Практика буддийской медитации − простыми словами

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 35

#1 SV » 16.08.2014, 16:14

Много всякого написано сложного или наоборот слишком банального и примитивного про медитацию, и в том и в другом случае это может быть полезно, но можно совместить и то и другое и написать простыми словами, но охватив как бы всё.

Медитация

Вообще говоря, под буддийской медитацией понимается именно практика Сатипаттханы (или так - "четырёх сатипаттхан"). Её основная суть - направить внимание не вовне (куда у обычного человека направлено внимание в 99% случаев в повседневной жизни), а вовнутрь, вовнутрь себя. Как раз поэтому это и называется "практикой" - нужно тренироваться направлять внимание вовнутрь, ведь для направления внимания вовне никаких усилий никогда никому не требуется вовсе. А вот удержать внимание, направленное вовнутрь - задача не из лёгких. Таким образом, четыре "сатипаттханы" - это просто четыре наших внутренних области, а практика Сатипаттханы - практика направления внимания на эти области.

Четыре сатипаттханы различаются по степени "грубости / утончённости". Грубое легче заметить, чем утончённое; на грубом легче удержать внимание, чем на утончённом. Грубое видно всегда, а утончённое постоянно норовит ускользнуть от взора. Поэтому Будда перечисляет сатипаттханы именно по степени грубости.

1-ая сатипаттхана − это тело. Телесные позы, ощущения и процессы заметить легче всего. Вот почему самые базовые наставления по медитации − это отслеживание прикосновения ступней к полу во время медитации ходьбы, или же отслеживание вдохов и выдохов при медитации сидя. Таким образом легче всего научиться направлять внимание вовнутрь, а не вовне. Чтобы ум было легче удержать на таком объекте − можно его заинтересовать. Например, анализировать утончённость или длину дыхания, или например, анализировать на какую часть стопы больше давления. Конечно, даже такие уловки быстро надоедают и ум опять уходит вовне, но это намного лучше, чем пытаться удерживать ум только одной силой воли.

2-ая сатипаттхана - это чувство. Оно ощущается как болезненное, как приятное, как нейтральное. Здесь тоже есть своя градация. Так, болезненное чувство увидеть и наблюдать легче всего, приятное − сложнее, нейтральное − совсем сложно, так как оно есть всегда, когда нет боли или приятности (и поэтому Будда говорит, что в основании нейтрального чувства залегает именно невежество − а не злоба или жажда как в случае с первыми двумя чувствами). По этим причинам 2-ая сатипаттхана более трудна для внутреннего наблюдения. Хотя, конечно, грубое болезненное чувство наблюдать легко − но, правда, трудно при этом удерживать на нём внимание, т.е., собственно, практиковать во время боли.

3-яя сатипаттхана − это ум. Многие люди вообще неспособны напрямую созерцать свой ум, т.е. не обладают саморефлексией или она у них очень слабая. Поэтому это ещё более утончённая сатипаттхана, и для её эффективной практики требуется иметь изрядную долю осознанности (сати), а также и мудрости, функция которой − видеть вещи в соответствии с действительностью. И действительно, направляя свой взор на 3-юю сатипаттхану, т.е. ум, нужно уметь распознать его состояние. Он может быть в данный момент подвержен апатии/лени, возбуждению, недовольству, жажде, самомнению, любопытству или анализу и прочим умственным состояниям. Способность ясно (а не искажённо или обманывая себя) видеть эти состояния в данный момент времени развивается как раз практикой 3-ей сатипаттханы.

4-ая сатипаттхана − это феномены. Это ещё более утончённая вещь, так как здесь внутренний взор пытается увидеть не просто состояние ума, а разные умственные процессы и их взаимосвязь. Например, способность созерцать "в он-лайн режиме" как уделение внимания приятному объекту вызывает страсть, а неприятному − неприязнь. Или, например, способность видеть как слушание похвалы тут же вызывает самомнение. Или, например, как созерцание неприятной стороны объекта тут же вызывает уменьшение жажды. То есть, эта сатипаттхана неразрывно связана с 3-ей, и её практика в принципе невозможна без умения в 3-ей сатипаттхане.

