Ещё раз о вере в буддизме

Список форумов Инфо ОПРОСНИК

Описание: Все темы с опросами находятся в этом разделе.

Вера в буддизме

Это принципиально другое явление, чем в других религиях. Не слепая вера.
22
Kerslim, maraudeur, Странник, Елена Котельникова, Акхандха, Панньятисса, Соня, balabust, Юра Бирма, НаталиЯ, airon186, антти, Постигающий, BelWhite, LazyTalent, MB, Helgos, Валерий, 007s32, gyron
51%
По сути похоже. Отличаются небольшими нюансами
15
aNiMa-00170, Федор, Киттисаро, Tao, Andrew Bernstein, Виктория, amv, a_aleksey, Нимитта, Феникс, Чевенгур
35%
Вера во всех религиях - это принятие на веру непроверенных утверждений.
14
Каверин Алексей, Styeba, Neroli, Mira, Маркион, Dimitry, Wind, Detonator, pupsik, Epihod, Satou, masterjack
33%
 
Всего проголосовавших: 43

#1 Топпер » 10.03.2014, 10:08

Для затравки цитата с другого форума:
Доверие к просветленному мастеру и слепая вера от невежества и мракобесия не одно и тож
А как вы думаете, саддха - вера или доверие в буддизме сильно ли оличается от веры, например в христианстве?
Топпер

#2 Топпер » 10.03.2014, 10:18

А обосновывать свой голос?
Топпер

  • 4

#3 Федор » 10.03.2014, 10:25

Я считаю, что вера (в любой религии), это не слепая вера и даже не доверие, а внутреннее глубокое, абсолютное убеждение иногда даже переходящее границу рассудочного (верую, ибо абсурдно). Такая вера очень сильна. Об этом и Христос и Будда говорил. Все остальные представления о вере - это попса.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4774
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#4 Топпер » 10.03.2014, 10:28

Федор писал(а):Я считаю, что вера (в любой религии), это не слепая вера и даже не доверие, а внутреннее глубокое, абсолютное убеждение иногда даже переходящее границу рассудочного (верую, ибо абсурдно). Такая вера очень сильна. Об этом и Христос и Будда говорил. Все остальные представления о вере - это попса.
Т.е. вы за второй вариант?
Топпер

  • 1

#5 Федор » 10.03.2014, 10:48

Топпер писал(а):
Федор писал(а):Я считаю, что вера (в любой религии), это не слепая вера и даже не доверие, а внутреннее глубокое, абсолютное убеждение иногда даже переходящее границу рассудочного (верую, ибо абсурдно). Такая вера очень сильна. Об этом и Христос и Будда говорил. Все остальные представления о вере - это попса.
Т.е. вы за второй вариант?

Пожалуй, да. С одной оговоркой. Я всегда в таких случаях опираюсь только на первоисточники, на чистое учение, а не на то, как его подают религии (традиции, Церковь). То есть, подхожу с философской точки зрения, скорее, чем с традиционно-религиозной. В данном случае, меня больше интересует вера сама по себе, вера как возможность человеческого духа, а не вера в той или иной (христианской или буддийской) подаче. Однако, хорошо зная и ту и другую религию, вижу, что силе веры и Христос и Будда придавали большое значение. С той лишь разницей, что для христианства это единственный фактор спасения.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4774
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#6 Федор » 10.03.2014, 10:56

Здесь еще вот что важно: когда мы говорим о той мистической, я бы даже сказал, силе веры, то нужно обговорить, веры во что? Скажем, если Христос говорил, что вера может сдвинуть горы, то он имел в виду веру то, что гора сдвинется. То есть абсолютное убеждение в собственной силе. Если Будда говорит, что абсолютная, непоколебимая уверенность в перерождении в определенном мире и укрепление в соответствующей джхане - залог такого перерождения, то он говорит о вере в собственные силы и устремления человека. То есть и в том и в другом случае, речь идет об одной и той же вере в то, что делает человек.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4774
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 Топпер » 10.03.2014, 10:57

