Практика буддийской медитации − простыми словами

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

#161 Валерий » 12.11.2016, 17:36

SV писал(а):Вообще-то - не в этом.
А в чем же по Вашему?
Поясню, что под многоточием во фразе
Валерий писал(а):Так высшая цель то медитации не в том, чтобы мирская жизнь стала лучше, а в зращивании отречения, в уменьшении желаний и страстей, в угасании...
я подразумевал очищение ума, взращивание благих качеств, достижение джхан и т.д. и в конечном счете - Ниббану.
Последний раз редактировалось Валерий 12.11.2016, 17:48, всего редактировалось 1 раз.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

#162 Ringelblume » 12.11.2016, 17:38

SV писал(а):Да, я тоже знаю что такое McMindfulness. Но это не к нам

При желании, ответте немного развернутей, на вопрос почему?
Чем отличается Mindfulness от буддийской медитации.
Ringelblume
Репутация: 131
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

#163 masterjack » 12.11.2016, 17:41

Ниббаной отличается.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#164 SV » 12.11.2016, 17:42

А в чем же по Вашему?

А посмотрите Канон. Она должна привести к джханам (это и есть её цель), которые, в свою очередь, используются как базис для сверхмирского прозрения (т.е. получения трансцендентной мудрости). Если же отречение не развито, или же если негативные качества не устранены (почти целиком и полностью), то требуется вначале работать с омрачениями, а уже потом приступать к этапу сосредоточения. Сутты об этом говорят вполне явно. У современных медитаторов же подход мягко говоря странный. Они думают, что голая осознанность и концентрация сами по себе искореняют омрачения и развивают отречение, хотя, очевидно же, что это не так.

Чем отличается Mindfulness от буддийской медитации.

Тут будет проще сказать, что есть общего. Общее - это способность ума "наблюдать". Больше общего нет :lol: McMinfulness - это вот: /viewtopic.php?f=17&t=2809 Как говорится, почувствуете разницу -)
Последний раз редактировалось SV 12.11.2016, 17:44, всего редактировалось 1 раз.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#165 Валерий » 12.11.2016, 17:44

SV писал(а):Баланс и должен быть. Примерно такой: 5% уделяете осознанности и 95% нравственности (утрирую, но, надеюсь, мысль понятна). У современных буддистов-про-медитаторов подход обычно такой: 95% - это попытка развить осознанность и сосредоточение, а остальное - довесок, который формально надо вроде как соблюдать. Тоже утрирую, но мысль, опять же, надеюсь, понятна.

Утрируете, сильно утрируете.

SV писал(а):У современных медитаторов же подход мягко говоря странный. Они думают, что голая осознанность и концентрация сами по себе искореняют омрачения и развивают отречение, хотя, очевидно же, что это не так.

Все должно быть в балансе. Зачем нужна осознанность, если она не применяется для поддержания нравственности, правильного поведения, наблюдения появления неблагих качеств в уме и т.д.? Осознанность (сати) - ведь это по сути просто инструмент, помогающий в "делании благого и неделании неблагого" и ведущий к прозрению. Также и любая медитация - это просто инструмент, метод тренировки, не имеющий собственной ценности сам по себе.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#166 amv » 12.11.2016, 17:49

Валерий писал(а):А ведь они испытывают физические страдания и не думают о здоровье - их спина становиться такой сгорбленной, что им даже голову поднять трудно.
Но ведь в самой первой проповеди Будды говорится о срединном пути, это вообще ведь фундаментальный для нас концепт. И суровую аскезу ведь Будда порицал. К тому же, если я не ошибаюсь, вот эти 13 практик - они же комментаторские, то есть не идут прямо от Будды.

По поводу медитации - я думаю здесь тоже нужно подходить взвешено. Мы как-то ставим в обязанность каждому адепту, создаем прокрустово ложе - либо вообще не медитируй, либо медитируй хотя бы два часа. Но я думаю правильно отталкиваться только от потребностей и способностей, от уровня - кто-то может и хочет медить, кто-то не хочет и не может, под таким соусом я думаю подавать это правильнее всего.
С уважением.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#167 Ericsson » 12.11.2016, 17:50

Ringelblume писал(а):
Тоесть, если взять Канон как источник полного учения Будды, то мы найдем там четкие указания о том, что восмичастный путь-это этапы, которые проходятся последовательно?

