Временное монашество

Список форумов Инфо ОПРОСНИК

Описание: Все темы с опросами находятся в этом разделе.

Ваше отношение к временному монашеству

Полностью одобряю. Это несёт только пользу для всех.
9
Mira, Упасака, Styeba, A.A, НаталиЯ, Степанов Сергей, airon186, Наташенька
26%
Одобряю т.к. считаю, что это приносит больше пользы, чем вреда.
12
М_а_р_к, София, Маркион, Tao, Al. Tolstykh, Limemill, Dimitry, Александр, Юра Бирма, антти
34%
Одобряю, но считаю, что стричь нужно не в бхиккху, а в саманеры.
14
Дмитрий Светлов, Каверин Алексей, Странник, Кхантибало, Pyro, Панньятисса, Соня, Виктория, Результат, Andrew Bernstein, Митрий, Чевенгур, Топпер
40%
Мне всё равно. Не вижу в этом не вреда ни пользы.
0
Голосов нет
Не одобряю, но допускаю, как средство хоть как-то укрепить Сангху.
1
Киттисаро-ушёл
3%
Не одобряю, т.к. считаю, что это приносит больше вреда, чем пользы.
1
ambient
3%
Полностью не одобряю. Это профанация буддийского учения.
2
Федор, Валерий
6%
 
Всего проголосовавших: 35

#1 Топпер » 18.12.2013, 03:15

В материковой части Азии, в странах тхеравады, сложился такой феномен, как временное пострижение в монахи.

Корни этого явления лежат в желании дать хотя бы минимальное образование подрастающему поколению: во время сезона дождей, когда рис на полях был высажен и свободного времени становилось относительно много, подростков отправляли в монастырь на несколько месяцев для того, чтобы они постигали азы буддизма и обучались грамоте.
Традиция такого небольшого по времени срока монашества жива до сих пор, хотя свою учебную функцию эта иннициация потеряла, но эта функция не исчезла совсем. Очень часто она реализуется в более длительных сроках монашества (порядка 5 - 8 лет). За это время молодые люди успевают получить полное высшее образование, после чего возвращаются в мир. Монашество в этом случае хорошо помогает учебе, ограждая молодого человека от всех традиционных прелестей в жизни студиоузов.

Интересной особенностью является то, что в Шри-Ланке, где основа культуры также рисовая, таковой традиции не сложилось, и временное монашество отсутствует, как класс.

Было бы интересно обсудить отношение к временному монашеству, а также его плюсы и минусы.
Топпер

  • 5

#2 Киттисаро-ушёл » 18.12.2013, 05:53

По сути это духовный туризм, который ни к чему не обязывает. Но в наше время осталось мало способов близко познакомиться с традицией - Будды нет, архатов нет. Временное монашество хоть как-то этому способствует. Поэтому я рассматриваю это как вынужденную меру сегодняшней реальности, т.е. не одобряю, но допускаю. Кроме того канонических запретов на ВМ нет и можно спокойно рассматривать это как очередную, естественную ступень деградации Дхаммы.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 Дмитрий Светлов » 18.12.2013, 06:15

Проголосовал за саманеров. Думаю, это интересная практика, может принеси пользу человеку.
Дмитрий Светлов M
Аватара
Репутация: 787
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

#4 Каверин Алексей » 18.12.2013, 09:32

Есть и хорошие и плохие стороны.
Хорошая в том что каждый может прикоснуться к Дхамме и Дисциплине.
Плохая в том что человек не-обязан, и при возникновении проблем, вместо того чтобы работать с ними, может быть склонен к расстриганию и имеет такую возможность. В то-же время происходит натуральный отбор...

Все же думаю эта хорошая практика, проголосовал за Сманеров.
evam me sutam
Каверин Алексей M
Аватара
Репутация: 672
Сообщения: 1119
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#5 Федор » 18.12.2013, 10:05

Я категоричен в этом отношении. В суттах ясно сказано, для чего нужно монашество. Прежде всего, как условие для отречения от мира и сансары в целом, а не условие для ее благоустройства и процветания. Мирскими делами, в данном случае - воспитанием, образованием, - пусть занимается мир. Духовные цели под мирские подстраивать чревато уничтожением духовного.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#6 Топпер » 18.12.2013, 10:15

Это о двух концах палка. Ведь выводя Сангху из таких сфер, вы не улучшаете её качество, а сокращаете поле для взаимодействий.
Простой пример: сравнение Тая и Ланки. На Ланке временного монашества нет, зато кризис Сангхи в целом - больший. По сути из-за опустения монастырей и было инициировано создание женской сангхи. И вот вопрос: что было бы лучше, наполнить эти монастыри временными монахами, или незаконно постриженными монахинями?
Топпер