Федор писал(а):Здесь еще вот что важно: когда мы говорим о той мистической, я бы даже сказал, силе веры, то нужно обговорить, веры во что? Скажем, если Христос говорил, что вера может сдвинуть горы, то он имел в виду веру то, что гора сдвинется. То есть абсолютное убеждение в собственной силе. Если Будда говорит, что абсолютная, непоколебимая уверенность в перерождении в определенном мире и укрепление в соответствующей джхане - залог такого перерождения, то он говорит о вере в собственные силы и устремления человека. То есть и в том и в другом случае, речь идет об одной и той же вере в то, что делает человек.
А вот не уверен. Мне кажется, что Христос о вере в Б-га больше говорил, чем о вере в то, что можно гору сдвинуть.
Топпер

  • 5

#8 Александер » 10.03.2014, 11:02

Федор писал(а):переходящее границу рассудочного (верую, ибо абсурдно). Такая вера очень сильна.

Это фанатизм - тупая, бессмысленная, доводящая до абсурда. Не об этой вере говорил Будда. Часто меня удивляет такое - один текст, читают два человека а вывод - абсолютно противоположный. Кстати Будда говорил не доверять, а проверять своими действиями(практикой) сказанное им.
Александер
Репутация: 101
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 29.12.2013
Традиция: Нет

  • 5

#9 Топпер » 10.03.2014, 11:04

Александер писал(а): Кстати Будда говорил не доверять, а проверять своими действиями(практикой) сказанное им.
Он говорил об этом в одной сутте каламам - небуддистам.
А в очень большом количестве сутт Будда нередко говорит, что то или иное может знать только Татхагата. И в этом просто надо верить. Например, в участь умерших, про которых Будда говорил, что они стали Сотапанами или Анагаминами.
Топпер

  • 2

#10 Федор » 10.03.2014, 11:05

Топпер писал(а):А вот не уверен. Мне кажется, что Христос о вере в Б-га больше говорил, чем о вере в то, что можно гору сдвинуть.

Про веру в Бога все понятно. Это бесспорно и это на первом месте. Но! Давайте внимательно почитаем Евангелие, а не будем слушать заблудших церковников. И что мы видим, кроме горы? Ну вот например: Христос идет по воде, апостолы не могут последовать за ним. Почему? Потому что не уверены, усомнились, что не утонут, заколебались. Христос им говорит: "Маловерные". О чем это? Именно о том, что им не хватило веры, уверенности, что они пройдут по воде. А если бы не дрогнули - прошли бы. Здесь Христос демонстрирует веру саму по себе, ее силу, а уж потом переносит этот опыт на веру в Бога, мол, если будете так же верить в Него, то получите соответствующий результат.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4774
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#11 Федор » 10.03.2014, 11:11

Александер писал(а):
Федор писал(а):переходящее границу рассудочного (верую, ибо абсурдно). Такая вера очень сильна.

Это фанатизм - тупая, бессмысленная, доводящая до абсурда. Не об этой вере говорил Будда. Часто меня удивляет такое - один текст, читают два человека а вывод - абсолютно противоположный. Кстати Будда говорил не доверять, а проверять своими действиями(практикой) сказанное им.

Что касается фразы "Верую, ибо абсурдно" - там совсем другой смысл, а именно, что у веры больше возможностей, чем у рассудка.
А то, что Будда предлагал не верить его учению - вот это чистый абсурд. Конечно, проверять собой, конечно, размышлять о Дхамме, а не тупо идти, как стадо баранов за ним. Только истинная вера и вера баранов - это разные вещи.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4774
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#12 Топпер » 10.03.2014, 11:12

Федор писал(а): Ну вот например: Христос идет по воде, апостолы не могут последовать за ним. Почему? Потому что не уверены, усомнились, что не утонут, заколебались. Христос им говорит: "Маловерные". О чем это? Именно о том, что им не хватило веры, уверенности, что они пройдут по воде. А если бы не дрогнули - прошли бы. Здесь Христос демонстрирует веру саму по себе, ее силу, а уж потом переносит этот опыт на веру в Бога, мол, если будете так же верить в Него, то получите соответствующий результат.
Вот что в Евангелие от Матфея написано:
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
Мне вот кажется, что здесь скорее о том, что Пётр верит в Христа.
Топпер

#13 Александер » 10.03.2014, 11:23

Федор писал(а):Конечно, проверять собой, конечно, размышлять о Дхамме,

Обычно на размышлениях всё и заканчивается, до проверки доходят единицы.
Александер
Репутация: 101
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 29.12.2013
Традиция: Нет

  • 1

#14 Федор » 10.03.2014, 11:28

Топпер писал(а):
Федор писал(а): Мне вот кажется, что здесь скорее о том, что Пётр верит в Христа.

