанный нос, добрый эрудированный человек, если я не вмешаюсь, или 2 пьяных гопника? Возьму ли я на себя грех, если поколочу этих двоих, помогая другому?
VsemDobra
Репутация: 35
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 08.04.2015
Традиция: Нет

  • 1

#993 masterjack » 17.04.2015, 21:52

VsemDobra писал(а):Вопрос

СН 55.7 Велудварейя сутта: Жители Бамбуковых Врат

ДН 31 Сигаловада сутта: Беседа с Сигалой

Скрытый текст
III.Шесть каналов рассеивания богатства
«Каковы шесть каналов для рассеивания богатства, которыми он не занимается?
1. злоупотребление опьяняющими веществами, которые вызывают зависимость и беспечность;
2. гуляние на улицах в неподходящее время;
3. частое посещение театральных зрелищ;
4. злоупотребление азартными играми, вызывающее беспечность;
5. связь с порочными товарищами;
6. привычка к безделью.

1.Последствия пьянства
«Есть, молодой домохозяин, такие шесть порочных последствий в злоупотреблении опьяняющими веществами, которые вызывают зависимость и беспечность:
* потеря богатства,
* увеличение ссор,
* подверженность болезням,
* приобретение порочной репутации,
* непристойное обнажение тела,
* ослабление интеллекта.

2. Последствия прогулок в неподходящее время
«Есть, молодой домохозяин, такие шесть порочных последствий в гулянии на улицах в неподходящее время:
* он сам незащищен и не охраняем,
* его жена и дети незащищены и неохраняемы,
* его имущество незащищено и не охраняемо,
* он подозревается в порочных делах,
* про него распространяют ложные слухи,
* он встречается со многими неприятностями.


3. Последствия частого хождения на представления
Есть, молодой домохозяин, такие шесть порочных последствий частого посещения театральных зрелищ:
Он постоянно думает:
* где сейчас танцы?
* где сейчас пение?
* где сейчас музыка?
* где сейчас декламация?
* где сейчас игра на цимбалах?
* где сейчас дутье горшков?

4. Последствия увлечения азартными играми
Есть, молодой домохозяин, такие шесть порочных последствий злоупотребления азартными играми:
* победитель вызывает ненависть,
* проигравший горюет о потерянном богатстве,
* потеря богатства,
* на его слово не полагаются в суде,
* его презирают друзья и партнеры,
* он не имеет спроса как жених, потому что люди говорят, что он игрок и не подходит для того, чтобы заботиться о жене.

5. Последствия дружбы с порочными людьми
Есть, молодой домохозяин, такие шесть порочных последствий связи с порочными товарищами, а именно:
* когда любой игрок,
* любой распутник,
* любой алкоголик,
* любой жулик,
* любой обманщик,
* любой хулиган – его друг и товарищ.

ЗЫ Путь Будды - это не Путь Бэтмана.
в определенной (достаточно большой) мере - это путь очень личный, не выходящий за рамки вашего Я.
это путь вашей собственной трансформации.
Этот путь нельзя совместить с побиванием людей, какими бы глупыми они не казались.

Однако есть монахи, а есть воины.
У каждого своя роль.
И на сколько я помню одной из заповедей мирянина считается "Не убий"
а за сим цитата в тему ;)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4991
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#994 Топпер » 17.04.2015, 23:15

VsemDobra писал(а):Вопрос к монахам.
Я знаю, что подобная тема конечно уже обсуждалась, но из-за большого количества информации мне пожалуй будет нереально её найти.
Вопрос о самозащите. Иду я такой по улице и подходят ко мне 2 агрессивных человека, с плохим намерением. Ну допустим хотят от меня сигарет, которых у меня при себе не имеется. Решают меня побить по их понятиям. Нормально ли применять адекватную физическую силу в ответ?
Лучше, по возможности, не создавать таких ситуаций, когда бы подходили агрессивные люди. Например я по пятницам вечером по Питеру стараюсь не ходить т.к. самое пьяное время после рабочей недели. Зачем зря искушать?

