Вопросы по медитации

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

#1 не важно кто » 13.04.2015, 00:02

Я практиковал Випассану и наблюдал за дыханием, путём концентрации на чувстве касания вдохов и выдохов в ноздрях. Столкнулся со следующими проблемами и переживаниями:
1. Боль в коленях от позы лотоса или полулотоса через 20-30 минут практики просто не позволяют продолжить медитацию.
2. Порой, когда тело уставшее в голову во вреся медитации приходит всякий бред, за уоторым сам того не замечая яиулетаю в сон. Только вот проблема #1 не дает уснуть и я тупо выхожу из медитации.
3. Тело буквально каменеет. Я чувствую, что вместо тела сидит статуя, в носу которой есть отверстие, в которое входит и выходит ручеек воздуха. тело становится порой по ощущениям столь огромным и тяжелым, что невольно приходишь в недоумение от этого.
4. Во время медитаций я порой начинаю видеть в пустоте закрытых глаз какой-то круг, похожий на глаз. Он меня немного напрягает.
Буду благодарен услышать комментарии на эти пункты _/\_
не важно кто
Репутация: 0
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12.04.2015
Традиция: Нет

#2 masterjack » 13.04.2015, 19:17

Это не випассана :)
Если речь о гоенковской :)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 zRo » 13.04.2015, 19:20

произошла ошибка и тема слетела, название темы модератор написал своими руками. просим прощения. модератор.
Metalove is metta
zRo M
Аватара
Откуда: Сосновый Бор/Санкт-Петербург
Репутация: 1183
Сообщения: 867
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#4 The Коля » 13.04.2015, 19:39

Випассана в общепринятом смысле это немножко другое.
Теперь Випассана понимается как широкая осознанность к одной или нескольким основам внимательности. Тело, Ощущения, Ум, Феномены тела-ума.
Во временна Будды Випассана начиналась после обретения сверхмирской силы знания в четвертой джхане (уровень сосредоточения), и последующего прозрения зависимого возникновения объектов присвоения.
А также как один из аспектов безмятежного ума (двойка Саматха / Випассана)
Наблюдение за дыханием это скорее медитация сосредоточения.
Темболее острая фокусировка на таком малом участке.
Теперь о ваших вопросах.
1. Для начала не стоит много медитировать пока ум не окреп. Тело само определило ваш минимум. Ограничтесь двумя сессиями по 20-30 минут. Полулотос не так устойчив и удобен как полный лотос. Сидите в нем. Со временем растяжка сама появится. Сидите до появления острой боли. Так же полезно тренировать отстранение от болезненных приятных и нейтральных ощущений. Об этом лучше всего пишет Бхиккху Вималарамси. Заметив боль отпустите цепляние за нее(вы цепляетесь когда обдумываете ее, концентрируетесь на ней, желаете повлиять как-то. Разожмите ментальный кулак вокруг боли) позвольте боли быть. Расслабте тело и ум, почувствуйте как он успокаивается и расширяется, улыбнитесь, мягко вернитесь к созерцанию объекта.
2. Сонливость явный признак двух вещей.
1. Вы слишком сильно утомляетесь, упираетесь в насилии над собственным умом. Медитация должна быть мягкой и безмятежной а не закостенелой и тяжелой. Не стоит выганять силой сосредоточения отвлечения из ума. На оборот, заметив отвлечение вы отпускаете, расслабляетесь и безмятежно мягко возвращаетесь к объекту осознавания.
2-е сонливость признак излишней сосредоточенности.
То есть вы утомляетесь в борбе за концентрацию и хотите спать, а потом добившись концентрации еще больше хотите спать из-за самой концентрации. Если есть сонливость значит Саматхи НЕ правильное.
К джханам неправильное Самадхи не приводит т-к в джханах прекращаются пять помех одно из которых сонливость.
2. Онемение и каменение тела на фоне обострения чувства воздуха у ноздрей признак развития концентрации и сужения сознания. К сожаления такая медитация не ведет к обретению мудрости но приводит к медитативному уровню не-восприяти. В таком состоянии вы сможете к примеру лечь под операцию без анастезии.
4. То что вам является называется Нимитта. Возможно вы изначально предрасположены к визуальным эфектам. Многие учителя требуют ее достижения и считают обретени четкой нимитты как цель и этап практики.
Достопочтенный Вималарамси определяет Нимитту как эфект медитации жесткой концентрации. То есть это чисто ментальный глюк и не зря он вам мешает. Нужно зделать упор на безмятежность и мягкую внимательность и он исчезнет.
В школах где нимитта обязательна вам бы сразу предложили перенисти внимательность именно на нее и оставить Анапану.
Коротко резюмируя
1. Медитируйте в две сессии до появления боли. Растяжка сама собой будет.
2. Отдыхайте, а не уставайте в медитации. Тренируйте успокоение и радость, а не ступор и концентрацию.
3. Смотрите пункт #2.
4.Смотрите пункт #2 и пункт #3.
Всех благ _/|\_
The Коля

