Ретриты - вещь бесполезная

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 3

#21 Orang » 10.02.2015, 19:57

Carver писал(а):А мне кажется что достаточно таки много людей пришло в Буддизм как раз из за медитации.Ощутив или увидев разные "спецэффекты начинающих" люди начинают воспринимать более серьёзно учение,начинают "копать" глубже..

Могу сказать за себя, что такое имеет место быть, но без "спецэффектов", просто ум начинает лучше работать, адекватнее.
не буду умничать :)
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1300
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 4

#22 Михаил Добровольский » 10.02.2015, 20:20

SV писал(а):Пару раз, если нет проблем (даже потенциально возможных) с психикой, то пройти такое полезно. Просто суть в том, что вот та планка - которую ты достигаешь на таком ретрите - она надолго, и поэтому отсиживание хоть 100 таких ретритов ничего не решит, никаких новых горизонтов не откроется. По этой причине мы видим, что Будда (в подавляющем большинстве случаев) учил не ретритам, а совсем другим вещам - куда более заурядным (на первый, по крайней мере, взгляд). Ретриты же - как основная осуществляемая практика - нужна для тех людей, которые уже почти уровня Будды (в джханы в детстве спонанно входят и тэ дэ -)

Кстати, а про монаха Кирилла ничего не известно? Или он уже не монах?

Возможно вы правы. Я тут настаивать не могу просто даже в силу недостатка опыта. Опять-таки, многие из тех кого я наблюдал на ретрите скорее такие ретритные наркоманы, для которых что буддизм, что гоенка - лтшь бы ретрит! И я кажется понимаю как это ретрит может быть именно ради самого ретрита. Но, в то же время, как мне кажется, просто в качестве стимула для практики для некоторых людей ретриты вполне имеют право на существование. И если там, грубо говоря, из группы в 30-40 человек один или 2 просто стали на какие-то правильные рельсы - это уже оправдывает всю эту затею. Умный потом разберется что ему надо а что не надо, имхо. Но сам по себе толчек который ретрит даёт очень дорогого стоит. Имхо, опять таки...

Про Кирилла: Там сейчас кажется 4 монаха. Хуберт, Александр, ещё один молодой бхикку и, как мне говорили, монах-англичанин уже в годах, кажется его зовут Дамма Виду - имя могу переврать. Про Кирилла сейчас ничего не слышал.
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

#23 Маркион » 11.02.2015, 11:11

Daddy_pig писал(а):Не, не он. Тот старше (43 года ему по его словам).
Ясно, спасибо.

Daddy_pig писал(а):Или вы про Хуберта? Хуберт тот самый, да :)
Ну Хуберт-то понятно)
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1468
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет

  • 2

#24 amv » 11.02.2015, 13:59

SV писал(а):Просто суть в том, что вот та планка - которую ты достигаешь на таком ретрите - она надолго, и поэтому отсиживание хоть 100 таких ретритов ничего не решит, никаких новых горизонтов не откроется. По этой причине мы видим, что Будда (в подавляющем большинстве случаев) учил не ретритам, а совсем другим вещам - куда более заурядным (на первый, по крайней мере, взгляд).
Да, Будда не учил такому, но вот Daddy_pig сказал очень крутую вещь:
но вот лично для меня, новичка, увидеть реальную силу собственных омрачений, увидеть реальные препятствия было безумно полезно.
То есть, грубо говоря, я тут могу как "диванный аналитик" читать что-то в интернете про буддийскую космологию и медитировать минут по 20 в день и считать себя буддистом. А тут вот мне демонстрируют... да даже и не демонстрируют - так, показывают мельком что такое на самом деле реальная практика. Дают увидеть и хотя бы немного прочувствовать жизнь такой, какой она может и должна быть, потому что ретритный распорядок дня, сама атмосфера, дисциплина как бы говорят мне - вот это вот всё то, что тебе пока недостижимо. Но, в то же время, это единственно то к чему стоит по настоящему стремиться.
Если ретрит способен хоть на секунду хоть одному человеку из всего потока открыть такое, то это вещь, которую следует вовсю приветствовать. Это не то, что говорил Будда, но это то, что может привести человека собственно к Дхамме и может помочь реализовать правильное устремление.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 6

#25 SV » 11.02.2015, 14:38

Это не то, что говорил Будда, но это то, что может привести человека собственно к Дхамме и может помочь реализовать правильное устремление.