Если же такая ситуация сложилась, то оборонятся или нет - это решать вам. Бывает так, что не обороняясь станешь калекой на всю жизнь. Правда бывает и наоборот: обороняясь и не желая отдать кошелёк со 100 рублями сделают инвалидом.
Единественное о чём тут нужно помнить так это о том, что даже в такой ситуации (когда вы бьёте нападающих) вы создаёте неблагую камму из-за того, что причиняете им физическое страдание.
Если вы понимаете это, тогда уже от вашего личного желания зависят дальнейшие действия.
Да даже если не для себя... Ладно я готов потерпеть. Но если обижают слабых? Не сидеть же на месте. Кто больше заслуживает поломанный нос, добрый эрудированный человек, если я не вмешаюсь, или 2 пьяных гопника? Возьму ли я на себя грех, если поколочу этих двоих, помогая другому?
Что будет если убить убийцу? Станет ли в мире от этого меньше убийц? Нет. Вместо одного убийцы будет два.

Вообще сложно не обладая всеведением вершить правосудие и тем более давать советы на эту тему.
Ведь мы не видим всех переплетений каммы. Вполне возможно, что два гопника бьют мужика, который обрюхатил малолетнюю сестру одного из гопников.

Наиболее разумным, наверное будет не влезть в драку, а поднять шум, чтобы гопники прекратили. А потом помочь пострадавшему.
Топпер

#995 VsemDobra » 17.04.2015, 23:25

masterjack, не знаю, как у вас, уважаемый, но в моём городе получить кулаком в лоб можно и днем, просто прогуливаясь по парку. И я нарывался и днем будучи невинным подростком.
Я бы мог ещё много чего сказать по поводу твоего ответа, но пожалуй не буду грузиться зря. Тем более ответа на мой вопрос я так и не получил.
Да и вообще это не важно. Я же попросил отвечать монахов. - Это самое главное условие. При всем уважении к тебе, я хочу чтобы мне ответили именно монахи и дали четкий прямой ответ на вопрос. Вопрос конкретный, ответ тоже должен быть конкретный - да или нет. А потом уже можете разъяснять. Если в суттах о таком не упоминалось, то просто скажите мне, что точного ответа на такой вопрос дать не может, тогда я просто забуду о этом волнующем себя вопросе. И всего-то! Не нужно ничего усложнять, уважаемый masterjack. Давайте жить дружно, без бетменов всяких. Хотелось бы услышать монахов, пожалуйста.
Я не монах, я обычный мирянин - и мне было бы больно смотреть, если бы кто-то обижал мою маму, к примеру, зная какой она хороший, добрый и глубоко внутри ранимый человек. Хотя, пожалуй, если я буду гореть в аду, если применю физическую силу, чтобы защитить хорошего человека или тех, кого я люблю, то так тому и быть. Может я какой-то неправильный, пускай. Такая вот у меня совесть. masterjack, хоть вы не бетмен, вы хороший буддист, и когда-нибудь вы достигнете просветления, не взирая на то, как всем вокруг бывает плохо!!!
VsemDobra
Репутация: 35
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 08.04.2015
Традиция: Нет

#996 Топпер » 17.04.2015, 23:33

VsemDobra писал(а):Да и вообще это не важно. Я же попросил отвечать монахов. - Это самое главное условие.
Тогда лучше писать в разделе "отвечают монахи".

И просьба обращаться к участникам на "вы", если у вас не было предварительной договорённости общаться на "ты" с masterjack(ом)
При всем уважении к тебе, я хочу чтобы мне ответили именно монахи и дали четкий прямой ответ на вопрос. Вопрос конкретный, ответ тоже должен быть конкретный - да или нет.
Не на все вопросы можно дать однозначный ответ "да" или "нет".
Я не монах, я обычный мирянин - и мне было бы больно смотреть, если бы кто-то обижал мою маму, к примеру, зная какой она хороший, добрый и глубоко внутри ранимый человек. Хотя, пожалуй, если я буду гореть в аду, если применю физическую силу, чтобы защитить хорошего человека или тех, кого я люблю, то так тому и быть.
Поэтому выбор за вами. И с т.з. обычного непросветлённого человека было бы вполне номрально защитить своих родителей. Сложно было бы осудить такой поступок.

А вот вариант "пусть мне лучше гореть в аду" - не будет разумным по причине того, что выбирая такую альтернативу, вы не представляете себе, что значит гореть в аду. Т.е. реального выбора между вариантом, что побъют маму или попаданием в горячий ад (это примерно как в печку в котельной только с условием, что испытвыая боль всё-равно не умираешь), не будет.
Топпер

#997 VsemDobra » 17.04.2015, 23:37

Топпер писал(а):Вполне возможно, что два гопника бьют мужика, который обрюхатил малолетнюю сестру одного из гопников.
Я описал четко описал гипотетическую ситуацию, в которой парень на которого направлена агрессия в этой ситуации добрый. Конечно в конкретной ситуации не выяснить по заслугам он получает или просто оказался не в то время и не в том месте, но мы же рассматриваем гипотетическую ситуацию где все характеристики участников заданы. Исходя из этого надо бы строить выводы, чисто для понимания.