#5 Белов » 31.05.2015, 15:08

Не нашёл отдельной темы, спрошу тут. Как перестать контролировать дыхание при наблюдении за ним? Иногда получается, и наблюдаю за ним со стороны. А иногда начинаю регулировать его, и ничего с эти не могу поделать. Пока спонтанно дышишь - всё нормально. Как только начинаешь наблюдать - начинается вмешивание. Пытался изучить этот процесс, нашёл одну ошибку - начинаю торопить вдох и выдох когда они долго отсутствуют, так как ум считает, что если сосредоточен на дыхании то оно должно "дышать". Может в этом ошибка? Подскажите что не так. :upset:
Просто оно настолько доступно для управления, что очень трудно не воспользоваться этим свойством и не подогнать его под какой-то идеальный, ровный вариант.
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 The Коля » 31.05.2015, 16:50

А вы как сосредотачиваетесь? На самом деле есть приёмы смотреть так, что бы оставить контроль. Могу в ЛС посоветовать. Спрашивайте если хотите, сам решал этот вопрос.
The Коля

  • 1

#7 М_а_р_к » 31.05.2015, 17:44

Dhammananda писал(а):А вы как сосредотачиваетесь? На самом деле есть приёмы смотреть так, что бы оставить контроль. Могу в ЛС посоветовать. Спрашивайте если хотите, сам решал этот вопрос.
а почему не здесь?
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1747
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#8 Топпер » 31.05.2015, 18:43

Белов писал(а):Просто оно настолько доступно для управления, что очень трудно не воспользоваться этим свойством и не подогнать его под какой-то идеальный, ровный вариант.
Сместите внимание на что-либо другое. Например на ощущения тела. Тогда дыхание восстановиться. Или наблюдайте само нарастание нетерпения и беспокойства в случаях, когда вы видите, что хотите начать управлять дыханием, но не нелаете этого.
Топпер

  • 1

#9 masterjack » 31.05.2015, 21:50

Белов писал(а):Пытался изучить этот процесс, нашёл одну ошибку - начинаю торопить вдох и выдох когда они долго отсутствуют, так как ум считает, что если сосредоточен на дыхании то оно должно "дышать". Может в этом ошибка?

может быть.
на "любимых нами" курсах Гоенки предлагают наблюдать участок носа, ноздрей, губ возле ноздрей.
при движении воздуха туда-сюда вы чувствуете такие-вот ощущения. при отсутсвии движения - другие-вот.

у Махаси Саядо предлагают ощущать что-то связанное с животом. Например стенку какую или кожу,
касающуюся одежды - при дыхании оно движется - есть ощущения, при покое - другие ощущения.

имхо с ноздрями проще.

ну а ум будет выкидывать разные кренделя лишь бы отвлечься от места-объекта сосредоточения-приложения внимания.
и привязываться к процессу будет, и отвязываться будет, и в забытье проваливаться будет,
так что потом приходишь в себя и понимаешь, что прошло сколько-то времени и ты о чем-то думал,
но явно не о дыхании :))
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#10 Orang » 31.05.2015, 22:12

masterjack писал(а):так что потом приходишь в себя и понимаешь, что прошло сколько-то времени и ты о чем-то думал,
но явно не о дыхании :))

бывает, что просто не замечаешь ничего вокруг. кто-то в соседней комнате выключил свет, к примеру, а ты потом выходишь из медитации и думаешь: что вообще тут такое, когда успели выключить свет? Или ты просто не можешь понять, спал ты это время или бодрствовал.