Да, здесь о вере в Христа. Но не только! Петр начал тонуть, испугался, а Христос ему сказал: Зачем ты усомнился. В этом маленьком фрагменте речь идет не о вере в Христа, а о вере, что он пройдет по воде, это очевидно. Повторюсь, что в Евангелии вера сама по себе, сила веры тесно переплетается с верой в Бога. И это понятно и естественно. Так же, как в Каноне, прежде чем вступить на путь, нужно верить в Будду, Дхамму и Сангху. Тысячу раз, чуть не в каждой сутте повторено.
Но мне, например, интересна вера сама по себе, вне контекста. Сам феномен веры и его сила. А в Писаниях (христианских и буддийских) я нахожу подтверждение этой силе, которые не противоречат друг другу. Только объект веры разный.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4774
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#15 Топпер » 10.03.2014, 11:40

Федор писал(а):Да, здесь о вере в Христа. Но не только! Петр начал тонуть, испугался, а Христос ему сказал: Зачем ты усомнился. В этом маленьком фрагменте речь идет не о вере в Христа, а о вере, что он пройдет по воде, это очевидно.
Для меня - нет. Там связь именно с Христом. Не просто же так по воде начинали разгуливать.
Но мне, например, интересна вера сама по себе, вне контекста. Сам феномен веры и его сила. А в Писаниях (христианских и буддийских) я нахожу подтверждение этой силе, которые не противоречат друг другу. Только объект веры разный.
В этом смысле - да.
Топпер

  • 4

#16 Киттисаро » 10.03.2014, 12:15

Я думаю механика веры одинакова, это что-то из глубин подсознания: Б-г, Ниббана... - зависит лишь от ориентации. Единственная разница это то, что буддийская вера более связана с реальностью - по мере получения плодов от практики вера буддиста самоукрепляется и самоуменьшается. У архата веры вообще не остается, т.к. все уже проверено, у него есть только знания. А христианин так до конца и ходит на поводке ложных воззрений, но искренне верит в их истинность. Так что механика одна, но пути разные.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4705
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#17 SV » 10.03.2014, 12:27

У архата веры вообще не остается, т.к. все уже проверено

Вообще говоря есть и у них вера. Например, араханты, которые не видят божеств, верят в то, что божества есть (классический случай - Дост. Сарипутта). Ну и так далее. Но в отношении конечной цели там, конечно, есть знание, и вера просто не задействуется. А как качество оно есть, и сильнее, чем у кого бы то ни было ещё. Опять-таки, вера в качества будды - это есть у всех арахантов, т.к. ни один из них не обладает знанием будды.

Насчёт опроса в начале темы - под определённым углом если смотреть, то все три пункта правильные.
Последний раз редактировалось SV 10.03.2014, 12:30, всего редактировалось 3 раз(а).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14258
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#18 Киттисаро » 10.03.2014, 12:28

Кстати, 3-й пункт опроса не клеится с первыми двумя, т.к. это и есть определение веры. По мне так должно быть только два пункта.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4705
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#19 Киттисаро » 10.03.2014, 12:30

SV писал(а):
У архата веры вообще не остается, т.к. все уже проверено

Вообще говоря есть и у них вера. Например, араханты, которые не видят божеств, верят в то, что божества есть (классический случай - Дост. Сарипутта). Ну и так далее.

Есть, но она для них уже как бонус, им самим она уже не нужна.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4705
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#20 SV » 10.03.2014, 12:31

Есть, но она для них уже как бонус, им самим она уже не нужна.

Ну у них там уже всё как бонус и им вообще ничего не нужно :deg:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14258
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ОПРОСНИК

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 1 гость