Практика буддийской медитации − простыми словами

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

#141 Иван » 11.11.2016, 18:44

А можно ли, таким образом, анапанасати и маттабхавану практиковать одновременно ?
Иван M
Аватара
Репутация: 168
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 31.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#142 Валерий » 12.11.2016, 03:57

Иван писал(а):А можно ли, таким образом, анапанасати и маттабхавану практиковать одновременно ?

Иван, Вы имели ввиду Метта бхавану ( я не знаю о маттабхаване)?
Я не слышал наставлений о том, что нужно и/или полезно смешивать два объекта медитации и не читал об этом в Каноне. Метта и Анапанасати - это слишком разные медитации. Объект медитации Анапанасати связан с собственным телом и умами, внимание связано с собственной нама-рупой. Объекты Метта бхаваны (за исключением первого этапа - развитие доброжелательности к себе) - другие существа, внимание при этом направлено наружу. Слишком разные это объекты, слишком разные у них цели. Ведь сама по себе Метта бхавана по сути не ведет к Освобождению, это практика развития Брахмавихар, ведущая к лучшим перерождениям и другим полезным плодам. Согласно комментариям, с помощью Метта бхаваны можно достичь только первой джханы. Анапанасати же является практикой, с помощью которой можно достичь все 4 джханы и достичь Ниббаны. Кроме того, полноценная Метта бхавана доступна только после достижения джхан непосредственно перед практикой Метты. Без джхан, это не полноценная Метта, а простое фантазирование и визуализация, которое может быть полезно тем, что ум привыкает быть доброжелательным. Подлинная Метта - это когда твой ум объединен, светел и этот свет распространяется вокруг на некоторое расстояние. Окружающие существа чувствуют этот свет и ты можешь реально помочь тем, кто рядом. Если же опытный монах-практик направляет на тебя этот свет Метты, то это также ощущается и это помогает твоей практике.

Сама медитация Анапанасати, согласно Анапанасати сутте http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn118-anapanasati-sutta-sv.htm, представляет собой работу со всеми сатипаттханами. Чисто наблюдение за дыханием идет только на самом первом этапе. Если вы под Анапанасати понимаете только наблюдение за дыханием, то вероятно, это какая-то усеченная, препарированная техника, в стиле современных "ретритов экспресс просветления для широких масс")). Да, в суттах на самом деле иногда при перечислении объектов медитации упоминается наблюдение за дыханием, но в этом случае, я думаю, давалось просто краткое указание на технику (это надо еще на пали сутты смотреть, как там написано- возможно написано Анапанасати, а переводили как наблюдение за дыханием), а полное объяснение и расшифровка этой техники давалась именно в Анапанасати сутте.
Вероятно, наблюдение дыхания и одновременная работа с сатипаттханами являются исключениями, потому что оба этих объекта медитации находятся в пределах собственного тела-умов (нама-рупа). При этом наблюдение за дыханием помогает сделать ум сосредоточенным и ведет к джхане, а созерцание сатипаттхан ведет к прозрению.

Когда я пытался сменить объект медитации с Анапанасати на другой, то по привычке первое время наблюдал и дыхание и новый объект медитации. Первые несколько сессий медитации шли хорошо, но затем внимание начинало "терятся" между этими двумя объектами. Вообщем, я бы не советовал смешивать между собой два объекта медитации, а придерживаться текстов сутт и в идеале, рекомендациям своего Учителя (если его рекомендации не противоречат суттам). Вообще, новичкам, которые хотят заниматься медитацией, я бы очень рекомендовал время от времени получать консультации опытного монаха-практика.