Формальная медитация и медитация повседневная

Сатипаттхана может практиковаться как во время "формальных сессий медитации", так и в обычной повседневной жизни по мере бодрствования. Как я уже часто говорил, самая большая ошибка буддистов-неофитов − это попытка практиковать Сатипаттхану с огромным количеством формальных сессий, и даже попытка практиковать с чрезмерной интенсивностью в повседневности. Кроме головной боли и нервных расстройств они в итоге ничего не получают, поэтому так делать не нужно.

Тогда как нужно? Начать лучше всего с очень коротких формальных сессий по 10 минут в день и в течение этих 10 минут направлять внимание в основном на 1-ую сатипаттхану, и по желанию на 2-ую (в течение сессии можно чередовать эти сатипаттханы, ничего страшного в этом нет, наоборот, это даже полезно). Перед тем, как начинать, нужно успокоиться, отложить всякие дела, постараться забыть все заботы и дела на вот этот небольшой промежуток времени. Это типа как на работе люди выходят на улицу на перекур − они просто расслабляются и не думают о работе. С таким же настроем надо подойти к любой формальной сессии медитации. Так, в течение 10 минут можно расслабляться и наблюдать выдохи и выдохи. Или, если это ходьба, следить за тем, как ступни касаются поверхности при ходьбе. Таким образом, эти 10 минут из 24 часов вы практикуете внутренний взор, направляете внимание вовнутрь, а не вовне. Постепенно это умение будет оттачиваться, возрастать, и тогда можно увеличить сессию с 10 до 20 минут и т.д. Здесь главное следить за тем, чтобы практика шла комфортно, а не болезненно. Если перегнуть палку, ум начнёт испытывать неприязнь к медитации вообще.

Далее, можно попробовать перенести это упражнение на повседневную жизнь, и направлять внимание на 1-ую 2-ую сатипаттханы в обычном быту. Опять-таки, делая это не постоянно, а редкими короткими периодами, когда нет особой напряжённости. Например, когда идёте по улице или стоите на остановке. Правда, сделать это будет сложнее, так как ум обычно сильно взбудоражен в повседневности и не захочет заниматься этими вещами.

Когда эти две вещи были до какой-то степени освоены, нужно постараться переключиться на 3-юю сатипаттхану и наблюдать состояния ума. Как ни странно, в формальной медитации, где 1-ую и 2-ую сатипаттханы созерцать легче, третью созерцать проще именно в быту, потому что именно в быту ум впадает в сильные умственные состояния, которые легко заметить. Именно в быту мы переживаем сильные состояния жажды, злобы, и те, что основаны напрямую на невежестве. Вот их нужно стараться наблюдать, различать, распознавать, делая это настолько отстранённо, насколько возможно. Когда это умение окрепнет, и вы начнёте видеть конкретные состояния, далее нужно обратить взор на 4-ую сатипаттхану и смотреть как ум реагирует на разные вещи.

Когда таким образом развиваются эти сатипаттханы, можно применять другие буддийские техники, например, "противоядия" − и тогда вы будете видеть их работу напрямую в настоящем моменте (хотя, разумеется, они дают эффект и в долгосрочной перспективе). Также вы сможете видеть очень тонкие состояния ума, быстрые мимолётные мысли или идеи. И также сможете работать с ними соответствующим образом. Например, не допускать их разрастания, не допускать того, чтобы они охватили ум. Или наоборот, постараться их удержать и взрастить.

Таким образом, формальные сессии медитации укрепляют медитацию повседневную, а повседневная − помогает углубить формальные. Однако нужно заметить, что именно повседневная медитация более важна − потому что напрямую влияет на осуществляемые поступки. Т.е. повседневная медитация − своего рода поле сражения, а формальная медитация − учебка. Если вы не можете эффективно применять медитативные навыки в повседневности − то значит уровень практики вашей медитации ещё очень слабый, даже если вы помногу часов сидите "формально".

