Страница 1 из 1

Сати - не медитация

Сообщение #1Добавлено: 10.12.2015, 04:28
Кхеминда
Предлагаю обсудить следующий вопрос. Считаете ли вы Сатипаттхану (повседневная осознанность здесь и сейчас с отслеживанием захваченностей ума) медитацией? Судя по суттам медитация это именно Самадхи, а Сати предварительная практика помогающая очищению от омрачений и захваченностей ума.

Сообщение #2Добавлено: 10.12.2015, 04:36
Dz
Я бы сказал, что сати - осознанность - есть составная часть сатипаттханы - медитации, но не медитация как таковая. Медитация сатипаттхана - способ "прокачки" осознанности для лучшего восприятия "здесь и сейчас" в жизни, а практика осознанности в жизни мало того, что помогает расправляться с загрязнениями, так и обратной связью облегчает сатипаттхану. Эти вещи взаимосвязаны, имхо.

Сообщение #3Добавлено: 10.12.2015, 04:51
Топпер
Начните с обсуждения термина "медитация". Что вы поразумеваете под этим католическим словом.

В буддизме - бхавана

Сообщение #4Добавлено: 10.12.2015, 12:03
Киттисаро-ушёл
Я понимаю под медитацией развитие ума (бхавана). В этом ключе сатипаттхана включает весь спектр буддийских медитаций, и сосредоточение и прозрение. Анапанасати это тоже углубленный случай сатипаттханы (отслеживание дыхания). Т.е. путь к просветлению с сатипаттханы начинается, через саматхи, сатипаттханой и заканчивается в виде прозрения.

Сообщение #5Добавлено: 10.12.2015, 12:04
Странник
Считаю медитацией, так как на своём опыте вижу, что это очень эффективный инструмент практики.

Сообщение #6Добавлено: 10.12.2015, 13:00
amv
К слову, словарь на сайте говорит так:
На русский язык палийский термин бхавана обычно переводят словом «медитация». В буддийской медитации можно выделить два аспекта:

1. Развитие успокоения ума (саматха-бхавана) или сосредоточение (самадхи)
2. Развитие прозрения (випассана-бхавана) или развитие мудрости
В Каноне для обозначения практики медитации часто встречается связка этих двух слов – саматха-випассана.

