Практика буддийской медитации − простыми словами

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

#121 Ruslan » 08.01.2016, 07:55

Прав значит все таки был Бодхидхарма решив совместить физкультуру и буддийскую практику.
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

#122 balabust » 08.01.2016, 09:40

amv писал(а):
Orang писал(а):Сегодня 20 минут хорошо просидел, используя полулотос. Старался не слишком сильно сгибать ноги. Боли нет, но правая стопа все равно пока немеет, видимо, потому что левая голень на нее ложится.
Да, у меня та же проблема была.
Была, потому что перегнул с просветлением и получил разрыв мениска.
Это я к тому, чтобы не перестараться.
а сколько вы весом?
balabust
Репутация: 412
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

#123 amv » 08.01.2016, 18:37

balabust писал(а):сколько вы весом?
Немного, 70 где то.
Осваивал падмасану, то есть полный лотос.
Обидно, что вроде бы неспеша разрабатывал, месяц до этого входил, но все равно. Потом сказали, что в лотос нужно входить исключительно за счёт тазобедренных суставов, а не коленных, я же первым почти не уделял внимания.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#124 Митрий » 02.02.2016, 07:59

У меня проблемы со спиной и у меня не ровные плечи. Я могу так медитировать. Когда я их выравниваю, появояется сильное напряжение. А так я в полном лотосе нормально сижу.
Митрий M
Откуда: Псков
Репутация: 93
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 16.04.2015
Традиция: Тхеравада

#125 Ringelblume » 01.11.2016, 02:12

SV писал(а):Много всякого написано сложного или наоборот слишком банального и примитивного про медитацию, и в том и в другом случае это может быть полезно, но можно совместить и то и другое и написать простыми словами, но охватив как бы всё.


Пожалуйста ответте на несколько вопросов.

В случае практики сатипатххан как формальную сессию медитации- это будет тем, что в традиции называется випассана ?

В обзоре не нашлось место медитации успокоения ума- саматха. Какое место занимает она?

И еще один вопрос. Практика сатипатххан в сессии формальной медитации аналогична сикантаза ( сидение без обьекта медитации ) в традиции дзен ?

Заранее благодарен за ответы.
Ringelblume
Репутация: 131
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

  • 5

#126 SV » 01.11.2016, 15:30

В случае практики сатипатххан как формальную сессию медитации- это будет тем, что в традиции называется випассана ?

В обзоре не нашлось место медитации успокоения ума- саматха. Какое место занимает она?

Нет такого понятия как "медитация випассана" и "медитация саматха" - если мы говорим о Каноне, а не новомодном ретрит-буддизме. Випассана - это созерцательный аспект медитации, саматха - успокоительный её аспект. Поэтому випассана и саматха всегда присутствуют в любой практике сатипаттхан, это её неотъемлемые части. Если вы медититируете, но у вас напрочь отсутствует успокоение - это не медитация, а суета. Если вы медитируете, а у вас напрочь отсутствует созерцание - это будет просто лишь релаксацией или вовсе дрёмой.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#127 Ringelblume » 01.11.2016, 21:56

SV писал(а):Поэтому випассана и саматха всегда присутствуют в любой практике сатипаттхан, это её неотъемлемые части.

Хотел уточнить. Формальная практика анапанасати сидя- не что иное как практика 1й сатипаттханы?
Ringelblume
Репутация: 131
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

  • 3

#128 SV » 01.11.2016, 23:29

Зависит от того, на что вы будете при этом направлять внимание.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#129 Ringelblume » 01.11.2016, 23:40

SV писал(а):Зависит от того, на что вы будете при этом направлять внимание.

