SV писал(а):Ну а вот многие ученые используют именно аскеза.
Интересно, а дхутангу они как тогда будут называть? Гига-аскеза?
Писали что уникальность и непонимание других школ происходили именно из того, что Будда ввел помимо идеи Аскезы тела именно ещё Аскезу речи и ума
Почему я и сказал про джайнов - постановка вопроса как раз на такой подобный взгляд со стороны похожа.
Вот например у достопочтенного Бхиккху Аналайо:
"Поэтому форма аскетизма, которой Будда учил позже, была в основном умственная, характеризующаяся жесткой оппозицией недобродетельным мыслям и предрасположенностям. Это может быть заключено исходя из его забавного ответа на обвинение в том, что он сам был tapassi, в Vin I 235; Vin III 3; A IV 175, A IV 184, где он указывает на то, что его форма умерщвления тела была "умерщвлением" того, что неблаготворно, См. также Collins 1982: p 235 и Horner 1979: p 97. В интересных положениях, которые можно найти в суттах, развитие факторов пробуждения рассматривается как высшая форма усилия. D III 106. Связывание факторов пробуждения с усилием (padhana) появляется также в D III 226; A II 16 и A II 74, S I 54 идет даже еще дальше связывая их со "строгостью": bojjhangatapasa (однако Bodhi 2000: p.390 n.168 предполагает вместо этого прочтение bojjha tapasa). Такие более тонкие формы "строгости" не легко признавались аскетами того времени, и в некоторых случаях Будда и его последователи высмеивались за это их "легковесное" отношение. В D III говорится о других аскетах, обвиняющих учеников Будды в том, что они живут потворствуя удовольствиям. В M I 249 Будда подвергается критике, поскольку иногда он спит днем. И то же самое происходит в S I 107, когда Мара подшучивает над Буддой, поскольку он всё ещё спит во время восхода (после ночи, проведенной в пешей медитации); см. также S I 110. В Vin IV 91 аскетами адживиками Будда насмешливо называется "бритоголовым домохозяином", главным образом из-за обилия пищи, получаемого буддийскими монахами. См. далее Basham 1952: p. 137 и Chakravarti 1996: p. 51.