Сообщение #7Добавлено: 10.12.2015, 15:58
ankle
http://dhamma.ru/canon/mn/mn107.htm
"Да, брахман, можно описать постепенное обучение, постепенное действие, постепенную практику в отношении этой Дхармы и дисциплины. Брахман, даже умелый дрессировщик, занявшись породистым скакуном, прежде всего приучает его к дрессировке, в отношении того, чтобы носить удила. Затем он ведет его к дальнейшему обучению - так, брахман, и Татхагата, занявшись тренируемым человеком, сначала так его обучает:
(Добродетель (сила))
"Иди, монах, будь добродетелен, живи, обуздывая себя в соответствии с Патимоккхой [2], совершенный в поведении и действиях. Тренируйся, приняв правила обучения, видя опасность в мельчайших проступках".
Как только, брахман, монах добродетелен, обуздывая себя в соответствии с Патимоккхой, совершенный в поведении и действиях, и тренируется, приняв правила обучения, видя опасность в малейших проступках, Татхагата обучает его далее, говоря:
(Охрана дверей чувств)
Иди, монах, охраняй двери своих чувств. Видя зрением форму, не улавливай ни те представления (нимитта), ни те подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) зрения, - могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые способы поведения (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность зрения, охраняй ее, достигни обуздания способности зрения.
Слыша слухом звук...
Чуя обонянием запах...
Ощущая чувством вкуса вкус...
Ощущая прикосновение осязанием...
Сознавая рассудком (мано) понятие, не улавливай ни те представления (нимитта), ни те подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) рассудка, - могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые способы поведения (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность рассудка, охраняй ее, достигни обуздания способности рассудка.
(Умеренность в еде)
Брахман, как только монах охраняет двери чувств, Татхагата обучает его далее, говоря:
"Иди, монах, будь умерен в еде; ешь внимательно и обдуманно, не для развлечения, опьянения, набора веса или украшения, а только для поддержания существования тела, прекращения его недугов, для поддержки праведной жизни (брахмачарьям) [3], с мыслью: 'Я сокрушу старое ощущение, не позволив возникнуть новому. Так я буду поддерживать свое существование, и безупречно жить в комфорте'".
(Бодрствование)
"Брахман, как только монах умерен в еде, Татхагата обучает его далее, говоря:
'Иди, монах, будь привержен бодрствованию; днем, когда ходишь из стороны в сторону, когда сидишь, очищай ум от любых мешающих качеств (дхамм). Во время первой стражи ночи (от заката до десяти часов вечера), сидя или ходя из стороны в сторону, очищай ум от любых мешающих качеств. Во время средней стражи ночи (от десяти вечера до двух утра), приляг на правом боку в позе льва, одна нога на другой, с памятованием и осознаванием, направив ум на то, чтобы проснуться. Во время последней стражи ночи (от двух утра до рассвета), проснувшись, сидя или ходя из стороны в сторону, очищай ум от любых мешающих качеств.
(Памятование и осознавание)
И как только, брахман, монах привержен бодрствованию, Татхагата обучает его далее, говоря:
"Иди, монах, сохраняй памятование и осознавание. Когда подходишь и когда отходишь, действуй осознанно. Когда смотришь прямо и смотришь в сторону, действуй осознанно. Когда сгибаешь или разгибаешь конечности ... когда носишь верхнюю накидку, мантию, и чашу ... когда ешь, пьешь, жуешь, и пробуешь на вкус ... когда мочишься и испражняешься ... когда идешь, стоишь, сидишь, засыпаешь, просыпаешься, говоришь, действуй осознанно.
(Преодоление пяти помех)
Брахман, как только монах сохраняет памятование и осознавание, Татхагата обучает его далее, говоря ему:
"Иди, монах, выбери уединенное местожительство в лесу: подножье дерева, гору, лесистую долину, пещеру на склоне холма, кладбище, рощу в джунглях, открытое место, стог сена". После еды, возвратившись со сбора подаяния, монах садится, скрестив ноги, держа спину прямо, и установив памятование возле рта".
Отбросив жадность по отношению к миру, он живет с сознанием, лишенным жадности. Он очищает свой ум от жадности. Отбросив недоброжелательность и злость, он живет с сознанием, лишенным недоброжелательности, сочувствующий и благожелательный ко всем живым существам. Он очищает свой ум от недоброжелательности и злости. Отбросив лень и сонливость, он живет с сознанием, лишенным лени и сонливости, осознающий, бдительный, с распознаванием света. Он очищает свой ум от лени и сонливости. Отбросив неугомонность и беспокойство, он живет без волнения, его ум успокоен внутри. Он очищает свой ум от неугомонности и беспокойства. Отбросив неуверенность, он живет, преодолев неуверенность, без замешательства по отношению к умелым способам поведения. Он очищаетсвой ум от неуверенности.

А далее по форме джханы и сверхмирские знания.Сати и сампаджянна это инструмент,они и в медитации присутствуют,а как же еще,это качества:)

Сообщение #8Добавлено: 10.12.2015, 16:12
masterjack
Топпер писал(а):Начните с обсуждения термина "медитация". Что вы поразумеваете под этим католическим словом?
В буддизме - бхавана
Киттисаро писал(а):Я понимаю под медитацией развитие ума (бхавана). В этом ключе сатипаттхана включает весь спектр буддийских медитаций, и сосредоточение и прозрение. Анапанасати это тоже углубленный случай сатипаттханы (отслеживание дыхания). Т.е. путь к просветлению с сатипаттханы начинается, через саматхи, сатипаттханой и заканчивается в виде прозрения.

+

Сообщение #9Добавлено: 10.12.2015, 21:18
Ericsson
Кхеминда писал(а):Предлагаю обсудить следующий вопрос. Считаете ли вы Сатипаттхану (повседневная осознанность здесь и сейчас с отслеживанием захваченностей ума) медитацией? Судя по суттам медитация это именно Самадхи, а Сати предварительная практика помогающая очищению от омрачений и захваченностей ума.