Для практики медитации берется один основной объект, работа с которым идет постоянно, ежедневно, часто в течение длительного периода времени (возможно годами, десятилетиями). Но кроме этого, небольшой период времени в течение дня можно практиковать несколько дополнительных медитаций с другими объектами, например 4 защитных медитации.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1321
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#143 Белов » 12.11.2016, 04:30

Валерий писал(а):Вообще, новичкам, которые хотят заниматься медитацией, я бы очень рекомендовал время от времени получать консультации опытного монаха-практика.
А на форуме частенько просто отправляют "за нравственностью". :shy:
Возможно это связано с тем, что надо иметь личный контакт опытного мастера с учеником. Но чаще всего отсылают именно к взращиванию прочих добродетелей и пишут, что "забудь дружок про медитацию" - рано ещё. Я и сам на этом фоне стал пропускать ежедневные медитации (стал ловить себя на этом), и "делать работу" по наблюдению за своим умом. Когда вспылит, чего гоняет в своих коридорах. Прогоняю злобу, гордыню, зависть и прочие. Но даже 15-20 минут ежедневной медитации сосредоточения на дыхании давали какой-то стойкий запас сосредоточения, а без них ум начинает скакать в повседневной жизни как обезьяна.
Был бы учитель, хотя бы в соседнем городе (ездить раз в неделю, месяц), или "на телефоне" возможно было бы многим проще и практиков было бы больше. Ну мне так видится.
Учителя очень не хватает. А в свете последних текстов на форуме и вовсе выяснилось, что без него неведение вообще не победить...
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1489
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#144 Валерий » 12.11.2016, 05:15

Белов писал(а):Учителя очень не хватает.

Учителей медитации (с Большой буквы) совсем немного. Даже в НаУяне всего два Учителя медитации (на 150-200 монахов). (Правда говорят, что там есть еще "специальные" Учителя", которые тренируют монахов живущих в самом верхнем монастыре-это такая секретная часть монастыря, в которую вход остальным монахам закрыт).
Но вот обычные монахи имеют право давать наставления мирянам по практике медитации. Мне самому это часто приходилось делать.
Как вариант - можно допустим иногда приглашать в Россию какого-нибудь монаха-практика, для Дхамма лекций по практике медитации, групповых медитаций и получать у него личные наставления-советы.

Белов писал(а):А в свете последних текстов на форуме и вовсе выяснилось, что без него неведение вообще не победить...
У нас есть самый Великий Учитель - Дхамма, которую принес Просветленный. Нам очень повезло, что мы можем читать эти тексты и получать наставления самого Будды. Нет обязательной необходимости в наличии другого Учителя. Просто другой более опытный практик - монах может быть Благим другом, который может чем-то немного помочь, что-то подсказать на основе личного опыта, уберечь от каких-то ошибок.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1321
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 7

#145 Валерий » 12.11.2016, 06:39

Белов писал(а):А на форуме частенько просто отправляют "за нравственностью".
Но чаще всего отсылают именно к взращиванию прочих добродетелей и пишут, что "забудь дружок про медитацию" - рано ещё.

Да, я знаю, я не согласен с таким мнением, о чем я и писал ранее /viewtopic.php?f=15&t=2695&start=40.
Я считаю медитацию крайне важной частью буддийской практики, в том числе для мирян. Мое мнение в этом вопросе оппозиционно мнению некоторых монахов и мирян на этом форуме.
Конечно, без практики нравственности, медитация как минимум не будет эффективной - получится как на ретиритах- вместо медитации "медитирующие" предаются сексуальным фантазиям, мысленно мстит кому-то и проч. Но без практики медитации поддерживать нравственность в миру ох как сложно. Но не буду повторяться - я писал уже об этом.

В противовес советам оставить медитацию, я могу отвечать на публичные вопросы по практике медитации в отдельной теме, если не будет возражения руководства форума (и меня не забанят, как опозиционера)))
Если вдруг возникнут вопросы какого-то совсем интимного характера, то мы можем побеседовать о медитации, например Вконтакте https://vk.com/id275663303
Речь может идти только о каких-то советах, на основе моего личного опыта, которые вы можете принять или не принять. Я не могу и не имею права выстраивать или направлять чью-то практику. Я не гуру, не учитель - просто практикующий медитацию мирянин и бывший монах. Но я не могу остаться в стороне, когда мирянам активно даются советы, противоречащие по моему мнению Учению Будды.

