Практика буддийской медитации − простыми словами

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

#41 Белов » 25.07.2015, 07:41

SV писал(а):4-ая сатипаттхана. Если вы в нужный момент научились применять противоядия для уменьшения негативных состояний и увидели, что они действительно тут же сработали − это плод практики четвёртой сатипаттханы.
Если это присутствует, как должна выглядеть формальная медитация? На что медитировать? Куда двигаться дальше, чтоб развивать этот внутренний взор?
SV писал(а):3-яя сатипаттхана − это ум. Многие люди вообще неспособны напрямую созерцать свой ум, т.е. не обладают саморефлексией или она у них очень слабая. Поэтому это ещё более утончённая сатипаттхана, и для её эффективной практики требуется иметь изрядную долю осознанности (сати), а также и мудрости, функция которой − видеть вещи в соответствии с действительностью. И действительно, направляя свой взор на 3-юю сатипаттхану, т.е. ум, нужно уметь распознать его состояние. Он может быть в данный момент подвержен апатии/лени, возбуждению, недовольству, жажде, самомнению, любопытству или анализу и прочим умственным состояниям. Способность ясно (а не искажённо или обманывая себя) видеть эти состояния в данный момент времени развивается как раз практикой 3-ей сатипаттханы.
Если следовать вашему описанию, то всё это получается в течении дня. Присутствует даже такой момент, что вспомнив какое-то вчерашнее события, я могу описать в каком состоянии был ум тогда. Обратил внимание на то, что каждый человек, с которым вступаешь в контакт (поздоровался, поговорил, увидел, по телефону общался) вызывает одно и тоже состояние ума, свойственное уму только при общении с этим конкретным человеком, да кстати и с животными тоже самое. Получается каждое ЖС вызывает определённое состояние ума. Ну "состояние ума" я думаю громко сказано будет. Скорее какой-то эмоциональный фон. Хотя мысли тоже окрашиваются в этот фон и соответственно ему, приходя в голову. Возможно это прошлые впечатления от общения с этим ЖС. В таком случае получается ум достаёт "карточку" этого ЖС и одевает маску для общения с ним. Так же обратил внимание на манеру разговора с людьми. Если честно это довольно таки интересно всё это наблюдать в себе. Частенько ловил себя на завышенном самомнении, когда спрашивали о том, о чём я знаю ну просто на отлично. Вот пишу это всё и понимаю, что читающий поймёт совершенно всё не в том ключе, или грубо - как написано. Но всё это настолько тонко и так быстро проносится в уме, что дольше пишешь.
Формальная медитация по этой стадии. Специально на состояние ума я не медитирую. Как сознательный начинающий буддист пытаюсь медитировать на дыхание, но при этом прекрасно вижу как ум бегает по мыслям, как они в нём вызывают вспышки разных желаний, эмоций, цепочки мыслей. Прерываю их, и дальше слежу за дыханием. Прервать их по-моему невозможно. Они прилетают как мухи. Даже невозможно определить с какой стороны они приходят. Они похожи на магниты среди металлических опилок. Только появилась мысль, она тут же как магнит начинает притягивать опилки в виде нагромождения "решалок" всяких. Ну например...та же карта на сайте. Только вспомнил про неё, тут же запускается механизм решения задачек и выходит список того, что нужно сделать по ней. И всё это настолько быстро происходит, что не замечаешь как уже цвет ячеек выбираешь в меню. Ум.......
SV писал(а):4-ая сатипаттхана − это феномены. Это ещё более утончённая вещь, так как здесь внутренний взор пытается увидеть не просто состояние ума, а разные умственные процессы и их взаимосвязь. Например, способность созерцать "в он-лайн режиме" как уделение внимания приятному объекту вызывает страсть, а неприятному − неприязнь.
Ну в принципе 3-я и 4-я тут пересекаются. Как в 4-ой медитировать, когда она больше подходит для активной медитации, а не для сидячей? Над каким феноменом "потеть"?
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1489
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#42 SV » 25.07.2015, 11:28

В таком случае получается ум достаёт "карточку" этого ЖС и одевает маску для общения с ним.

Да, бывает так - психические "маски". Я иногда даже отчётливо вижу как люди их надевают. Но эти маски, по мне - больше от невежества, или, возможно более точно - от самомнения. Когда человек начинает конструировать "особенное Я" для того, чтобы специально иначе выглядеть перед другим. Это довольно грубая психическая комбинация, её легко замечать и разрушать посредством медитации, если это (такая маска) вошло в привычку.

Ну в принципе 3-я и 4-я тут пересекаются.

Они все пересекаются. Например от стыда может бросить в жар. Вот вам пример мгновенной прямой связки 4-ой и 1-ой сатипаттхан :shy:

Как в 4-ой медитировать, когда она больше подходит для активной медитации, а не для сидячей? Над каким феноменом "потеть"?

