Антиподы пяти помех

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 6

#1 SV » 26.08.2014, 20:49

Как известно, пять помех - это основные загрязнения, которые постоянно присутствуют в уме до той или иной степени с разной интенсивностью. Практически 100% их преодоление, как говоря сутты, позволяют войти в 1 джхану. Поскольку джхану достичь ниразу не просто, это лишний раз свидетельствует о сложности одоления пяти помех, и, очевидно, их сила уменьшается очень долго в течение многих лет, прежде чем их удастся преодолеть целиком.

В СН 46.51 приводится список вещей, которые являются прямыми противоположностями этим помехам. Их развитие ведёт к естественному уменьшению пяти помех.

1) Чувственное желание. Противоядие -- частое направление внимания на образ отвратительного.
2) Недоброжелательность. Противоядие -- частое направление внимания на доброжелательный ум.
3) Лень и апатия. Противоядие -- частое направление внимания на усердие, старание, стремление.
4) Неугомонность. Противоядие -- частое направление внимания на умиротворение ума.
5) Сомнение. Противоядие -- частое направление внимания на всевозможные благие и неблагие состояния ума (в том числе и на анализ их взаимодействия).

:umnik:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#2 masterjack » 26.08.2014, 21:36

в прошлом придумалась такая игра:
берется утверждение, которое человек исповедует.
во что он верит, что это именно так.
и совместно (по началу, а в последствии желательно уметь самому)
начинают выискиваться мнения противоположные устоявшимся убеждениям.
чем больше - тем лучше.

например:
эпидемия птичьего гриппа плохо. много людей умрут, много горя и боли.
это минус.

освободится куча рабочих мест. сократится безработица.
освободится куча мест проживания - снизятся цены на жилье.
меньше народу - больше кислороду. в прямом смысле. планета станет чище
и т.п. это плюс.

т.е. выработать привычку рассматривать любой аспект жизни, любое убеждение
с разных сторон.

таким образом со временем отсекается категоричность.
то что раньше было ценностью потихоньку ценности теряет. приобретая более адекватную оценку.

ведь основная проблема не в том, что чувственные удовольствия плохи, а в том что человек не умеет их воспринимать
нормально, без алчности и желания.
нет ничего плохого в том, чтобы имея возможность и по ситуации испытать чувственные ощущения.
не привязываясь. ведь это тоже реальность.

Выход из клетки активности ума, штампов, клише и т.д. один - реальность. Не "в реальность", а "реальность" - нет какого либо порога, границы между реальностью и иллюзией. Если ты в реальности, то клетка иллюзия. Если ты в иллюзии, то клетка реальность. Пока ты в иллюзии, не только твоя, но и клетки всех других людей будут реальны. Даже Гаутамы. А раз так, то увидеть, на сколько кто из них на самом деле свободен от иллюзии тебе будет невозможно. Отсутствие иллюзий у других не означает автоматического отсутствия таковых у тебя. А раз так, всё то, что для свободного будет торжеством свободы, для тебя это же самое будет клеткой. К примеру, для просветлённого, мысль - это одно из проявлений истинной реальности в уме, для несвободного, мысль - это один из прутьев его клетки.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада


Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 15 гостей