по моему осознанность очень полезна, я стараюсь её практиковать по возможности ежедневно, но называть её полноценной медитацией нам мирянам думаю не стоит, потому что это слишком громко будет, по-моему это в случае мирянина просто техника восстановления какой-то нормы, "возвращение к себе" при том что почти все заставляет нас где-то блуждать и беспокоиться из-за тысяч каких-то отдаленных страхов ежедневно, в нынешнем сверх-информационном мире сати это что-то вроде гигиены

да кстати заметил что когда практикуешь сати, то меньше ешь, заметно так.. меньше организм требует еды, это по каким-то психологическим механизмам видимо, еда это же борьба с беспокойствами всякими тоже, и вот сати лучше и уместнее в этом плане, так что эта практика - чистая прибыль и сплошная экономия, но под медитацией подразумевают нечто большее, более прямую работу с умом, это уже для бхикху имхо

Сообщение #10Добавлено: 11.12.2015, 12:01
invest10
Медитация - не концентрация, не время , не учение и не практика -это не то что мы думаем,не берег левый и берег правый а течение реки в океан "счастья"

Сообщение #11Добавлено: 11.12.2015, 13:07
Митрий
invest10 писал(а):Медитация - не концентрация, не время , не учение и не практика -это не то что мы думаем,не берег левый и берег правый а течение реки в океан "счастья"
Эта фраза иичего не даёт в практичесеом смысле. Практика будет в наслаждении после лет 5 постоянной практики.

Сообщение #12Добавлено: 11.12.2015, 13:13
invest10
Митрий писал(а):
invest10 писал(а):Медитация - не концентрация, не время , не учение и не практика -это не то что мы думаем,не берег левый и берег правый а течение реки в океан "счастья"
Эта фраза иичего не даёт в практичесеом смысле. Практика будет в наслаждении после лет 5 постоянной практики.
Не всегда получить означает приобрести, для практикующего буддизм приобрести означает-избавится от...

Сообщение #13Добавлено: 11.12.2015, 21:27
The Коля
Будда сказал, что тот, кто развил осознаность к дыханию, тот развивает четыре основы памятования.
В Анапанасати сутте тетрады згрупированы по четырем разделам:
тело (анапана, все тело);

чувства (пити, суккха, формирователь ума);

ум;

дхаммы (непостоянство, бесстрастие)

Далее по сутте говорится как может быть так, что развивая Анапанасати мы развиваем 4 Стптхн-ы.

Есть еще сутта, где развитие саматхи завершается Сатипатханой. Ангутара Никая по моему.

Вообще все практики завершались созерцанием четвертой сатипатханы (дхамманупассана -- созерцание четырех благородных истин) непостоянства пяти кхандх, шести аятан, пяти дхату и в конечном итоге отвращения от них ума в сторону неконструированного -- Ниббана, Ниродха, Мокша.
Т. е. Созерцаются первая и третья истина.
А в начале созерцают вторую (причина -- пять помех) и четвертую (путь -- семь факторов пробуждения) истины.
Это все дхаммы, дхамманупассана, и это четвертая сатипаттхана, которая, в свою очередь, часть раздела Сама-Сати, которая входит в кхандху Пути "Саматхи", которое включено в Восмеричный путь, Который есть часть четырех Истин, которые являются Дхаммой. :))
_/\_

Сообщение #14Добавлено: 11.12.2015, 21:43
The Коля
Даже достижение Ниродха -- это Сатипаттхана.
Во первых все три локи: кама, рупа, арупа -- отбрасываются как неудовлетворительные ( 1-я истина), прохождение всех медитативных сфер -- всего лишь один из способов познания и отбрасывания "Всего".
Ниродха -- это третья Истина (Истина о прекращении):
"познав это мудростью, его загрязнения уничтожены".
Т. о. даже здесь одна из форм Сатипатханы.
+
Сарипутта просветлился слушая проповедь Будды о четырех Сатипаттханах.
Тот ему объяснил первую сатипатхану, потом рассказал о чувстве. Тогда Сарипутта вошел в медитацию, преодолел цепляние к тонкому чувству (т. е. проработал ведананупассана -- созерцание непостоянства чувства)и вышел в Ниродха.
Значит то, к чему вы стремитесь, на самом деле очень высокий уровень Сатипаттханы и вам придется глубоко прорабатывать ее.
Самадхи скорее плод и оснащение сатипаттханы, как и само прозрение, но возрастают они на основе методов Сатипаттханы.

Сообщение #15Добавлено: 01.01.2016, 23:34
uwei
кстати, а как кто практикует анапанасати - со счетом 12345, 123456..., с буд-хо, просто так без всего?