В сидячей все эти процессы тоже вполне себе происходят, просто чаще на более тонком уровне.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14261
Сообщения: 5907
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#43 Белов » 25.07.2015, 12:04

SV писал(а):просто чаще на более тонком уровне.
Ох уж этот тонкий уровень :wink:
Спасибо _/\_. Будем работать.
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1489
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#44 Странник » 25.07.2015, 12:42

Последнее время замечаю, что проще концентрируюсь, замечаю феномены на уровне 3 и 4 сатипаттханы, чем физические, 1 сатипаттхану. Причём стал отмечать состояния ума до того, как понял, что это медитация.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1179
Сообщения: 1010
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#45 Detonator » 26.07.2015, 22:34

Белов писал(а):вызывает одно и тоже состояние ума, свойственное уму только при общении с этим конкретным человеком, да кстати и с животными тоже самое.

Я вот тоже такое замечал. И мне кажется что так действует камма того человека, она вокруг него создает соответвующие условия даже в других людях, несмотря на их желания и прочее. Все равно что бы внутри них не возникло они посчитают своим собственным намерением.
Detonator
Аватара
Репутация: 939
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 1

#46 Orang » 26.07.2015, 23:10

Странник писал(а):замечаю феномены на уровне 3 и 4 сатипаттханы, чем физические, 1 сатипаттхану.

а можете подробнее рассказать?
не буду умничать :)
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1296
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#47 Странник » 27.07.2015, 09:32

Orang писал(а):а можете подробнее рассказать?
Проще концентрироваться на уме, его состояния, чем скажем, на дыхании. Даже при классической сидячей медитации от дыхания отвлекаюсь сильнее, чем от наблюдения ума, мыслей.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1179
Сообщения: 1010
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#48 smartwings » 18.09.2015, 09:32

а если во время практик есть яркий внутренний свет? :pray:
smartwings M
Аватара
Репутация: 58
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 01.05.2015
Традиция: Нет

  • 2

#49 masterjack » 18.09.2015, 10:04

Detonator писал(а):Я вот тоже такое замечал. И мне кажется что так действует камма того человека, она вокруг него создает соответвующие условия даже в других людях, несмотря на их желания и прочее. Все равно что бы внутри них не возникло они посчитают своим собственным намерением.

тут скорее всего даже не в камме ТОГО человека дело.
мало того что это может быть результат взаимодействия ОБОЮДНЫХ камм, так еще может быть задел на будущее,
для кого-то третьего и проч.

как я вижу по своему опыту (а описанный Детонатором вариант случался не один раз)
каммы они как-бы формируют эдакое поле возможностей, условий для реализации определенных
ситуаций. и когда встречаются два и больше носителя камм с "подходящими" условиями,
происходит взаимная реакция по реализации возможностей.
проще понять если вспомнить явление резонанса в колебательном контуре.

это как раз и поясняет почему существуют миры и становления в которых есть возможность реализации
той или иной каммы, а существуют рождения в которых таких ситуаций нет. нет второй половины контура
для этой каммы.

опять же от уровня осознанности зависит факт влияния ситуации на принятия ее "как свои мысли, свои желания."
при слабой осознанности велик шанс повестись на ситуацию и увидеть ее корни в себе.
притом что можно легко распознавать феномены ума и видеть как они в тебе рождаются.
но не видеть истинную причину их появления :))
как говорил Джобс - точки можно расставить только в будущем. в настоящем часто непонятно что и почему происходит.

ну и как результат - наблюдение подобных историй со временем таки приводит к пониманию, что мой ум
есть наполнение из разных источников, часто совсем не заинтересованных в моем благополучии.

потому и существуют правила и предписания.
следуя им человек выходит из под влияния феноменов своего ума и совершает поступки, исходя из Учения.
таким образом он как минимум не создает тяжелых последствий в будущем.
Даже если его ум не наполнится мудростью и не сможет понять Учение, то как минимум в будущем
будет "проще" т.к. в прошлом было мало каммообразующих действий.
а там может и Учение дойдет.

в любом случае стремитесь поступать не по уму, но по Дамме ;)
всем хорошего дня и поменьше камм за сегодня :red:
Вложения
kashka.jpg
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4970
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#50 Кхеминда » 18.09.2015, 16:35

smartwings писал(а):а если во время практик есть яркий внутренний свет? :pray:
Если свет то нужно практиковать до тех пор пока дыхание будет останавливаться, а далее уже на свете сосредотачивать внимание, а пока дыхание есть сосредотачивайтесь на нем (на дыхании)
Кхеминда

#51 Detonator » 18.09.2015, 21:43

там два разных света, первый - тот который ниммита, второй это когда никаких ощущений тела вообще нет, они ушли. Т.к. автор упоминал четвертую джхану и область сердца - речь наверное он вел все таки о втором случае.
Detonator
Аватара
Репутация: 939
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#52 Оратай » 13.12.2015, 19:43

SV примите мою благодарность. Придумывать велосипед хорошо, да лучше иногда прочесть инструкцию по велосипеду. :agree:


SV писал(а):Если вы в нужный момент научились применять противоядия для уменьшения негативных состояний и увидели, что они действительно тут же сработали − это плод практики четвёртой сатипаттханы.