По медитации я имею опыт работы в основном со следующими объектами:
Анапанасати - основная медитация в течение нескольких лет
Space casina - основная медитация в течение может быть около пяти лет
Созерцание нечистоты тела
Касина земли
Касина света
Охрана дверей чувств
Восприятие положений тела
Кладбищенские созерцания
Восприятие скелета
Метта бхавана

Также, наверное я сейчас уже могу сказать, что немного практиковал аскетические практики дхутанга, в частности:
Жизнь под открытым небом,
Жизнь в лесу,
Ношение монашеской одежды из выброшенной ткани,
Питание из одной чаши,
Питание один раз в день,
Отказ от дополнительной пищи.
Я рассказываю об этом только для того, чтобы мой пример мог вдохновить кого-то на такие практики (или просто на более серьезный подход к буддийской практике), как меня самого вдохновил опыт Аджана Мана. Не было бы живого примера, а только истории из Канона, истории из древних времен - навряд ли я смог бы жить под дождем, в холоде, среди змей, скорпионов, ядовитых многоножек и проч.
Я считаю, что эти практики очень эффективны и полезны для монахов. Для меня это был крайне полезный монашеский опыт.
Последний раз редактировалось Валерий 12.11.2016, 07:27, всего редактировалось 1 раз.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1321
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#146 Antaradhana » 12.11.2016, 06:53

Белов писал(а):Но чаще всего отсылают именно к взращиванию прочих добродетелей и пишут, что "забудь дружок про медитацию" - рано ещё. Я и сам на этом фоне стал пропускать ежедневные медитации (стал ловить себя на этом), и "делать работу" по наблюдению за своим умом. Когда вспылит, чего гоняет в своих коридорах. Прогоняю злобу, гордыню, зависть и прочие. Но даже 15-20 минут ежедневной медитации сосредоточения на дыхании давали какой-то стойкий запас сосредоточения, а без них ум начинает скакать в повседневной жизни как обезьяна.

Все должно развиваться равномерно. Не стоит игнорировать практику бхаваны, считая ее некой запредельностью. Практически не бывает такого, чтобы человек достиг каких-то высот в нравственности, а потом сел и за 5 минут достиг джхан и прозрения. Это разные умения, хотя и поддерживающие друг-друга. А достижения прогресса в практике сосредоточения требует длительной практики, хотя бы для того, чтобы понимать о каких конкретно психических феноменах и сферах пишут все эти будиийские учителя в своих книгах ;) Без бхаваны, сложно быть спокойным и уравновешенным, сложнее сохранять осознанность к своим действиям и мыслям. Тем более если у вас уже есть некий опыт, который был вам полезен, то неразумно отказываться от практики, которая приносила вам пользу.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3033
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 5

#147 Валерий » 12.11.2016, 07:11

Будда сидит в саду, окруженный множеством учеников. К нему приходит какой-то человек, выражает свое почтение, а затем начинает воздавать хвалу сангхе, сообществу монахов, которым Будда дал посвящение. После того, как он закончил свою хвалу, сам Будда продолжает превозносить сангху, указывая на отдельные группы монахов, расположившиеся в разных местах сада. Он высоко оценивает их добродетели и говорит: «Посмотри туда; вот люди, более всего склонные к практике с применением сил, собрались вместе с моим учеником великим Махамоггалланой (известным во время Будды монахом с большими психическими силами). А вон те, чья естественная карма ведет их к развитию своего пути при помощи мудрости; они собрались там вместе с моим великим учеником Шарипутрой (известным монахом величайшей мудрости, уступавшим только Будде). И те, друг мой, чья карма или чей характер делает их более всего склонными к развитию духовного пути при помощи дисциплины, собрались там вместе с моим великим учеником Випалой, мастером винаи. Те же, кто более всего склонны применять поглощенность, или джхану, в качестве пути, собрались там с другим моим учеником»… и т. д.

В Учении Будды есть место для разных людей с разными склонностями и поэтому община Татхагаты совершенна.