Хорошо, что без "глюков" обходится :cow:
не буду умничать :)
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1300
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

#11 Белов » 01.06.2015, 04:37

Всем спасибо :thanks:
Пробовал сосредоточиться на ноздрях, но получается, что сосредоточение идёт не на дыхании, а на ноздрях. Да и чувство движения воздуха там не очень отчётливое, приходится сильнее дышать, чтоб что-то почувствовать. И не понятно, как концентрироваться в паузах. Выдох вобще не чувствую в этом месте.
С животом примерно тоже самое, но уже лучше. И не совсем живот, а ближе к солнечному сплетению.
Лучше всего получается наблюдать немного за верхней частью живота и за местом внутри носа. Примерно там, где нос с горлом соединяется. Так более отчётливо чувствуется каждый вдох и выдох. Но, опять же "влазит" регулировщик дыхания.
Вчера попробовал сосредоточиться на том, что заставляет дышать, на этой тяге к дыханию. Нашёл это чувство, оно где-то в том самом солнечном сплетении, возможно чуть ниже. По нему как-то :upset: определял сколько ещё нужно воздуха, сколько выдохнул. До конца ли или нет. Если простыми словами, то получилось определить где "нарегулировал", а где дыхание само работало. Когда ум регулирует дыхание - ритм сердцебиения сбивается.
Топпер писал(а):но не делайте этого
Вот и пытался вчера понять этот процесс. Что со мной происходит и почему. Было даже желание отложить медитацию, но заставил сесть и разобраться. До этого медитировал на образ Будды. По Махаяне. Там проще - статика. А тут динамика. Много чего нужно наблюдать и вникать. Ну с вниканием проблем нет, отслеживаются все тонкости, а вот "регулировщик" этот. Надо его ловить :yes:
masterjack писал(а):при отсутсвии движения - другие-вот.
Над этим надо подумать. Действительно - когда воздух не движется тоже же есть ощущения... :upset:
masterjack писал(а):ну а ум будет выкидывать разные кренделя лишь бы отвлечься от места-объекта сосредоточения-приложения внимания.
С этим проблем меньше, научился возвращать. А благодаря чтению книг и работе между медитациями (осознанность) стало получаться на подходе замечать его потуги в том или ином направлении. С этим работа идёт успешно.
Orang писал(а):Хорошо, что без "глюков" обходится
Забавно было наблюдать как на месте сосредоточения взгляда на полу (линолеум с абстрактным рисунком) разные мультики ум рисует :lol: Кого только там не было. И Шипокляк, и ковбои, и крокодилы, и вобще какие-то персонажи сказочные. Целые сюжеты (глаз видел картинку, а ум наделял персонажа действиями). Это в самом начале моей практики медитации было. Ум так гулял, что любой повод использовал для развлечений. Поэтому стал глаза закрывать. Последнее время стараюсь полуприкрыть чтоб не клонило в сон.
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

#12 masterjack » 01.06.2015, 07:31

Белов писал(а):Вчера попробовал сосредоточиться на том, что заставляет дышать, на этой тяге к дыханию. Нашёл это чувство, оно где-то в том самом солнечном сплетении, возможно чуть ниже. По нему как-то :upset: определял сколько ещё нужно воздуха, сколько выдохнул. До конца ли или нет. Если простыми словами, то получилось определить где "нарегулировал", а где дыхание само работало. Когда ум регулирует дыхание - ритм сердцебиения сбивается.

это как раз то что я говорил:

masterjack писал(а):ну а ум будет выкидывать разные кренделя лишь бы отвлечься от места-объекта сосредоточения-приложения внимания.
и привязываться к процессу будет, и отвязываться будет

Белов писал(а):Пробовал сосредоточиться на ноздрях, но получается, что сосредоточение идёт не на дыхании, а на ноздрях. Да и чувство движения воздуха там не очень отчётливое, приходится сильнее дышать, чтоб что-то почувствовать. И не понятно, как концентрироваться в паузах. Выдох вобще не чувствую в этом месте.