Внимание направленно на вдох и выдох, на паузы между вдохом и выдохом. возникающие мысли игнорируются...никак не отмечаются.
Ringelblume
Репутация: 131
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

#130 саша » 02.11.2016, 07:41

SV писал(а):Нет такого понятия как "медитация випассана" и "медитация саматха" - если мы говорим о Каноне, а не новомодном ретрит-буддизме. Випассана - это созерцательный аспект медитации, саматха - успокоительный её аспект. Поэтому випассана и саматха всегда присутствуют в любой практике сатипаттхан, это её неотъемлемые части. Если вы медититируете, но у вас напрочь отсутствует успокоение - это не медитация, а суета. Если вы медитируете, а у вас напрочь отсутствует созерцание - это будет просто лишь релаксацией или вовсе дрёмой.
Я почему-то в ПК уловил именно два вида медитации, одна - созерцания тела как тела, ума как ума, а другая однонапрвленная для достижения джхан.
Все есть страдания...
саша
Репутация: 181
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 06.02.2016
Традиция: Нет

  • 1

#131 seniaooo » 02.11.2016, 09:52

саша писал(а):Я почему-то в ПК уловил именно два вида медитации, одна - созерцания тела как тела, ума как ума, а другая однонапрвленная для достижения джхан.
ум привязываем к 4-м "основам" осознанности дабы он не бегал на "улицу"; когда это достигнуто и он перестал "гулять"(прыгать,скакать) направляем его на... через направление внимания и удерживаем так долго как можем
seniaooo
Аватара
Репутация: 104
Сообщения: 464
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

  • 2

#132 SV » 02.11.2016, 17:08

Внимание направленно на вдох и выдох, на паузы между вдохом и выдохом. возникающие мысли игнорируются...никак не отмечаются.

Если это, и больше ничего, то да, это 1 основа осознанности, т.е. к телу. Однако, анапанасати может охватывать все 4 сатипаттханы. См. МН 118.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#133 Ringelblume » 05.11.2016, 02:33

SV писал(а):Однако, анапанасати может охватывать все 4 сатипаттханы. См. МН 118.


Спасибо за ответы. Попробую почитать первоисточник.

У меня есть непонимание по поводу 2й сатипаттханы. Что понимается под чувствами ? Неприятные, приятные или нейтральные. Здесь имеются ввиду такие проямления сознания как эмоции?
В моем понимании это именно эмоции возникающие в сознании.
Ringelblume
Репутация: 131
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

  • 2

#134 SV » 05.11.2016, 03:01

Здесь имеются ввиду такие проямления сознания как эмоции?

Нет. Именно само голое переживание приятности или болезненности (нейтральность тоже переживается, но трудно познаётся, т.к. присутствует всегда и так). Чувства могут быть ментальными или телесными. Например. Любой телесный дискомфорт или боль - это и есть чувства телесные. Любая "горесть" или "плохое настроение" - это умственные болезненные чувства. Эмоции - понятие сильно растяжимое. Они могут быть, но при этом, не вызывать конкретных чувств, т.к. являются состояниями сознания, а не чувствования.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#135 Ringelblume » 10.11.2016, 22:44

SV писал(а):Нет. Именно само голое переживание приятности или болезненности

То есть 2я сатипаттхана связана с наблюдением одной из группы привязанности( ведана) ? Таким образом, непосредственно связана за наблюдением поступающей информации от синнесных органов.?
В принцепе, как это может быть приятным, неприятным или нейтральным понятно.

SV писал(а):Если это, и больше ничего, то да, это 1 основа осознанности, т.е. к телу. Однако, анапанасати может охватывать все 4 сатипаттханы. См. МН 118.

Скорее имел ввиду использование наблюдение за дыханием как обьект в медитации успокоения-концентрации. Зачем его использовать в сатипаттханах непонятно. Когда и так ,,материала,, для наблюдения достаточно.
Ringelblume
Репутация: 131
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

  • 1

#136 Валерий » 11.11.2016, 00:49

Ringelblume писал(а):Скорее имел ввиду использование наблюдение за дыханием как обьект в медитации успокоения-концентрации. Зачем его использовать в сатипаттханах непонятно. Когда и так ,,материала,, для наблюдения достаточно.