  • 3

#7 София » 18.12.2013, 15:58

Я это явление скорее одобряю, потому что в современном мире людям трудно представить себе, насколько трудно быть монахом. Все обычно представляют умиротворение, уединение и обретение духовных заслуг (сужу по своим знакомым, людям в целом неглупым), но мало кто думает о чисто бытовых трудностях, о психологической "ломке", когда современный человек,привыкший к потоку информации, становится от неё "отрезан", о прочих проблемах. Собственно, доказательством тому - множество тем на буддийских форумах: "Меня бросила девушка, ухожу в монахи, как это сделать?..".

Побыв сам монахом, человек волей-неволей начинает лучше понимать проблемы монахов и вести себя соответственно: делать более щедрую дану, помогать монахам и монастырям. Не всегда, конечно, но мне хочется верить, что часто. :smile:

Ну и, конечно же, возможность более серьёзного изучения Дхаммы и Винаи - потом человек расстрижётся, но полученные знания и отношение к ним останутся с ним.
София F
Аватара
Репутация: 628
Сообщения: 323
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Al. Tolstykh » 18.12.2013, 17:35

В Тае всё правильно. И временное монашество есть и отношение общества к бывшим монахам положительное.
Al. Tolstykh M
Репутация: 540
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Нет

#9 Панньятисса » 18.12.2013, 18:33

хорошо на ланке этого нет.
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2894
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Топпер » 18.12.2013, 18:46

Зато монахини есть.
Топпер

  • 3

#11 SV » 18.12.2013, 19:03

Явление скорее не одобряю, тему на этот счёт уже открывал.

По сабжу, может идея с временным пострижением в саманеры и неплоха. Всё-таки по сути это послушники. Попослушался, потестил, и ушёл. А когда в полные монахи стригут на две недели - это конечно профанация ещё та. Система анагариков и ме чи также отличная. Хороший способ проверить зрелость и готовность без профанации. Я вот в своё время, побыв анагариком в СуанМоке для себя смог понять, что быть монахом там и тогда явно не смог бы, не осилил бы. Монахом для созревания этого понимания становиться было не обязательно. Нужно было просто пожить там так, как живут они, вот и всё.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 М_а_р_к » 18.12.2013, 19:15

SV писал(а):Явление скорее не одобряю, тему на этот счёт уже открывал.

По сабжу, может идея с временным пострижением в саманеры и неплоха. Всё-таки по сути это послушники. Попослушался, потестил, и ушёл. А когда в полные монахи стригут на две недели - это конечно профанация ещё та.

а чем вообще саманер отличается от полного монаха? я понимаю - послушник, а что он не имеет право? или наоборот, имеет право
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#13 Топпер » 18.12.2013, 19:44

Лучше говорить не послушник, а ученик монаха или младший монах. Послушник - это анагарик.
Отличается тем, что саманера ещё не бхиккху. Он только тренируется. У него немного обетов, у него нет параджики и вообще его ученичество полностью на усмотрении учителя.
Топпер

#14 Панньятисса » 18.12.2013, 20:02

Топпер писал(а):Это о двух концах палка. Ведь выводя Сангху из таких сфер, вы не улучшаете её качество, а сокращаете поле для взаимодействий.
Простой пример: сравнение Тая и Ланки. На Ланке временного монашества нет, зато кризис Сангхи в целом - больший. По сути из-за опустения монастырей и было инициировано создание женской сангхи. И вот вопрос: что было бы лучше, наполнить эти монастыри временными монахами, или незаконно постриженными монахинями?
возражаю. во первых это не монахини а упасики с 10 обетами. во вторых количество никогда не превышает качество. в третьих будь тайланд такой же бедной страной то и монахов было бы не в пример меньше. на порядок а то и на два.
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2894
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#15 Топпер » 18.12.2013, 20:05

Панньятисса писал(а):возражаю. во первых это не монахини а упасики с 10 обетами.
Есть упасики. А есть бхиккхуни.
во вторых количество никогда не превышает качество.
Но из количества есть выбор для качества. А когда количества нет, сложно создать качество.
в третьих будь тайланд такой же бедной страной то и монахов было бы не в пример меньше. на порядок а то и на два.
Таиланд 50 лет назад, был такой же бедной страной, как Ланка. Соответственно если Ланка станет богаче, боюсь, что монахов будет ещё меньше.
Топпер

  • 1

#16 SV » 18.12.2013, 20:08

Лучше говорить не послушник, а ученик монаха или младший монах. Послушник - это анагарик.
Отличается тем, что саманера ещё не бхиккху. Он только тренируется. У него немного обетов, у него нет параджики и вообще его ученичество полностью на усмотрении учителя.