Я тоже на эту тему не раз высказывался. Ретриты в их распространённом виде - не могут. Об этом свидетельствует многолетний опыт функционирования многчисленных ретритных центров в Азии, через которые чуть ли не ежедневно проходят сотни и тысячи русских, из которых никто не становится буддистом. Самуишный ретрит - тоже тому очередное подтверждение. Там не просто интернациональный - там именно для русских на русском. И всё тщетно - где они - эти люди, посетившие ретрит? А ведь он много лет идёт, каждый месяц. И ни одного человека. Почему так? Потому что там кормят голой медитацией и Дхаммы практически не дают - достаточно послушать лекции Хуберта. Там, по большому счёту, Дхаммы-то нет. Такие люди не придут ни к каким серьёзным прозрениям и уж совершенно точно не установят правильных взглядов. И уж точно не будут жить буддийской жизнью.

Ретрит - если он идёт - он должен быть интенсивно и умело насыщен лекциями по буддизму. Но вот парадокс - если делать такой ретрит - на него никто не пойдёт. Слушать никто не хочет - все хотят быстрорастворимого просветления и всяких мистических ощущений. И это не ново - об этом ещё покойный Аджан Буддадаса писал - что на его ретриты все приезжают гнаться за "веданами". И чтобы эту тенденцию сломить - он пытался давать патичча-самуппаду на лекциях. В итоге, за многие годы, эта его задумка вылилась в некую формальную фигню, которую все ретритчики до сих пор зачитывают в виде волшебных мантр в Суанмоке, сами не понимая, о чём идёт речь. Печально короче.

На мой взгляд, в 100 раз плодотворнее будет - если человек внимательно и неспешно, вдумчиво прочитает какую-нибудь вводную книгу по буддизму, чем поедет на такой ретрит. Вот реально, результат будет гораздо более плодовитым.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#26 Михаил Добровольский » 11.02.2015, 15:56

SV писал(а):Я тоже на эту тему не раз высказывался. Ретриты в их распространённом виде - не могут. Об этом свидетельствует многолетний опыт функционирования многчисленных ретритных центров в Азии, через которые чуть ли не ежедневно проходят сотни и тысячи русских, из которых никто не становится буддистом. Самуишный ретрит - тоже тому очередное подтверждение. Там не просто интернациональный - там именно для русских на русском. И всё тщетно - где они - эти люди, посетившие ретрит? А ведь он много лет идёт, каждый месяц. И ни одного человека. Почему так? Потому что там кормят голой медитацией и Дхаммы практически не дают - достаточно послушать лекции Хуберта. Там, по большому счёту, Дхаммы-то нет. Такие люди не придут ни к каким серьёзным прозрениям и уж совершенно точно не установят правильных взглядов. И уж точно не будут жить буддийской жизнью.

Ретрит - если он идёт - он должен быть интенсивно и умело насыщен лекциями по буддизму. Но вот парадокс - если делать такой ретрит - на него никто не пойдёт. Слушать никто не хочет - все хотят быстрорастворимого просветления и всяких мистических ощущений. И это не ново - об этом ещё покойный Аджан Буддадаса писал - что на его ретриты все приезжают гнаться за "веданами". И чтобы эту тенденцию сломить - он пытался давать патичча-самуппаду на лекциях. В итоге, за многие годы, эта его задумка вылилась в некую формальную фигню, которую все ретритчики до сих пор зачитывают в виде волшебных мантр в Суанмоке, сами не понимая, о чём идёт речь. Печально короче.