На форуме же обычно делают упор только на нравственность, ритуалы и проч., отговаривают от медитации, игнорируя личные склонности конкретного человека - какой-то однобокий подход получается. Кто например, любит изучать сутты - вот пусть он и изучает сутты, но это не повод навязывать свою точку зрения и критиковать других и говорить, что не нужно вам медитировать. Опять же, я не говорю о том, что не нужно изучать Канон или развивать нравственность - напротив, это необходимо! Но у разных типов людей свои склонности. У меня вот склонность к медитации, но это не дает мне права осуждать тех, кто любит например, изучать Канон, выполнять буддийские ритуалы и отговаривать их от этого.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1321
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

#148 RedModern » 12.11.2016, 09:18

Валерий простите, я прочел несколько лет и запал, буду перечитывать вас, чтоб понять
в джханах ненужно несколько лет, несколько дней упорного труда, скорей всего месяц,
это для того чтоб была первая джхана, а остальные уже по наитию очень быстро. откидываються и приобретаются.
а несколько лет чтоб укорениться в достигнутых.
smartwings, haus.
RedModern M
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 12.07.2016
Традиция: Нет

  • 5

#149 SV » 12.11.2016, 14:46

Но без практики медитации поддерживать нравственность в миру ох как сложно.

По моему опыту - не сложно. И это, к слову, соответствует канону целиком и полностью, в отличие от мнения "нужно сразу хвататься за всё".

Но я не могу остаться в стороне, когда мирянам активно даются советы, противоречащие по моему мнению Учению Будды.

Даются советы правильные, вымеренные многолетним опытом и наблюдениями, а также подтверждённые каноном. У вас же подход, простите, быстрорастворимого буддизма. С годами поймёте, что были не правы.

На форуме же обычно делают упор только на нравственность, ритуалы и проч., отговаривают от медитации, игнорируя личные склонности конкретного человека - какой-то однобокий подход получается. Кто например, любит изучать сутты - вот пусть он и изучает сутты, но это не повод навязывать свою точку зрения и критиковать других и говорить, что не нужно вам медитировать. Опять же, я не говорю о том, что не нужно изучать Канон или развивать нравственность - напротив, это необходимо! Но у разных типов людей свои склонности. У меня вот склонность к медитации

Опять-таки, вы похоже так и не поняли наставление о последовательности пути. Тут дело не в "склонностях", а в правильном поэтапном подходе. Правда в том, что медитация, за которую так ратуют неофиты, не ведёт к хоть сколь-нибудь желанным результатам. Я не знаю ни одного "удачного случая", кто бы начал вусмерть медитировать и чего-то бы там "достиг". Обычно всё куда прозаичнее - неофиты вусмерть медитируют, а потом разбегаются кто куда (при этом как правило с высока поглядывая на всех остальных, по их мнению "не занимающихся серьёзной практикой"). А если не разбегаются - то в итоге пишут, что 20 лет усердно медитировали - но жизнь в итоге только хуже стала (несколько таких тем было на английском форуме). Причина в дилетантском подходе - заниматься изначально тем, чем заниматься следует в самом конце. Тот, кто делает иначе - по сути забивает гвозди микроскопом.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14277
Сообщения: 5914
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#150 ura1 » 12.11.2016, 15:02

Валерий писал(а):Конечно, без практики нравственности, медитация как минимум не будет эффективной - получится как на ретиритах- вместо медитации "медитирующие" предаются сексуальным фантазиям, мысленно мстит кому-то и проч. Но без практики медитации поддерживать нравственность в миру ох как сложно. Но не буду повторяться - я писал уже об этом.
Нравственность имеет корень "нрав"; человеку нравится или не нравится нечто; поэтому нравственность ведущая к благу - основа Учения, фундамент; если человеку нравятся "губительные" удовольствия то в Праведном обществе это будет названо "безнравственным _ так я понимаю значение слова нравственность
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 113
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

  • 5

#151 Топпер » 12.11.2016, 15:03

Валерий писал(а):На форуме же обычно делают упор только на нравственность, ритуалы и проч., отговаривают от медитации, игнорируя личные склонности конкретного человека - какой-то однобокий подход получается. Кто например, любит изучать сутты - вот пусть он и изучает сутты, но это не повод навязывать свою точку зрения и критиковать других и говорить, что не нужно вам медитировать. Опять же, я не говорю о том, что не нужно изучать Канон или развивать нравственность - напротив, это необходимо! Но у разных типов людей свои склонности. У меня вот склонность к медитации, но это не дает мне права осуждать тех, кто любит например, изучать Канон, выполнять буддийские ритуалы и отговаривать их от этого.
Вот вы и домедитировались до проблем со спиной из-за перегрузки и работ в монастыре.
А изначально имели бы правильный подход, так без фанатизма бы понемногу бы медитировали. И в итоге смысла бы, возможно, было бы больше т.к. здоровье бы сохранили.