Дальнейшее развитие

С течением многих лет наработки практики сатипаттханы, разумеется, при прочном нравственном фундаменте, сатипаттхану можно будет довести до Правильного Сосредоточения. Обратите внимание, именно так − из седьмого фактора Пути (Правильная Осозннность) в итоге вырастает Правильное Сосредоточение − а никак не наоборот. В МН 117 Будда говорит ещё более подробно − что для достижения Сосредоточения требуется связка 1, 6, 7 факторов в особенности, т.е. Воззрений, Усилий, Осознанности. Это − ещё одна ошибка неофитов − попытка практиковать "только сосредоточение". Безусловно, умение удержать ум на объекте вещь полезная, но для начинающих достаточно удержать его на объекте лишь тот отрезок времени, чтобы понять, что это за объект, чтобы рассмотреть его − но не более того. Другими словами, важные качества, которые новичку нужно развивать в медитации − это вовсе не сосредоточение − а правильные усилия, осознанность, бдительность, терпение, мудрость, невозмутимость, успокоение. И самое главное, чтобы все эти качества применялись в повседневности, а не только в формальной медитации.

Грубые помехи

Нельзя не упомянуть грубые помехи, которые напрочь заблокируют любую возможность прогресса в медитации. В первую очередь, это чрезмерно активный образ жизни. Если вы постоянно носитесь туда-сюда с разными делами и идеями, и минуты на месте усидеть не можете − никакого прогресса не будет. Короче, явным экстравертам медитация будет даваться с огромным трудом. Далее, если вы чрезмерно вовлечены в чувственные наслаждения − эффект будет тот же. Если ум постоянно занят поиском чего-нибудь услаждающего − ему попросту не до медитации. Поэтому определённая доля отречения от чувственности необходима для старта. Далее, если вы бухаете, то тоже ничего хорошего не выйдет. По сути, пытаясь медитировать, вы делаете шаг вперёд, а выпивая чего-нить эдакого − делаете шаг целиком в обратном направлении, т.к. склоняете ум к отсутствию осознанности, бдительности, усилия, мудрости (видения вещей в истинном свете). В общем, если у вас совсем ничего не получается, обратите внимание, не входите ли вы в одну из этих категорий (а то и во все сразу )).

Результаты

Ах да, забыл совсем. О результатах. Что можно назвать реальными результатами медитации? Вот несколько примеров, чтобы понимать, что практика движется:

1-ая сатипаттхана. Если вы смогли увидеть какие-либо зажимы в теле и научились их расслаблять − это плод практики 1-ой сатипаттханы.

2-ая сатипаттхана. Если вы смогли увидеть, что нечто доставляет вам некоторое удовольствие, хотя вы раньше никогда над этим не задумывались − это плод этой сатипаттханы.

3-ая сатипаттхана. Если вы смогли увидеть утончённые состояния ума, которые реально происходят в данный момент − например, утончённое влечение, или лёгкое недовольство, или самомнение, или зависть, или скупость − всё это результат третьей сатипаттханы.

4-ая сатипаттхана. Если вы в нужный момент научились применять противоядия для уменьшения негативных состояний и увидели, что они действительно тут же сработали − это плод практики четвёртой сатипаттханы.

Если вы стали гораздо чаще обращать внимание вовнутрь, часто стали видеть грубые и утончённые состояния своего ума, свои реакции на что-либо, научились наблюдать все эти вещи отстранённо, не вовлекаясь в них, т.е. развили некоторую степень невозмутимости и спокойствия − всё это общий результат практики Сатипаттханы.

:thanks:
Последний раз редактировалось SV 16.08.2014, 17:13, всего редактировалось 1 раз.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 13380
Сообщения: 5505
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#2 masterjack » 16.08.2014, 16:17

саду саду саду
ждем теперь от вас такой же инструкции
касательно общего пути на примере картинки
со слоном.
таким образом можно сформировать
маленькую методичку более чем достаточную
для большинства мирян на много лет практики .
Последний раз редактировалось masterjack 16.08.2014, 16:19, всего редактировалось 1 раз.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4726
Сообщения: 4136
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#3 Михаил Добровольский » 16.08.2014, 16:18

Большое спасибо!
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 562
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 masterjack » 16.08.2014, 17:28

позволю себе обратить еще внимание на такой
аспект практики осознанности который существует и хорошо проявляет себя в быту:

из-за наличия множества задач и вопросов,
многие из которых часто повторяются во времени, ум-тело вырабатывают привычку делать это на автомате.
на автомате достал ключи. кинул телефон. повертел ключи на палце, ляпнул ерунду и проч.