это от отсутствия тренированности в чувствительности.
выражаясь словами нашего любимого курса - ум привык испытывать толстые и грубые ощущения.
те что и сами по себе на виду.
но в теле всегда что-то происходит и соответсвенно всегда и везде есть какие-то ощущения.
мы просто еще не научились их ощущать.
нужно стараться просто наблюдать участок. и не стараться что-то вызвать.
не представлять ничего что дОлжно чувствоваться тут или там.
и каким оно должно быть.

со временем получается ощущать более тонкие и менее заметные ранее ощущения.
это как с историей про Арждуну и братьев когда они из лука по горобцях стреляли.
один видел лес, другой дерево.
третий ветку с горобём, четвертый видел самого горобця.
и только Арджун видел его глаз.

ну и не нужно придавать никаких ценностей тем или иным ощущениям.
а то будете ощущать тонкие ощущения, начнете радоваться, садиться в медитацию ради этих тонких ощущений,
или ради радости от ощущения этих ощущений и т.д.
наркомания без наркотиков ;)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#13 Orang » 01.06.2015, 07:35

Белов писал(а):И не понятно, как концентрироваться в паузах.

по-моему, на начальном этапе практики допускается счет про себя для большей концентрации, например, на вдохе от 1 до 5, на выдохе от 1 до 7, со временем и до 10 можно довести. выдох длиннее обязательно.
не буду умничать :)
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1300
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

#14 Белов » 01.06.2015, 08:35

masterjack писал(а):это от отсутствия тренированности в чувствительности.
выражаясь словами нашего любимого курса - ум привык испытывать толстые и грубые ощущения.
те что и сами по себе на виду.
но в теле всегда что-то происходит и соответсвенно всегда и везде есть какие-то ощущения.
мы просто еще не научились их ощущать.
благодарю, очень интересно :thanks:
masterjack писал(а):не представлять ничего что дОлжно чувствоваться тут или там.
и каким оно должно быть.
это и это
masterjack писал(а):ну и не нужно придавать никаких ценностей тем или иным ощущениям.
а то будете ощущать тонкие ощущения, начнете радоваться, садиться в медитацию ради этих тонких ощущений,
или ради радости от ощущения этих ощущений и т.д.
наркомания без наркотиков ;)
пройденный этап - каждая медитация уникальна и неповторима.
Orang писал(а):на начальном этапе практики допускается счет про себя для большей концентрации
На данном этапе я не теряю объект медитации, я на нём, просто управляю им, вот в чём загвоздка. Считал - с 1до 5, потом до 6, до 7, до 8 и опять по новой. Всё в порядке ум не убегает, со счёта не сбиваюсь.
Иногда медитация доходит до уровня, когда дыхание становиться еле заметным, было даже пару раз, что казалось, будто его нет. Но это очень редко.
Помню про то, что надо "отпустить" но на данный момент не получается. Но с вашей помощью справлюсь.
https://youtu.be/7fGe9klbAHI
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

#15 ankle » 04.08.2015, 00:52

Помогите,проясните)Медитирую как сидя(до часа,ноги больт сильно после)так и лежа.Предмет медитации дыхание.До недавнего времени были трудности такого плана:контроль дыхания.Казалось что в очень многих местах я управляю дыханием,сосредотачивался больше на стенках живота.Теперь переместил внимание на ощущение у кончика носа и все прошло,нет возможности вмешиватся,и дыхание ощущается более цельный.Теперь два вопроса:Бывает дыхание становится очень тонким,что даже не важно вдох это или выдох,само понимание есть,но ощущается единым тихим процессом.И вот доходя до определенной отметки кажется что оно вообще затихнет,но снова появляется контроль и может волнение,как это отсутстистить?и второе,сильный гул(иногда звенящий)гул в голове,но кажется что заполняет и уши,как бы из головы в уши,прям ощутимо,что это значит?плохо/хорошо?
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

#16 ankle » 04.08.2015, 01:01

Да,порой мне просто "хочется" не дышать,усилием остановить(ну как вы понимаете,больше минуты это не выходит,ну попытки я оставил,даже не знаю зачем)
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#17 Detonator » 04.08.2015, 01:24

ankle, я тебе в терминологии йоги могу пояснить. Потому как в буддизме об этом не упоминают.
Когда дыхание само собой спонтанно прекращается, без усилий, значит все правильно делаешь, ум при этом тоже замирает и оно длится-длится-длится от нескольких секунд до минут. Дыхание может потихоньку продолжиться, но то состояние ума которое возникает (как будто тонкой струйкой непрерывно льется масло) и есть медитация, все остальное до этого - лишь подготовка к нему. Называется такая остановка дыхания кевали-кумбхака, можешь погуглить.