Не подскажете, в какой сутте есть описание про противоядия.
Оратай
Репутация: 384
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 12.12.2015
Традиция: Нет

  • 1

#53 SV » 13.12.2015, 19:49

Вот тут есть, например, помехи медитации - там набор сутт по этой теме: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/suttas-themes.htm
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14261
Сообщения: 5907
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#54 Яреб » 13.12.2015, 20:38

Про помехи еще кратко и емко в разделе "Тройки" АН 6 - АН 6.107-6.116
С надеждой вернуться эмигрировал на говнофорум.орг.ру
Яреб
Аватара
Откуда: Беларусь
Репутация: 328
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 04.10.2013
Традиция: Нет

#55 Оратай » 13.12.2015, 21:40

Благодарствую :friends:
Оратай
Репутация: 384
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 12.12.2015
Традиция: Нет

#56 Ericsson » 14.12.2015, 01:11

да-да :smile:

даже 1 сатипаттахана это огромная ценность, мы можем гордиться тем что практикуем сатипаттхану, в отличии от обычных людей, это наше большое преимущество перед ними, даже если например какой-то человек богаче чем я и у него крутая машина и дом шикарный, но зато я практикую Дхамму и среди проченго делаю сатипаттхану, это прямая законная причина для гордости, они конечно не поймут чем это мы гордимся, но мы-то понимаем :roll: :wink:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1442
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#57 The Коля » 14.12.2015, 02:13

Кстати, для новоначальных (и не только) Будда открыл облегченный объект прозрения доступный всем.

[... Или же он пребывает, созерцая в
чувствах их природу
возникновения, или же он
пребывает, созерцая в чувствах
их природу исчезновения, или же
он пребывает, созерцая в
чувствах их природу и
возникновения, и исчезновения...]

Вместо сложных, и недосягаемых без джханы, -- комплексов дхамм, можно использовать чувство.
Ум всегда реагирует на объект цепляния чувством. Практически, именно к чувству происходит цепляние, оно посредник.
[ Он выделил чувство в отдельную Сатипаттхану, хотя чувство уже включено в 4-ю сатипатхану. Причина в исключительнлй важности прозрения в чувство для полного угасания жажды и желания]
Созерцая непостоянство, возникновение и угасание чувств на фоне тела, мы можем достичь больших успехов и прозрений, даже достичь плода вступления в поток и выше.
The Коля

  • 1

#58 smartwings » 14.12.2015, 16:58

после долгих чтений сутт нашел, одну сутту, похоже что она самая, самая из всех, для практик.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an6_29-udayi-sutta-sv.htm
но, без остальных не как, выделил две сутты еще
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... _33-dutiya-vihara-sutta-sv.htm
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an11_2-cetana-sutta-sv.htm
вообщем как я понял Будду Шакьямуни, можно самостоятельно постигнуть. кроме
8-9 сферы.(8- ни восприятия ни не-восприятия и 9 прекращении восприятия и чувствования) нужны практики которые прибывали и выходили из этих двух сфер. :suspect:


Монах, намеревающийся тренировать возвышенный ум, должен периодически уделять внимание трём темам: иногда ему следует обращать ум к теме сосредоточения; иногда ему следует обращать ум к теме увеличения старания; иногда ему следует обращать ум к теме беспристрастности. Если монах, намеревающийся тренировать возвышенный ум, будет уделять внимание только теме сосредоточения, то может статься так, что его ум начнёт склоняться к лености. Если он будет уделять внимание только теме увеличения старания, то может статься так, что его ум начнёт склоняться к возбуждённости. Если он будет уделять внимание только теме беспристрастности, то может статься так, что его ум не будет правильным образом утверждён для того, чтобы останавливать загрязнения. Но когда он периодически обращает ум к теме сосредоточения, периодически обращает ум к теме увеличения старания, периодически обращает ум к теме беспристрастности - его ум мягкий, податливый и сияющий, и не хрупкий. Он правильно утверждён для остановки загрязнений.
smartwings M
Аватара
Репутация: 58
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 01.05.2015
Традиция: Нет

#59 Sardor Steps » 17.12.2015, 17:58

Анализируя все это и абхидхамму, у меня возник возможно глупый вопрос, но я бы хотел разобраться
2сатипаттхана это чувства
3 - ум
ум бывает подвержен лени, жажде и т.д

вопрос в том что, я как то с детства привык воспринимать как *я чувствую лень*, *я чувствую гнев*
что подразумевается под чувствами :upset: приятное - неприятное? и все?

и еще есть 4 - феномены
а те же чувства еще до знакомства с абхидхаммой я воспринимал как феномен
Sardor Steps M
Репутация: 42
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 15.04.2014
Традиция: Нет

  • 2

#60 Топпер » 17.12.2015, 18:02

Sardor Steps писал(а):вопрос в том что, я как то с детства привык воспринимать как *я чувствую лень*, *я чувствую гнев*
что подразумевается под чувствами :upset: приятное - неприятное? и все?
Если вторая опора то да, только ощущения приятного-неприятного-нейтрального на уровне тела или ума.
В третьей опоре это уже не ощущения, а состояния сознания: сопровождающиеся или не сопровождающиеся теми или иными процессами типа гнева, лени, концентрации, сострадания и т.п.
Топпер

Пред.След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 7 гостей