мной замечено, что как привычка освоена, она включается в независимости от того решаю я сейчас какой вопрос или нет.
чаще не решаю.т.е. мосг занят глупостью
и еще и на автомате работает.

потому хорошо обращать внимание на акты
автоматизма и делать их более осознанно.
"если моешь чашку - мой чашку"
или просто их фиксировать.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4726
Сообщения: 4136
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 masterjack » 16.08.2014, 17:36

ну для начала пагубную привычку нужно увидеть.
научиться распознавать когда она себя проявила-научиться бороться с ней на этом этапе.

потом научиться различать как она начинает себя проявлять - научиться бороться с ней на этом этапе.

научиться видеть причины возникновения - научиться бороться с ней на этом этапе.

возрадоваться.раздуть самомнение.расслабиться. пустить ситуацию на самотек. нахапать новых привычек.

процедуру повторить :)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4726
Сообщения: 4136
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#6 Кхеминда » 16.08.2014, 19:01

Хорошо бы ещё что бы указали как все это соотносится с джханами
Кхеминда

#7 masterjack » 16.08.2014, 19:05

я уж прошу прощения,но мне кажется джхнаны и прочая должны преподаваться монахами после того как они убедятся что ученик готов.
большей части учеников практики сатипвтханы и шилы, охраны и бдения хватит с головой на несколько жизней вперде.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4726
Сообщения: 4136
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#8 Detonator » 16.08.2014, 19:19

masterjack писал(а):большей части учеников практики сатипвтханы и шилы, охраны и бдения хватит с головой на несколько жизней вперде.

Будда говорил что арахантом можно стать максимум за 7 лет.
"на несколько жизней вперед" это уже из новомодных традиций.
Detonator
Аватара
Репутация: 938
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 1

#9 masterjack » 16.08.2014, 19:27

при правильеом подходе и практике.
ла что там монахи и за 7 дней можно уже в этой жизни получить один из плодов ....

но у меня нет уверенности, а есть неуверенность
что большая часть людей сможет успеть понять и поавильно практиковать.

и я не знаю груза своих прошлых камм.
глядя на эту жизнь могу предположить что буду идти вперед.
но что ксли прошлый багаж выплывет и потянет вниз в след жизни?

ну и то с каким успнхом идет практике...
но между нами - я таки нацелен на один из двух плодов ;)

просветление или смерть!
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4726
Сообщения: 4136
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#10 Федор » 16.08.2014, 19:28

Сатипаттханы - это все-таки внимательность (т.е. бдение за телом, чувствами, раумом и объектами разума), а не медитация. Медитация требует более глубокого сосредоточения и отстраненности от внешнего. Я все-таки склонен разделять эти понятия.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4514
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 Федор » 16.08.2014, 19:44

Топпер писал(а):
Федор писал(а):Сатипаттханы - это все-таки внимательность (т.е. бдение за телом, чувствами, раумом и объектами разума), а не медитация. Медитация требует более глубокого сосредоточения и отстраненности от внешнего. Я все-таки склонен разделять эти понятия.
А медитация в буддийской терминологии это что?

А сам термин "медитация" не буддийский? Дело не в терминологии, а в сути. Медитация - это глубокое сосредоточение на чем-то, а не только внимательность. Медитация в Каноне - всегда дорога к джхане. Во всяком случае при чтении Канона я не почувствовал, что медитация смешивается с сатипаттханой. В суттах идет четкое разделение этих понятий, даже если они связаны между собой. Сатипаттхане посвящены отдельные сутты. Схема же медитаций, ведущих к джханам, всегда одна и та же в Каноне и нигде она не называется сатипаттханой.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4514
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#12 masterjack » 16.08.2014, 19:48

я был согласен с ОШО что медитация должна быть неотъемлемой частью жизни. она должна быть каждое мгновение.
из-за этого не сильно углублялся в тексты Будды т.к. думал что там нужно сидеть и чтото делать.
а потом я подержал сатипатхану сутту и все встало на свои места.
нашол!
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4726
Сообщения: 4136
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#13 Федор » 16.08.2014, 20:01

Сатипаттхана ближе к охране дверей чувств. Т. е мы должны быть по жизни внимательны к проявлениям себя и мира (тела, чувств, ума и феноменов), чтобы усмирить жажду и не допустить вовлеченность. Это контроль своего рода над эмоциями и ментальностью. В этом ее задача. Поэтому это "внимательность", а не "сосредоточение". Медитация - это сосредоточение, концентрация, более глубокое проникновение в объект.