Да в основном-то оно всё так и есть конечно, ту спорить не о чем. Мне кажется, что организаторы на таких ретритах пытаются делать то что могут а не то хотели бы. Они и не ожидают того что к ним будут приходить за дхаммой и будут эту самую дхамму реально воспринимать. Я когда пришел к монахам с просьбой о прибежище они, как мне кажется, удивились, расспросили меня в том смысле что понимаю ли я вообще чего хочу и после того как убедились что поняли - обрадовались. То есть было видно, что таких как я вообще, мягко говоря, сильно не дофига. И вот тогда действительно - если подавляющее большинство просто приходит для того чтобы "удалить отт мирской суеты", вот чего бисер-то перед свиньями разбрасывать?! Дхамму вообще очень и очень мало кто реально может и хочет воспринимать. Где бы то ни было и когда бы то ни было.

Я лично был на англоязычном ретрите. Но и там были русские (их хотя и меньше сейчас стало в Тае, но всё равно ещё довольно много). Вот например такое забавное наблюдение: две трети участников были женщинами, в большинстве молодыми девушками, даже вот совсем студентками чуть ли не лет 19-20. Утром, после чтения отрывков из книг учителей (Буддадасы, Аджана Чаа и т.д.) там обучно проводят часовые занятия по йоге. Это, кстати, просто как физкультура по утрам было очень полезно. Так вот, вела йогу русская девушка, явно профессиональный инструктор, которая выглядела как инстуктор и вела себя как инструктор по йоге (sapienti sat). И вот было крайне интересно наблюдать за тем, как бодро и точно повторяли её движения все эти молодые девицы: было видно, что для них это очень привычная реальность и все эти асаны им давно знакомы. Эта картинка в общем очень много говорила и о ретрите и о тех вто туда приезжает.

Но, повторюсь, как минимум пара-тройка человек действительно искренне интересовались дхаммой.
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#27 Orang » 11.02.2015, 16:15

SV писал(а):Там, по большому счёту, Дхаммы-то нет. Такие люди не придут ни к каким серьёзным прозрениям и уж совершенно точно не установят правильных взглядов. И уж точно не будут жить буддийской жизнью.

По моему мнению, медитация сама по себе способствует подходу к более "продвинутым вещам". Мне медитацию преподавали без Дхаммы вообще, и тот человек, от которого я впервые о медитации узнал, буддистом не был. Но, тем не менее, у меня со временем интерес-таки проявился. Именно после месяцев медитации он проявился, а не после лет в университете, где и история буддийских стран преподавалась и философия.
не буду умничать :)
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1300
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#28 Топпер » 11.02.2015, 16:17

Мне кажется, что спор здесь возникает т.к. оценка идёт с разных сторон. Один подход: "пусть лучше так (2 -3 человека заинтересуются или вообще в "игровой форме" получат Дхамму), чем никак". И исходя из этого критерия, небольшая польза есть.
Второй подход системный. Когда мы смотрим сколько людей в итоге стало буддистами или заинтересовалось Дхаммой. И с этой т.з. "игровой подход" может быть вредным т.к. 2 -3 заинтересуются, а остальные приобретут иммунитет к Дхамме начав вопринимать её как раз таки на уровне йоги из фитнес-центра. Т.е. випассана начинается восприниматься как обязательное духовное упражнение наряду с пранаямой и вегетарианством.
И с этой т.з. затворы наносят скорее вред, нежели приносят пользу.
Топпер

  • 3

#29 Кхеминда » 11.02.2015, 16:29

Один мой знакомый проживающий в Мьянме около 6 лет как то сказал следующее :

"Видел иностранцев здесь, которые воспринимали медитационный центр нечто как аттракцион. И в Индии видел такое. Но, на мой взгляд, им это никак не помогает, а еще , может быть, больше усугубляет их ситуацию по жизни."
Кхеминда

  • 2

#30 Михаил Добровольский » 11.02.2015, 16:58

Топпер писал(а):И с этой т.з. "игровой подход" может быть вредным т.к. 2 -3 заинтересуются, а остальные приобретут иммунитет к Дхамме начав вопринимать её как раз таки на уровне йоги из фитнес-центра. Т.е. випассана начинается восприниматься как обязательное духовное упражнение наряду с пранаямой и вегетарианством.