Насколько я понимаю Канон (с учетом моего уровня знания.. скромного) для бхиккху Путь не последовательный, а как раз единый, все 8 факторов бхиккху может и должен задействовать, но и у бхиккху есть некая поэтапность, очень четко описано что сначала идет контроль ума, а потом бхиккху садится в медитацию и достигает джхан. Почитайте Сутты, там это пояснение в проповедях Будды звучит снова и снова, много раз, вы в любом месте на это наткнетесь, вообще в любом. Получается сидячая медитация это если брать 8 элемент Б8П - не первый этап даже для бхиккху.

Ещё интересно то что согласно Суттам практика медитации не растягивается на годы. Если человек подготовлен правильно, то он садится в медитацию и достигает джхан. То есть если человек годами медитирует и не достигает джхан, значит что-то тут не так. Правильно? :smile: Значит он не готов. Наши медитаторы-миряне медитруют годами и джхан не достигают.

:smile:

Такая картина согласно Тхераваде.
Последний раз редактировалось Ericsson 12.11.2016, 17:51, всего редактировалось 1 раз.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#168 Ringelblume » 12.11.2016, 17:50

masterjack писал(а):Ниббаной отличается.

Тоесть, если бы ставили целью Ниббану и более четче формулировали нравственность...то от традиции бы не отличалось?
Ringelblume
Репутация: 131
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

  • 3

#169 Валерий » 12.11.2016, 17:56

Mizuno писал(а):Скорее всего, вы еще с ранних времен не имели проблем, скажем, с гневом и сильным вожделением и поэтому вам не нужно активно следить за своим умом, чтобы не возникла какое-то плохое умственное состояние и не привело к нарушению обетов. Скажу честно, я попросту не понимаю как можно быть нравственным и не работать с причинами того, почему ты собственно эту нравственность нарушаешь, т.е быть осознанным и знающим относительно негативных качеств ума. Невозможно просто силой воли перестать делать что-то, если у тебя есть внутри глубокие и сильные позывы это что-то сделать.

Все правильно. Да без сосредоточения и развитой осознанности можно работать только с самыми грубыми и явными омрачениями и то не эффективно. Например, благодаря осознанности можно увидеть, как зарождается гнев и вовремя пресечь его. Без развитой осознанности, вы скорее всего не сможете увидеть начало зарождения гнева и пресечь его в зародыше, а заметите его на стадии оформления в мысли ( в лучшем случае), в слова или уже в агрессивные действия.
А как вы увидите тонкие омрачения, если ум не обладает сосредоточением и осознанностью?
Вот для развития благих качеств и искоренения неблагих и требуется регулярная тренировка ума.
Мог бы привести много цитат из Канона, но я не "архивариус" как Sv, и не помню наизусть тексты Канона - мне придется перерыть весь Канон, чтобы привести соответствующие тексты.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#170 SV » 12.11.2016, 17:57

Утрируете, сильно утрируете.

Во многих случаях - не так уж и утрирую. Потому что реально много "практиков" именно вот с таким подходом, который я описал.

Осознанность (сати) - ведь это по сути просто инструмент, помогающий в "делании благого и неделании неблагого" и ведущий к прозрению.

Да, как качество, или как инструментарий (сатипаттхана) - просто инструмент. На начальном уровне практики Пути, у кого совсем беда с саморефлексией - тот может попрактиковать эти вещи в "формальных сессиях" - притом, 10-15 минут более чем достаточно, чтобы научиться саморефлексировать. Никаких "технических" сложностей это не вызывает - вся буддийская "психотехника" в этом отношении очень примитивна. Куда больше внимания надо уделять качеству "Сати" в повседневной "не-медитативной" жизни, которая и идёт 24 часа в сутки. Вот здесь оно и должно развиваться - и оно и будет развиваться естественным образом, если человек действительно берётся за практику базовых этапов. Почему я и говорю - без разницы абсолютно - будете вы 2 часа сидеть в день неподвижно в формальных "сессиях", или не будете сидеть вообще нисколько, будете проходить десять ретритов в год, или ноль. А на продвинутом уровне Пути уже очень существенно будет - сколько именно времени вы тратите на сатипаттхану. Если мало - это не даст подвижек к джхане. Если много - даст (см. классические канонические случаи с Махамоггалланой, Сарипуттой, Махакассапой, которые медили вусмерть 24/7, с арахантством как прямым результатом). Но это - подчёркиваю - именно на продвинутом этапе, когда ум уже чист и готов к такому. Современный буддист же слушать это не желает, а сразу бежит в леса-пещеры, начитавшись про вышеупомянутых Тхер. Да вот только забывают о том, что где, как грица, эти Тхеры, а где они. Про весовые категории как-то подзабывают (а скорее - просто напрочь этот "нюанс" упускают из виду, опять же в силу слабого знания и понимания Дхаммы).