Топпер, это понятно, что не стоит создавать условия для возникновения таких ситуаций, но не всего можно избежать и не факт, что тебе просто не повезло. И конечно же я пытался бы до последнего разрешить конфликт мирным путем... Да это действительно вопрос без ответа, остаться ли на всю жизнь калекой или испортить себе камму - ещё не известно от чего будешь больше страдать.
Но вот что ещё... Разве намерение при совершении поступка не сыграет роль? Поступок негативный - причинение вреда, намерение благородное - помощь другому... Два в одном. Неужели всё это не создаст хотя бы нейтральный окрас для каммы?
Никто тут мне не даст ответ на такие вопросы как я полагаю? Наверное на такое может ответить только архат или я ошибаюсь? Скажи мне кто может. А так я решил забыть о этом вопросе и буду действовать по ситуации - это самое лучшее решение, при данном раскладе на мой взгляд.


Топпер писал(а):И просьба обращаться к участникам на "вы"
Опечатка, извиняюсь.
Последний раз редактировалось VsemDobra 17.04.2015, 23:38, всего редактировалось 1 раз.
VsemDobra
Репутация: 35
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 08.04.2015
Традиция: Нет

  • 1

#998 Топпер » 17.04.2015, 23:38

я так понимаю, что если бы люди реально предствляли бы себе последствия своих действий, действия эти нередко были бы другими.
Показателен в этом плане случай с убийством родственников Будды в Капилаваттху. Будда три раза останавливал раджу Видудабху, а на четвёртый раз не стал т.к. видел все переплетения каммы, и понимал, что родственники так или иначе получат плоды своей неблагой каммы.
В итоге родственники были вырезаны.

Но это поступок с т.з. просветлённого. Нам, конечно сложно было бы так поступить. Мы всё-таки не обладаем такой различающей мудростью.
Поэтому хорошо хотя бы поменьше творить зла и насилия не умножая его без необходимости и не маскируя (в некоторых случаях) свои омрачения под благое дело.
Топпер

#999 VsemDobra » 17.04.2015, 23:40

Топпер, спасибо за ответы
VsemDobra
Репутация: 35
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 08.04.2015
Традиция: Нет

#1000 Топпер » 17.04.2015, 23:49

VsemDobra писал(а):Я описал четко описал гипотетическую ситуацию, в которой парень на которого направлена агрессия в этой ситуации добрый. Конечно в конкретной ситуации не выяснить по заслугам он получает или просто оказался не в то время и не в том месте, но мы же рассматриваем гипотетическую ситуацию где все характеристики участников заданы. Исходя из этого надо бы строить выводы, чисто для понимания.
Гипотетические здесь не очень работают. Потому, как доброму просто так морду бить не будут. Раз бъют, значит в прошлых жизнях им что-то плохое сделал. А в гипотетической ситуации мы игнорируем весь сложный клубок этих связей. Соответсвенно вводим, недостоверные посылы. А из недостоверных посылов и ответы могут получится неверными.
Но вот что ещё... Разве намерение при совершении поступка не сыграет роль? Поступок негативный - причинение вреда, намерение благородное - помощь другому... Два в одном. Неужели всё это не создаст хотя бы нейтральный окрас для каммы?
Нет, не создаст.
В лучшем случае (подчеркну в лучшем случае) будет создано две каммы: благая от защиты и неблагая от агрессии. Какая из них окажется больше - это большой вопрос. А в худшем может оказаться так, что только неблагая и будет создана.
А так я решил забыть о этом вопросе и буду действовать по ситуации - это самое лучшее решение, при данном раскладе на мой взгляд.
Так я вам и написал сразу, что в итоге решение за вами. Просто если вдруг решите действовать силовыми методами не забывайте, что неблагую камму создадите. И не старайтесь для сбея оправдать такое действие любыми средствами (иногда бывает полезно честно сказать себе, что дерёшься из неблагих побуждений, потому что хочется выпустить агрессию, нежели придумывать повод). Не говорю, что во всех случаях челвоек ведёт себя так. Но бывает и такой вариант.
Топпер

Пред.След.

Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 22 гостя