Формально да. Но есть вот ещё какой момент: по моим наблюдениям (не претендующим на абсолютную объективность) вот эти "остальные" изначально имеют некое мнение и в принципе менять его не намерены. Они не идут за дхаммой, у них нет проблем с отсутствием дхаммы. Им можно не говорить о дхамме а можно говорить. Во втором случае они выслушают и ответят словами из старинного американского фильма "Самолётом, поездом, автомобилем": главный герой возбуждённо рассказывает продавцу маленького магазинчика в глухой американской провинции в какую передрягу попал он по пути из Нью-Йорка в Чикаго. Продавец же заниясь своими делами и не глядя на него отвечает: "Да-да, я читал об этом..."
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 5

#31 Топпер » 11.02.2015, 17:15

А есть ли смысл тогда вообще их учить, если идут не за Дхаммой?
Особенно учитывая, что те, кто пришли к Дхамме (в т.ч. и на таких затворах) пришли к ней не благодаря затворам, а благодаря своему личному интересу к ней.
Топпер

  • 5

#32 Михаил Добровольский » 11.02.2015, 17:33

Топпер писал(а):А есть ли смысл тогда вообще их учить, если идут не за Дхаммой?
Особенно учитывая, что те, кто пришли к Дхамме (в т.ч. и на таких затворах) пришли к ней не благодаря затворам, а благодаря своему личному интересу к ней.

Тут я скорее свои шкурные интересы отстаиваю: мне, как человеку дхаммой интересующемся, это было явно полезно. Возможно, что не только мне. Но вот стоит ли вообще организовывать всё это ради пары человек типа меня... не знаю. Это правда сложный вопрос, потому что КПД очевидно крайне низкий.
Михаил Добровольский
Аватара
Репутация: 566
Сообщения: 427
Зарегистрирован: 25.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#33 Топпер » 11.02.2015, 18:22

Daddy_pig писал(а):
Топпер писал(а):А есть ли смысл тогда вообще их учить, если идут не за Дхаммой?
Особенно учитывая, что те, кто пришли к Дхамме (в т.ч. и на таких затворах) пришли к ней не благодаря затворам, а благодаря своему личному интересу к ней.

Тут я скорее свои шкурные интересы отстаиваю: мне, как человеку дхаммой интересующемся, это было явно полезно. Возможно, что не только мне. Но вот стоит ли вообще организовывать всё это ради пары человек типа меня... не знаю. Это правда сложный вопрос, потому что КПД очевидно крайне низкий.
Так о том и речь: вы ехали уже заинтересовавшись Даммой. Ехали за практической стороной, освоив теоретическую (в том или ином объёме). Соответственно и результат у вас совсем другой, нежели у духовного туриста.
А речь то именно о "Дхамме вне религии для всех и каждого"
Топпер

  • 3

#34 Orang » 11.02.2015, 19:13

Топпер писал(а):Так о том и речь: вы ехали уже заинтересовавшись Даммой. Ехали за практической стороной, освоив теоретическую (в том или ином объёме). Соответственно и результат у вас совсем другой, нежели у духовного туриста.
А речь то именно о "Дхамме вне религии для всех и каждого"

Пардон, что вмешиваюсь. На затворах я не был, но повторюсь - до занятий медитацией у меня не было интереса к Дхамме, более того, я думал, что мне, с моим секулярным сознанием это уж точно не подойдет. Медитацию воспринимал просто как технику, полезную для концентрации и сосредоточения.
не буду умничать :)
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1300
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#35 Топпер » 11.02.2015, 19:36