Ещё интересно то что согласно Суттам практика медитации не растягивается на годы.

Всё верно. По сути, серьёзные занятия медитацией - это последний этап, как правило приятный, от которого и отвлекаться-то не хочется. А результатом этого этапа является (скорое) просветление. Почему в Махасатипаттхана сутте и сказано про "максимум 7 дней сатипаттханы" - и ты в ниббане. А современные медитаторы никак в толк взять не могут - почему же так - сказано про 7 дней, а я уже 10-ый году межу как написано, а ничего не происходит. :shy:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#171 Ericsson » 12.11.2016, 18:06

Mizuno писал(а):Хотел бы спросить (раз уж разговор ушел в подобное русло) - Как верно соблюдать последовательность пути?

По моему последовательность простая. :smile: Мирянин сначала не чувствует счастье, а потом практикует Дхамму и достигает счастья. То есть всего два этапа.

На первом этапе (когда счастья Дхаммы ещё нет), насколько я понимаю, всё несколько неясно, одни одно советуют, другие другое. А на втором этапе само чувство счастья помогает делать выбор. Можно попробовать то или другое. И проследить, если суккха не ослабевает а усиливается значит направление правильное.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#172 Mizuno » 12.11.2016, 18:19

Ericsson писал(а):По моему последовательность простая. :smile: Мирянин сначала не чувствует счастье, а потом практикует Дхамму и достигает счастья. То есть всего два этапа.
Т.е счастье является критерием установленной добродетели?
Я просто имел ввиду - Как человеку понять, что он стал добродетельным до той степени, которая достаточна для перехода к активной практики осознанности? Определённый период времени без нарушения обета - месяц, год, пять? А что если человек не совершает проступки, но внутри его намерение еще не угасло к нарушению обетов, т.е что если человек сдерживает себя силой воли, но имеет сильную ненависть, вожделение и т.д?
Mizuno M
Аватара
Репутация: 207
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 24.02.2016
Традиция: Тхеравада

#173 SV » 12.11.2016, 18:25

Я просто имел ввиду - Как человеку понять, что он имеет добродетельным до той степени, которая достаточна для перехода к активной практики осознанности? Определённый период времени без нарушения обета - месяц, год, пять? А что если человек не совершает проступки, но внутри его намерение еще не угасло к нарушению обетов, т.е что если человек сдерживает себя силой воли, но имеет сильную ненависть, вожделение и т.д?

Вы сами и ответили себе же. Если он постоянно сдерживает себя во всяких таких вещах - то это банально указывает на то, что у него эти этапы не развиты (загрязнения сильны и норовят себя проявить тем или иным способом), а значит он и не готов к более высоким уровням практики. Если же плюнет, и возьмётся за высокие - будут нервные срывы, вся эта гадость сразу полезет (это очень часто наблюдается у "серьёзно настроенных неофитов", надевших маску святости и свято блюдущих всё и вся).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#174 Ericsson » 12.11.2016, 18:29

Mizuno писал(а):Т.е счастье является критерием установленной добродетели?
Я просто имел ввиду - Как человеку понять, что он имеет добродетельным до той степени, которая достаточна для перехода к активной практики осознанности? Определённый период времени без нарушения обета - месяц, год, пять? А что если человек не совершает проступки, но внутри его намерение еще не угасло к нарушению обетов, т.е что если человек сдерживает себя силой воли, но имеет сильную ненависть, вожделение и т.д?

По моему счастья человек достигнет как раз практикуя Дхамму правильным для себя образом. Для кого-то достаточно соблюдения обетов с мыслью о Будде, Сангхе и Дхамме. И он достигнет счастья. А кому-то может и помедитировать надо, может и так, случаи-то разные. Кто достигает суккхи, тот молодец. :smile: :roll: А дальше суккха уже как бы может быть детектором, в вопросе осознанности, начинать ли, и когда и сколько. Мне так кажется, по-моему логично, но это мой опыт и мое понимание.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#175 Валерий » 12.11.2016, 18:37

amv писал(а):Но ведь в самой первой проповеди Будды говорится о срединном пути, это вообще ведь фундаментальный для нас концепт. И суровую аскезу ведь Будда порицал. К тому же, если я не ошибаюсь, вот эти 13 практик - они же комментаторские, то есть не идут прямо от Будды.