Сатипаттханы можно практиковать как с наблюдением за дыханием, в соответствием с Анапанасати Сутта http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn118-anapanasati-sutta-sv.htm , так и без наблюдения за дыханием (точнее наблюдение за дыханием используется только на первом этапе - этапе наблюдения тела) в соответствии с Сатипаттхана Сутта http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... tthansa-sutta-01-ivahnenko.htm
Как именно практиковать, вероятно зависит от личных предпочтений, склонностей и опыта. Например, лично я привык практиковать наблюдение за дыханием и при работе с другими сатипаттханами, мне привычнее одновременно наблюдать дыхание и к примеру чувства или качества ума. Если я перестаю наблюдать дыхание, то сосредоточение ухудшается.
Последний раз редактировалось Валерий 11.11.2016, 00:58, всего редактировалось 1 раз.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#137 Валерий » 11.11.2016, 00:57

саша писал(а):Я почему-то в ПК уловил именно два вида медитации, одна - созерцания тела как тела, ума как ума, а другая однонапрвленная для достижения джхан.
В суттах говорится о четырех видах развития самадхи (самадхибхавана):
[Благословенный сказал]: «Монахи, есть эти четыре развития сосредоточения. Какие четыре?
Есть развитие сосредоточения, которое ведёт к приятному пребыванию в этой самой жизни.
Есть развитие сосредоточения, которое ведёт к обретению знания и видения.
Есть развитие сосредоточения, которое ведёт к осознанности и бдительности.
Есть развитие сосредоточения, которое ведёт к уничтожению пятен [умственных загрязнений].

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 41-samadhibhavana-sutta-sv.htm и на пали https://suttacentral.net/pi/an4.41
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

#138 Ringelblume » 11.11.2016, 01:12

Валерий писал(а):Как именно практиковать, вероятно зависит от личных предпочтений, склонностей и опыта. Например, лично я привык практиковать наблюдение за дыханием и при работе с другими сатипаттханами, мне привычнее одновременно наблюдать дыхание и к примеру чувства или качества ума. Если я перестаю наблюдать дыхание, то сосредоточение ухудшается

Тоесть, в таком варианте, наблюдение за дыханием как бы в некотором ,,фоновом,, режиме? :idea:
Ringelblume
Репутация: 131
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

  • 6

#139 Валерий » 11.11.2016, 01:27

SV писал(а):Нет такого понятия как "медитация випассана" и "медитация саматха" - если мы говорим о Каноне, а не новомодном ретрит-буддизме.
Поддерживаю, хотя это сейчас и не является популярным мнением. Когда я высказывал это мнение монахам в монастыре, то на меня смотрели с непониманием и приходилось доказывать это.
Я думаю, что совмещение сосредоточения и созерцания (с целью прозрения) в одной практике является ключевым отличием медитации, которой учил Будда. И сосредоточению и созерцанию, как отдельным практикам, учили в других учениях как до, так и после и во времена Будды. Но Будда учил бхаване, соединяющей эти два аспекта, как ведущей к прекращению влечений (асава) и достижению Освобождения.
Джаны без прозрения не имеют особой пользы сами по себе. Это сосредоточение и успокоение разрушается очень быстро при контакте с помехами (внутренними или внешними).
Полное прозрение, ведущее к Освобождению, в свою очередь невозможно без одновременного или непосредственно предшествующего достижения джан, которые гасят пять помех.
При этом, монах может развивать качества сосредоточения и прозрения и поочередно (http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 94-tatiya-samadhi-sutta-sv.htm). Но в момент достижения Освобождения джаны и прозрение идут вместе.
Последний раз редактировалось Валерий 11.11.2016, 01:46, всего редактировалось 2 раз(а).
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#140 Валерий » 11.11.2016, 01:34

Ringelblume писал(а):Тоесть, в таком варианте, наблюдение за дыханием как бы в некотором ,,фоновом,, режиме?
Я бы так не сказал - не в "фоновом режиме", а наблюдение дыхания в данном случае является опорой для созерцания - как то, что делает ум устойчивым, успокоенным, собранным, стабильным.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1332
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 17 гостей