Редкий случай
Топпер

  • 3

#36 Соня » 12.02.2015, 16:58

Затворы вещь бесполезная т.к. малоэффективна и надо лично практиковать.
Лекции по Дхамме посещают мало людей, могут и сами книжки прочесть.
Службы людям не интересны …
Упосатху соблюдать людям лень и неудобно из-за работы …
В итоге так можно сделать вывод, что любая активность не несет пользы никому.
Пусть все сидят дома тихо сами с собой медитируют (ловят свои экзистенциальные приходы), читают книги в вперемешку Махаяну и Тхераваду (офигивая от несоответствий мнений авторов) и т.д. и т.п.
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1004
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#37 Alexandr » 12.02.2015, 17:27

Для тех, кто относится к Будде, Дхамме, сангхе как к прибежищу, а не как просто к увлечению, думаю такие затворы, какой был в центре в январе всетаки полезны. От Бханте были поэтапные далеко не бесполезные разъяснения по медитаций,+ увеличивается усердие в практике Б8п.
Alexandr M
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 222
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#38 SV » 12.02.2015, 17:59

Затворы вещь бесполезная т.к. малоэффективна и надо лично практиковать.
Лекции по Дхамме посещают мало людей, могут и сами книжки прочесть.
Службы людям не интересны …
Упосатху соблюдать людям лень и неудобно из-за работы …
В итоге так можно сделать вывод, что любая активность не несет пользы никому.
Пусть все сидят дома тихо сами с собой медитируют (ловят свои экзистенциальные приходы), читают книги в вперемешку Махаяну и Тхераваду (офигивая от несоответствий мнений авторов) и т.д. и т.п.

В некотором смысле так и есть. Практика в итоге личное дело, и либо ты её сам делаешь (а делать надо не 10 дней в году на ретрите), а ежедневно. Кто не может её делать, должен как-то прилагать усилия в этом плане. Кому надо, ищет сообщества, кто-то едет на ретрит, если ему это сил придаёт. Кто-то книги и сутты читает. Кто-то на церемонии ходит. Но в итоге - как ни крути - всё равно всё сводится только лично к тебе самому. Если ты не практикуешь сам, то ни сутты, ни книги, ни ретриты, ни церемонии, ни публичные общения - ничего не поможет, т.к. по факту будет являться просто лишь соблюдением внешней стороны.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#39 Detonator » 12.02.2015, 18:40

Никогда не был на ритритах, но скажу. Развитое сосредоточение это та вещь которая "заразна", ее могут спонтанно ухватить другие медитирующие, не только когда рядом, даже просто безконцептуально направляя внимание на объект уже можно подхватить (но совсем не факт что удержать). Этим полезны все эти ритриты в присутствии других, книги написанные практиками и т.д. - возможность напрямую уловить направление/состояние. Возможно это и становится причиной скитаний этих "духовных наркоманов", когда привыкли лишь чуть ухватывать чужое, а развивать и реализовывать это в себе самостоятельно причин не имеют. Да в принципе и на службах церквях в православии, и много где еще такое же проявляется.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 1

#40 М_а_р_к » 12.02.2015, 21:13

SV писал(а):Практика в итоге личное дело, и либо ты её сам делаешь (а делать надо не 10 дней в году на ретрите), а ежедневно. Кто не может её делать, должен как-то прилагать усилия в этом плане. Кому надо, ищет сообщества, кто-то едет на ретрит, если ему это сил придаёт. Кто-то книги и сутты читает. Кто-то на церемонии ходит. Но в итоге - как ни крути - всё равно всё сводится только лично к тебе самому.
Хмм, другие течения буддизма в этом плане больше возможностей дают. Не буду поминать их названий всуе. Но я тут (внезапно на старости лет) узнал, что такое молитвенный барабан... Гениальнейшее изобретение - один раз крутанул - эквивалент 100500 раз прочтения сутт, молитв и т.п... зачем себя утруждать?

Ну и с ретритами та же фигня. Все делается на публику, привлекаются инвестиции, рост популярности... На их фоне растут другие паразитирующие организации, обещающие то же самое, но в другое время. И, допустим, за 1500-2000 за ретрит...
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

Пред.След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 44 гостей

cron