Да, срединный путь между умерщвлением плоти и потворствованием чувственным удовольствиям.
Аскетические практики дхутанга как раз не комментаторские, а аутентичные практики, которые широко практиковались во времена Будды и сам Будда придерживался некоторых из них. Например, один из главных десяти учеников Будды- Маха Кассапа, считается лучшим в соблюдении аскетических практик.
Будда разрешил только эти 10 аскетических практик, а практики умерщвления плоти - запретил.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#176 Mizuno » 12.11.2016, 18:45

SV писал(а):Вы сами и ответили себе же. Если он постоянно сдерживает себя во всяких таких вещах - то это банально указывает на то, что у него эти этапы не развиты (загрязнения сильны и норовят себя проявить тем или иным способом), а значит он и не готов к более высоким уровням практики. Если же плюнет, и возьмётся за высокие - будут нервные срывы, вся эта гадость сразу полезет (это очень часто наблюдается у "серьёзно настроенных неофитов", надевших маску святости и свято блюдущих всё и вся).
Но насколько я понимаю нравственность - это удел поступков речью и телом, но ничего не говориться про загрязнения. Например, пять обетов. Стандартная формула является такое: "Я буду воздерживаться от...". Хорошо, предположим, что я перестал убивать, лгать, льстить, пустословить, создавать клевету, говорить грубую речь, воровать, совершать осуждаемое половое поведение и употреблять одурманивающие вещества, но (!) я все равно имею желание их совершать, но, скажем, воздерживаюсь от них из за страха перед кармой. Вопрос: Можно ли меня назвать нравственным человеком? Могу ли я переходить к более активной практике?
Вы уже сказали, что если мои омрачения сильны, то при активной практике они будут вылезать, но... разве так и должно быть? Как их уничтожить, если не выявить их сперва, а потом применить определённые методики из сутт (пример: если я гневаюсь, то я применяю способ проявления сострадания к объекту гнева, как было указано в сутте). Но всегда сперва нужно их обнаружить, а для этого мне нужно быть осознанным. И насколько мне представляется нету другого пути, как выпустить "джинна из бутылки" и бороться с ним.
Mizuno M
Аватара
Репутация: 207
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 24.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#177 Валерий » 12.11.2016, 18:46

Ericsson писал(а): если человек годами медитирует и не достигает джхан, значит что-то тут не так. Правильно? Значит он не готов. Наши медитаторы-миряне медитруют годами и джхан не достигают.

Да как раз все правильно. Для практики джхан (точнее для углубления и развития практики джхан) Будда рекомендовал уходить в лес, в уединение. Вот в таких условиях развиваются джханы, а никак не в условиях среди мирской суеты, мирских обязанностей, мирских отвлечений, развлечений и прочего. В мирской жизни, видимо только единицы могут достичь джхан благодаря большим заслугам прошлых жизней. Достичь, в основном, чтобы их тут же потерять.
Для развития джхан - становись монахом, усердно медитируй; кода будет ум готов, то с разрешения Учителя удаляйся в лес, в отшельничество и развивай джханы. Как-то так, если в двух словах и без особых подробностей.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#178 Валерий » 12.11.2016, 18:55

SV писал(а): Почему я и говорю - без разницы абсолютно - будете вы 2 часа сидеть в день неподвижно в формальных "сессиях", или не будете сидеть вообще нисколько, будете проходить десять ретритов в год, или ноль.

Да есть разница, и разница очень большая. С тренировкой ума, практически так же как с тренировкой тела - нужно заниматься регулярно, согласно правильной методике.

SV писал(а):и оно и будет развиваться естественным образом, если человек действительно берётся за практику базовых этапов.

Будда учил именно тренировке -т.е. сознательному развитию дисциплины ума с помощью различных методов, в том числе и медитации. Нетренированный ум нужно тренировать, чтобы он стал очищенным и послушным. Ну вот хотите вы например развить силу мышц - вы будете ждать когда они сами разовьются, особенно лежа на диване? Хочешь развить силу мышц - тренируй их правильно и регулярно

SV писал(а):На начальном уровне практики Пути, у кого совсем беда с саморефлексией - тот может попрактиковать эти вещи в "формальных сессиях" - притом, 10-15 минут более чем достаточно, чтобы научиться саморефлексировать. Никаких "технических" сложностей это не вызывает - вся буддийская "психотехника" в этом отношении очень примитивна. Куда больше внимания надо уделять качеству "Сати" в повседневной "не-медитативной" жизни, которая и идёт 24 часа в сутки.