То, что на форуме не советуют начинать с медитации - это, по сути, уникальная ситуация для рунета. Это реакция на 20 лет подачи "только медитации". У нас - нормальный азиатский подход. Тот, который позволил сохранить буддизм на протяжении 2600 лет.
Топпер

#152 Илья_Ч » 12.11.2016, 16:24

SV писал(а): Я не знаю ни одного "удачного случая", кто бы начал вусмерть медитировать и чего-то бы там "достиг". Обычно всё куда прозаичнее - неофиты вусмерть медитируют, а потом разбегаются кто куда (при этом как правило с высока поглядывая на всех остальных, по их мнению "не занимающихся серьёзной практикой").

А что вы хотели, если кто чего достиг то он сидит тихо, и накапливает собственность.
Серьезность – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти
Илья_Ч M
Аватара
Откуда: Красноярск
Репутация: 573
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 28.08.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#153 Валерий » 12.11.2016, 16:57

SV писал(а):Я не знаю ни одного "удачного случая", кто бы начал вусмерть медитировать и чего-то бы там "достиг". Обычно всё куда прозаичнее - неофиты вусмерть медитируют, а потом разбегаются кто куда

Мы видимо о разной медитации говорим. Я говорю о том, что нужна регулярная и последовательная тренировка ума. Для мирянина, в самом лучшем случае - это часа 2 ежедневной медитации, а в реальности - ну хотя бы одна сессия по 30 минут - даже это поможет приобрести чуть большего спокойствия и сделать ум немного более дисциплинированным. А Вы - говорите о том, что медитировать "вусмерь".
Для интенсивной медитации - свое место и время.

SV писал(а):(при этом как правило с высока поглядывая на всех остальных, по их мнению "не занимающихся серьёзной практикой"

А вот это совсем неправильно - проявление как минимум гордыни.

SV писал(а):в итоге пишут, что 20 лет усердно медитировали - но жизнь в итоге только хуже стала

Так высшая цель то медитации не в том, чтобы мирская жизнь стала лучше, а в зращивании отречения, в уменьшении желаний и страстей, в угасании... Усердная медитация в миру, как раз и может привести к некоторому ухудшению мирского статуса жизни. Лучше усердно медитировать в монастыре.

SV писал(а):Причина в дилетантском подходе - заниматься изначально тем, чем заниматься следует в самом конце. Тот, кто делает иначе - по сути забивает гвозди микроскопом.
SV писал(а):Опять-таки, вы похоже так и не поняли наставление о последовательности пути. Тут дело не в "склонностях", а в правильном поэтапном подходе. Правда в том, что медитация, за которую так ратуют неофиты, не ведёт к хоть сколь-нибудь желанным результатам.

Не буду повторяться - я полностью поддерживаю учение о последовательности пути. Если Вы понимаете его иначе, то пожалуйста, можете считать меня "не понимающим" - как Вам угодно)))
Последний раз редактировалось Валерий 12.11.2016, 17:00, всего редактировалось 1 раз.
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1321
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#154 Ringelblume » 12.11.2016, 16:58

SV писал(а):Опять-таки, вы похоже так и не поняли наставление о последовательности пути. Тут дело не в "склонностях", а в правильном поэтапном подходе.

Тоесть, если взять Канон как источник полного учения Будды, то мы найдем там четкие указания о том, что восмичастный путь-это этапы, которые проходятся последовательно?

В таком случае получается странная картина. По логике, на первом месте должны стоять этапы относяшиеся к практике сила, а Будда говорит про правильное знание... Почему символом пути выступает колесо? Не лестница ли больше подходит для последовательного пути? Убири одну спицу из колеса и оно будет сломано, или станет ,,хромым,,.