Будда называл сатипаттхану самой короткой дорогой к освобождению. Он имел в виду именно контроль над собой, а не медитацию. И это абсолютно верно - если этого контроля, внимательности к проявлениям тела, эмоций и разума (сатипаттханы) не будет, то ни о каком освобождении речи быть не может.
Последний раз редактировалось Федор 16.08.2014, 20:41, всего редактировалось 1 раз.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4514
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Федор » 16.08.2014, 20:46

Топпер писал(а):Вообще медитацией обычно переводят слово "бхавана". А вот бхавана бывает двух видов: саматха и випассана. И то и другое - медитация.

Спасибо за уточнение. Учту. Но мы говорим о сатипаттхане. Я, во всяком случае. Это ведь другой термин, не так ли? Вот о том, что он другой, несколько отличный от саматхи и випассаны, я и говорю. Даже если это тонкости, но тонкости весьма важные.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4514
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#15 Федор » 16.08.2014, 20:54

Топпер писал(а):Випассана - это "продукт" сатипаттханы

Возможно. Но випассана может быть продуктом не только сатипаттханы

Фактически это синонимы

Нет. Это не синонимы. Я постарался разницу объяснить, как смог, свое сомнение высказал. Остаюсь при своем мнении, но спорить не буду. И не стал бы вообще писать об этом, но считаю этот момент весьма важным. Может кто-то обратит внимание на этот момент при чтении сутт во избежание заблуждений.
С уважением :smile:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4514
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#16 Федор » 16.08.2014, 21:13

А чего ещё?

Ну, например, мудрости или инсайта, или своего рода... таланта. Хотя, талант - это термин не буддийский... :sad: :smile:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4514
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#17 masterjack » 16.08.2014, 21:19

ябы тоже не утверждал про синонммы.
ибо синонимы это разные названия одного.
сатипатхана - это процесс метод средство которым достигается
виаассана - качество видения как есть.
випассана это тоже процесс и тоже проуесс различения но уже с другими результатами чтоли.
после обретения випассаны она и сатипатхана похоже стают тождественны, или неразделимы в дальнейшем.
но пока випассаны нет практика сатипатханы может быть .
наоборот наверное врядли.

правильны ли мои. суждения?
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4726
Сообщения: 4136
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#18 Федор » 16.08.2014, 21:31

под буддийской медитацией понимается именно практика Сатипаттханы

Самыми простыми словами попытаюсь еще раз выразить свое замечание (всего лишь замечание!) - практика сатипаттханы - это не практика буддийской медитации, а практика буддийской внимательности. Буддийская медитация включает в себя далеко не только сатипаттхану. Так лучше?
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4514
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#19 Федор » 17.08.2014, 09:22

Топпер писал(а):А не наоборот ли? Мудрость - следствие випассаны? Речь, естественно, не про интелектуальное понимание, а про видение, как есть.

Нет. не наоборот. Без мудрости невозможно никакое проникновение в суть и никакое видение как есть. тем более, вне интеллектуального понимания. Да и вообще Путь невозможен без мудрости, как основы. Поэтому он и не для всех, а лишь для тех, кто имеет мало пыли в глазах, т.е. изначальную мудрость.
Другое дело, что випассана - переход на другой, высший уровень мудрости.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4514
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#20 Федор » 17.08.2014, 09:28

masterjack писал(а):но пока випассаны нет практика сатипатханы может быть .
наоборот наверное врядли.

Ну почему же? Я не думаю, что здесь необходима какая-то последовательность. Сатипаттхана может быть закреплением випассаны. И должна быть ей по сути.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4514
Сообщения: 2865
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 4 гостя