Формальные практики медитации без привнесения этих навыков в повседневную жизнь - это почти пустая трата времени. Нужно практиковать и в формальных медитациях, и особенно - во все остальное время.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#179 Валерий » 12.11.2016, 19:01

SV писал(а):А на продвинутом уровне Пути уже очень существенно будет - сколько именно времени вы тратите на сатипаттхану. Если мало - это не даст подвижек к джхане. Если много - даст (см. классические канонические случаи с Махамоггалланой, Сарипуттой, Махакассапой, которые медили вусмерть 24/7, с арахантством как прямым результатом). Но это - подчёркиваю - именно на продвинутом этапе, когда ум уже чист и готов к такому. Современный буддист же слушать это не желает, а сразу бежит в леса-пещеры, начитавшись про вышеупомянутых Тхер. Да вот только забывают о том, что где, как грица, эти Тхеры, а где они. Про весовые категории как-то подзабывают (а скорее - просто напрочь этот "нюанс" упускают из виду, опять же в силу слабого знания и понимания Дхаммы).

Абсолютно правильно! Монахам вообще запрещено удаляться, как минимум первые 5 лет монашества, для усиленной уединенной практики в леса и пещеры без разрешения Учителя. Это все в Винае прописано и в суттах. Такое разрешение Учителя дают единицам монахов.
Причина в том, что если ум не достаточно очищен, то такая практика приведет только к неблагим последствиям.
Последний раз редактировалось Валерий 12.11.2016, 19:21, всего редактировалось 1 раз.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#180 Валерий » 12.11.2016, 19:20

Ericsson писал(а):Насколько я понимаю Канон (с учетом моего уровня знания.. скромного) для бхиккху Путь не последовательный, а как раз единый, все 8 факторов бхиккху может и должен задействовать, но и у бхиккху есть некая поэтапность, очень четко описано что сначала идет контроль ума, а потом бхиккху садится в медитацию и достигает джхан. Почитайте Сутты, там это пояснение в проповедях Будды звучит снова и снова, много раз, вы в любом месте на это наткнетесь, вообще в любом. Получается сидячая медитация это если брать 8 элемент Б8П - не первый этап даже для бхиккху.

Просто в ответ процитирую свое раннее сообщение:

Примерно так нас учили в монастыре:
1. Монах обращает особое внимание на соблюдение правил монашеской дисциплины. При этом, он регулярно практикует медитацию в широком смысле этого слова (тренировку ума - бхавану) для развития осознанности, сосредоточения и прочих необходимых монаху качеств. Эти качества помогают ему лучше соблюдать монашеские правила. Также он выполняет остальные монашеские обязанности: ходит на вандану, принимает Прибежище и тд.
2. Монах практикует охрану дверей чувств - ставит органы чувств под контроль (например в случае со зрением - смотрит только перед собой, не более чем на 2 метра, не смотрит по сторонам и т.д.); не вдается в подробности объектов, воспринимаемых органами чувств; контролирует свои реакции на воспринимаемое органами чувств. При этом также он продолжает практиковать медитацию (бхавану) и выполнять прочие монашеские обязанности.
3. Монах учится соблюдать умеренность в еде. Также он практикует во время еды наблюдение отвратительности пищи, наблюдение 4 элементов в пище и теле и старается не получать удовольствия от пищи. При этом он продолжает практиковать медитацию (бхавану) и выполнять прочие монашеские обязанности.
4. Монах ограничивает свой сон до 6-4 часов в сутки и практикует медитацию во время оставшихся страж ночи. При этом он продолжает практиковать медитацию (бхавану) и выполнять прочие монашеские обязанности.
5. И т.д. в точном соответствии с суттой http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn107-ganakamoggallana-sutta-sv.htm и другими суттами. И всегда нам давали название сутт или комментарии, откуда эта информация.

В суттах нигде не сказано, что во время практики, допустим, нравственности или охраны дверей чувств, монах не должен практиковать медитацию (вандану). По Вашему же выходит, что если в сутте явно не указана практика бхаваны в этот период, то и практиковать это не надо. По такой логике, тогда монах на вандану ходить не должен (это же не написано в этой сутте), и 4 защитные медитации не должен практиковать ежедневно, и Прибежище в Трех Драгоценностях принимать не надо и т.д.? Ведь этого же нет в данной сутте! Но есть монашеская Сангха, которая запомнила и сохранила эти традиции. При этом Сангха опирается на все сутты и комментарии, на живую передачу традиции, а не только на то, что доступно нам на русском языке - это капля в море.

Ericsson писал(а):Получается сидячая медитация это если брать 8 элемент Б8П - не первый этап даже для бхиккху.

Не первый этап - это медитация для развития джхан, которая выполняется обычно в отшельничестве. Это совсем не первый этап))
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 15 гостей