Крме того, Валерий не писал о ,,вусмерть медитировать,,..а о том, что этапы практики 6,7 и 8 составляющей пути, на этом форуме не популярны и новички в буддизме ответов по этим этапам не получат. Вы же несколько сгущаете, подкрашиваете черной краской ( 20 лет медитации на форуме англицком...только хуже стало)...и Ваш пост выглядит как гвоздь в крышку гроба.

Я знаю, что такое медитация в системах медицинского напракления, таких как, например Mindfulness Кабат Зинна. Что же такое медитация в традиции Тхеравада, я, задавая вопросы на этом форуме, так и не понял.
Ringelblume
Репутация: 126
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

#155 Ringelblume » 12.11.2016, 17:08

Валерий писал(а):SV писал(а):
в итоге пишут, что 20 лет усердно медитировали - но жизнь в итоге только хуже стала

Так высшая цель то медитации не в том, чтобы мирская жизнь стала лучше, а в зращивании отречения, в уменьшении желаний и страстей, в угасании... Усердная медитация в миру, как раз и может привести к некоторому ухудшению мирского статуса жизни. Лучше усердно медитировать в монастыре.


Скорее всего имеется ввиду ухудшение соматики или появление душевных патологий ( крышу двигает)...
Ringelblume
Репутация: 126
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

  • 2

#156 Валерий » 12.11.2016, 17:16

Топпер писал(а):Вот вы и домедитировались до проблем со спиной из-за перегрузки и работ в монастыре.
А изначально имели бы правильный подход, так без фанатизма бы понемногу бы медитировали. И в итоге смысла бы, возможно, было бы больше т.к. здоровье бы сохранили.

Со всем уважением Бханте - видимо мой правильный подход сильно отличается от Вашего "правильного подхода".
Видимо Вы считаете тех монахов, которых я крайне уважаю, которые например лет по 20 никогда не ложаться, практикуя дхутангу (аскетические практики разрешенный Буддой)- имеющими неправильный подход? А ведь они испытывают физические страдания и не думают о здоровье - их спина становиться такой сгорбленной, что им даже голову поднять трудно.
То же самое относиться и к тем монахам, которые живут под открытым небом, практически ежесекундно рискуя своей жизнью.
Да и Будда в таком случае видимо имел неправильный подход ?:
Сиддхартха дал себе слово: «Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места пока не достигну»
Валерий M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 1321
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 18.11.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#157 SV » 12.11.2016, 17:21

Мы видимо о разной медитации говорим. Я говорю о том, что нужна регулярная и последовательная тренировка ума. Для мирянина, в самом лучшем случае - это часа 2 ежедневной медитации, а в реальности - ну хотя бы одна сессия по 30 минут - даже это поможет приобрести чуть большего спокойствия и сделать ум немного более дисциплинированным. А Вы - говорите о том, что медитировать "вусмерь".
Для интенсивной медитации - свое место и время.

А я говорю, что и этих двух часов не нужно. Они ничего не дадут, и легко можно обойтись и без них, при условии, что имеете хоть мало-мальскую саморефлексию по жизни. Личный опыт. Многолетний, большой.

Так высшая цель то медитации не в том, чтобы мирская жизнь стала лучше, а в зращивании отречения, в уменьшении желаний и страстей, в угасании...

Вообще-то - не в этом. Медитация уже требует взращенного отречения и практически полного отсутствия страстей и желаний - иначе она попросту либо не будет работать, либо всё только усугубит. Все эти вещи должны обретаться до того как начинать серьёзно медитировать, а не в процессе или после.

Тоесть, если взять Канон как источник полного учения Будды, то мы найдем там четкие указания о том, что восмичастный путь-это этапы, которые проходятся последовательно?

А вы только сейчас об этом узнали?

В таком случае получается странная картина. По логике, на первом месте должны стоять этапы относяшиеся к практике сила, а Будда говорит про правильное знание... Почему символом пути выступает колесо? Не лестница ли больше подходит для последовательного пути? Убири одну спицу из колеса и оно будет сломано, или станет ,,хромым,,.

Колесо никогда не было каноническим символом пути. Колесница - была. А колесо - нет.