> появляется контроль и может волнение,как это отсутстистить?

только снова и снова входить, привыкая и осваиваясь в нем. Для тебя оно просто пока новое.
Все должно быть "без усилий". Любое усилие нарушит это состояние. Учись "разжимать пальцы" ума.
Попробуй внимание держать на моментах смены направления дыхания, не отвлекаясь, превращая дыхание в непрерывную петлю без разрывов.

> и второе,сильный гул(иногда звенящий)гул в голове,но кажется что заполняет и уши,как бы из головы в уши,прям ощутимо,что это значит?плохо/хорошо?

Это твое внимание попадает в энергетическое тело, там постоянно какие то процессы происходят, и у тебя они проецируются на слуховые ощущения. У меня например оно проецируется на осязание, я ощущаю как пространственное дрожание.
Со временем оно прочистится и исчезнет или перестанет беспокоить. Внимание не только воспринимает но и управляет процессами.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#18 ankle » 04.08.2015, 01:49

Detonator писал(а):ankle, я тебе в терминологии йоги могу пояснить. Потому как в буддизме об этом не упоминают.
Когда дыхание само собой спонтанно прекращается, без усилий, значит все правильно делаешь, ум при этом тоже замирает и оно длится-длится-длится от нескольких секунд до минут. Дыхание может потихоньку продолжиться, но то состояние ума которое возникает (как будто тонкой струйкой непрерывно льется масло) и есть медитация, все остальное до этого - лишь подготовка к нему. Называется такая остановка дыхания кевали-кумбхака, можешь погуглить.

> появляется контроль и может волнение,как это отсутстистить?

только снова и снова входить, привыкая и осваиваясь в нем. Для тебя оно просто пока новое.
Все должно быть "без усилий". Любое усилие нарушит это состояние. Учись "разжимать пальцы" ума.
Попробуй внимание держать на моментах смены направления дыхания, не отвлекаясь, превращая дыхание в непрерывную петлю без разрывов.

> и второе,сильный гул(иногда звенящий)гул в голове,но кажется что заполняет и уши,как бы из головы в уши,прям ощутимо,что это значит?плохо/хорошо?

Это твое внимание попадает в энергетическое тело, там постоянно какие то процессы происходят, и у тебя они проецируются на слуховые ощущения. У меня например оно проецируется на осязание, я ощущаю как пространственное дрожание.
Со временем оно прочистится и исчезнет или перестанет беспокоить. Внимание не только воспринимает но и управляет процессами.
Ну как спонтанно.Чем тише дыхание становится,тем "интересней"воспринимается.вдох выдох в одном.и не на уровне воображения но ощущений кажется что это сфера-мяч(сжимается и разжимается,только более мягко,хотя не удачное сравнение)И постепенно становится тоньше,вдох-выдох как струна в две стороны "вибрирует"все слабее и слабее(если струну дернуть,она будет "раскачиваться все медленнее пока не прийдет в покой)Но у меня начинаются разного рода реакции.Могу "потерять интерес"Или начинаю дыхать ртом,или глубоко.Один раз мне казалось что вот прекратилось,но начало дико колотится сердце.Спасибо :-)
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#19 Detonator » 04.08.2015, 01:57

ну в общем вот то состояние "как льется масло" важно, остальное это шелуха от которой избавляться.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#20 Orang » 04.08.2015, 11:38

у меня бывает такой финт, что начинаю ощущать нехватку воздуха при концентрации на дыхании. имею привычку считать на вдохе до 5, на выходе до 9, еще слежу при этом, чтоб дыхание было диафрагмальным. но иногда что-то сбивается. например, происходит расслабление, ум релаксирует и автоматически переходит на более медленный счет при выдохе, и сбой - после чересчур длинного выдоха начинаешь просто заглатывать воздух, как после пребывания под водой... что делать?
не буду умничать :)
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1300
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 20 гостей