Ну так это и есть по факту послушник.

Анагарик же он в принципе не на послушании. Он сам по себе, его задача - лично для себя без всяких условностей в отношении Сангхи, других монахов, учителей и т.д. удачно и без провалов практиковать 8 правил. Если он это может осуществить, то далее ему уже можно подняться на этап выше до саманеры, где восьмёркой правил уже не обойдешься - нужно ещё много дополнительного начинать соблюдать, выполнять кучу условностей в отношении Сангхи. Он это по статусу обязан будет делать, потому что он часть Сангхи. А анагарик не обязан, и в этом смысле у него нет послушания, у него есть только личная практика.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#17 Панньятисса » 18.12.2013, 20:19

Топпер писал(а):
Панньятисса писал(а):возражаю. во первых это не монахини а упасики с 10 обетами.
Есть упасики. А есть бхиккхуни.
во вторых количество никогда не превышает качество.
Но из количества есть выбор для качества. А когда количества нет, сложно создать качество.
в третьих будь тайланд такой же бедной страной то и монахов было бы не в пример меньше. на порядок а то и на два.
Таиланд 50 лет назад, был такой же бедной страной, как Ланка. Соответственно если Ланка станет богаче, боюсь, что монахов будет ещё меньше.
я бхиккуни ни разу не видел. и их постригать никто не имеет права. у нас не австралия
наоборот. когда меньше возможностей паразитировать, и меньше подают и почти не дают денег, то в монахи идут (почти) только идейные. если ланка станет богаче то я уверен что и горе монахов станет болше. имхо моё мнение.
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2894
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

#18 Топпер » 18.12.2013, 20:29

Панньятисса писал(а):я бхиккуни ни разу не видел. и их постригать никто не имеет права. у нас не австралия
Даже в Тае уже из Шри-Ланке есть настриженные бхиккхуни. Общался недавно.
наоборот. когда меньше возможностей паразитировать, и меньше подают и почти не дают денег, то в монахи идут (почти) только идейные. если ланка станет богаче то я уверен что и горе монахов станет болше. имхо моё мнение.
Вот не сложилось у меня такое впечатление. Я конечно на Ланке был не столь уж долго, но у меня сложилось впечатление, что с дисциплиной у монахов здесь похуже, а со знаниями получше.
Топпер

#19 Топпер » 19.12.2013, 03:05

SV писал(а):
Лучше говорить не послушник, а ученик монаха или младший монах. Послушник - это анагарик.
Отличается тем, что саманера ещё не бхиккху. Он только тренируется. У него немного обетов, у него нет параджики и вообще его ученичество полностью на усмотрении учителя.

Ну так это и есть по факту послушник.
Послушник не носит рясу. Послушник - это мирянин, который готовиться стать монахом.
А саманера - это рясофор, говоря православным языком. Т.е. тот, кто готовится в мантийного монаха (мантии, как и сангати у него нет) и носит рясу - чивару.
Анагарик же он в принципе не на послушании. Он сам по себе, его задача - лично для себя без всяких условностей в отношении Сангхи, других монахов, учителей и т.д. удачно и без провалов практиковать 8 правил. Если он это может осуществить, то далее ему уже можно подняться на этап выше до саманеры, где восьмёркой правил уже не обойдешься - нужно ещё много дополнительного начинать соблюдать, выполнять кучу условностей в отношении Сангхи. Он это по статусу обязан будет делать, потому что он часть Сангхи. А анагарик не обязан, и в этом смысле у него нет послушания, у него есть только личная практика.
Сейчас в западных монастырях, анагарики по статусу точно соответствуют именно послушникам.
Топпер

  • 2

#20 Топпер » 19.12.2013, 03:07

Панньятисса писал(а):я бхиккуни ни разу не видел. и их постригать никто не имеет права. у нас не австралия
Так с ланки именно и идёт процесс. Именно здесь и настригли.
наоборот. когда меньше возможностей паразитировать, и меньше подают и почти не дают денег, то в монахи идут (почти) только идейные. если ланка станет богаче то я уверен что и горе монахов станет болше. имхо моё мнение.
Вот и приходится рясами торговать в итоге или туристов водить. Что хорошего то?
Топпер

След.

Вернуться в ОПРОСНИК

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 8 гостей

cron