Крме того, Валерий не писал о ,,вусмерть медитировать,,..а о том, что этапы практики 6,7 и 8 составляющей пути, на этом форуме не популярны и новички в буддизме ответов по этим этапам не получат. Вы же несколько сгущаете, подкрашиваете черной краской ( 20 лет медитации на форуме англицком...только хуже стало)...и Ваш пост выглядит как гвоздь в крышку гроба.

Прочитайте первое сообщение этого топика. Надеюсь, станет более понятно.

Я знаю, что такое медитация в системах медицинского напракления, таких как, например Mindfulness Кабат Зинна. Что же такое медитация в традиции Тхеравада, я, задавая вопросы на этом форуме, так и не понял.

Да, я тоже знаю что такое McMindfulness. Но это не к нам :eat: :doctor: :smile:
Последний раз редактировалось SV 12.11.2016, 17:27, всего редактировалось 2 раз(а).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14277
Сообщения: 5914
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#158 Mizuno » 12.11.2016, 17:23

Хотел бы спросить (раз уж разговор ушел в подобное русло) - Как верно соблюдать последовательность пути?
Например, когда кто-то может понять, что он уже осилил нравственность и готов переходить дальше?
И не является ли ошибкой наоборот пренебрегать медитацией? Например, разве можно практиковать нормально предыдущие ступени пути без хорошей и установленной осознанности? Почему нельзя подходить как к нравственности, так и к осознанности с точки зрения баланса, т.е не медитировать "до смерти", пока нету уверенности в нравственности?
SV писал(а):А я говорю, что и этих двух часов не нужно. Они ничего не дадут, и легко можно обойтись и без них. Личный опыт. Многолетний, большой.
Ваш опыт может быть большой, но он ваш личный и не является всеобъемлющим. Скорее всего, вы еще с ранних времен не имели проблем, скажем, с гневом и сильным вожделением и поэтому вам не нужно активно следить за своим умом, чтобы не возникла какое-то плохое умственное состояние и не привело к нарушению обетов. Скажу честно, я попросту не понимаю как можно быть нравственным и не работать с причинами того, почему ты собственно эту нравственность нарушаешь, т.е быть осознанным и знающим относительно негативных качеств ума. Невозможно просто силой воли перестать делать что-то, если у тебя есть внутри глубокие и сильные позывы это что-то сделать.
Mizuno M
Аватара
Репутация: 207
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 24.02.2016
Традиция: Тхеравада

#159 Ringelblume » 12.11.2016, 17:30

SV писал(а):А я говорю, что и этих двух часов не нужно. Они ничего не дадут, и легко можно обойтись и без них. Личный опыт. Многолетний, большой.

Есть традиция...Сото. Она говорит читать Канон не нужно. Оно ничего не дает. Надо сидеть а дзадзен. Тоже...говорят...большой у них опыт. :lol:
Ringelblume
Репутация: 126
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

  • 1

#160 SV » 12.11.2016, 17:33

Хотел бы спросить (раз уж разговор ушел в подобное русло) - Как верно соблюдать последовательность пути? Например, когда кто-то может понять, что он уже осилил нравственность и готов переходить дальше?

Я об этом уже давно и довольно подробно писал здесь: http://theravada.ru/Teaching/Works/model-buddiiskoi-praktiki-1-sv.htm
Жаль, что некоторые не читают или не стали вникать.

Почему нельзя подходить как к нравственности, так и к осознанности с точки зрения баланса, т.е не медитировать "до смерти", пока нету уверенности в нравственности?

Баланс и должен быть. Примерно такой: 5% уделяете осознанности и 95% нравственности :smile: (утрирую, но, надеюсь, мысль понятна). У современных буддистов-про-медитаторов подход обычно такой: 95% - это попытка развить осознанность и сосредоточение, а остальное - довесок, который формально надо вроде как соблюдать. Тоже утрирую, но мысль, опять же, надеюсь, понятна.

Есть традиция...Сото. Она говорит читать Канон не нужно. Оно ничего не дает. Надо сидеть а дзадзен. Тоже...говорят...большой у них опыт.

Да, я видел этот их опыт... :shy: :facepalm:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14277
Сообщения: 5914
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 5 гостей