Буддизм в наши дни

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 10

#1 SergeyCH » 31.10.2013, 13:27

Встретил очень важное, на мой взгляд, замечание Аджана Сумедхо:

***
В наше время осталось не так уж много буддистов, которые используют Четыре Благородные Истины в буддийском мире, даже в Таиланде. Люди говорят: «А, ну да, Четыре Благородные Истины — это для начинающих». Потом они занимаются всеми техниками випассаны и становятся по настоящему одержимыми шестнадцатью ступенями, прежде чем прийти к Благородным Истинам. Меня пугает, что в буддийской среде по-настоящему глубокое учение оказалось заброшенным как примитивный буддизм: «Ну, это для совсем детей, для начинающих. Продвинутые курсы — это…». Люди погружаются в сложные теории и идеи, забывая о самом глубоком учении.
***
Четыре Благородные Истины являются темой рефлексии на всю жизнь. Это не то, что за один ретрит вы поймете Четыре Благородные Истины, три аспекта и двенадцать прозрений, станете арахантом и затем перейдете к чему-то более продвинутому. Четыре Благородные Истины не настолько просты. Они требуют к себе непрерывного внимания и усердия, и предоставляют предмет для исследования протяжением в жизнь.
***

Всё это поразительно точно описывает сложившуюся ситуацию в современном буддизме. Взять хотябы все эти тибетские ванги, луги, подношения, мантры и т.п. В большинстве случаев человек даже не знает для чего это всё, хотя и делает вид, что это что-то глубокое. А основа Дхаммы, её суть, как раз таки та самая глубина, остаётся как бы приложением ко всем этим ретритам, практикам, тусовкам, посвящениям. Отсюда разочарования, запутанность и сомнения.
Кстати говоря, отсутствие некой цельности и ясности методов, а также их связи с воззрением- это некоторые из причин, вследствии которых у меня пропал всякий интерес к нетхеравадинским традициям буддизма. Сюда ещё можно добавить и то, что в некоторых школах (особенно ваджраяны) личность Будды и его Дхамма не являются неким центром вокург которого строится всё остальное.
SergeyCH M
Аватара
Откуда: Краснодар
Репутация: 921
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#2 SV » 31.10.2013, 13:32

Аджан Сумедо имеет в виду вовсе не ваджраяну, а как раз-таки Тхераваду. Именно в Тхераваде сейчас сделан акцент на випассанах, медитативных техниках и 16 видах "знаний прозрения", которые надо тупо долбить до посинения на затворничествах и ретритах. Типа если ты это не практикуешь, то ты вроде и не буддист, или плохой, непрактикующий буддист.

Короче Аджан Сумедо входит в наш лагерь - противников подхода "только-медитация".
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#3 SergeyCH » 31.10.2013, 13:41

SV писал(а):Аджан Сумедо имеет в виду вовсе не ваджраяну, а как раз-таки Тхераваду. Именно в Тхераваде сейчас сделан акцент на випассанах, медитативных техниках и 16 видах "знаний прозрения", которые надо тупо долбить до посинения на затворничествах и ретритах.

Да, я это сразу понял. Но раз уж речь была о Четырех Благородных Истинах, т.е. о тех самых основах буддизма, то я решил добавить свои мысли и по поводу того, что касается не только Тхеравады, но и всех, кто считает себя буддистом.
SergeyCH M
Аватара
Откуда: Краснодар
Репутация: 921
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#4 SV » 31.10.2013, 13:46

Есть одна крутецкая сутта в СН 56, называется "Подтексты".

«Это – Благородная Истина об источнике страдания»: так я это изложил. В этом утверждении «Это – Благородная Истина об источнике страдания» имеется бесчисленное множество нюансов, бесчисленное множество деталей, бесчисленное множество подтекстов.

«Это – Благородная Истина о прекращении страдания»: так я это изложил. В этом утверждении... имеется бесчисленное множество нюансов, бесчисленное множество деталей, бесчисленное множество подтекстов.

«Это – Благородная Истина о пути, ведущем к прекращению страдания»: так я это изложил. В этом утверждении... имеется бесчисленное множество нюансов, бесчисленное множество деталей, бесчисленное множество подтекстов.


http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn56_19-sankasana-sutta-sv.htm

На самом деле абсолютно все учения Дхаммы, которые только встречаются, можно распределить по этим Четырём Истинам. Как самые примитивные мирские, так и самые сложные утончённые.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#5 SV » 31.10.2013, 13:51

Отсюда разочарования, запутанность и сомнения.
Кстати говоря, отсутствие некой цельности и ясности методов, а также их связи с воззрением- это некоторые из причин, вследствии которых у меня пропал всякий интерес к нетхеравадинским традициям буддизма. Сюда ещё можно добавить и то, что в некоторых школах (особенно ваджраяны) личность Будды и его Дхамма не являются неким центром вокург которого строится всё остальное.

А Будда говорил, что так будет :shy:

В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, когда-то давным-давно у Дасарахов был барабан под названием «Призыватель»1. Когда Призыватель трескался, Дасарахи вставляли в него очередной штифт. В один прекрасный момент изначальный корпус Призывателя исчез, а остался только набор одних штифтов.

Аналогичным образом, монахи, подобное произойдёт и в будущем. Когда будут декламироваться беседы, произнесённые Татхагатой – глубокие, глубокие в своём значении, сверхмирские, связанные с пустотностью – [у людей] не будет желания их слушать, они не будут склонять к ним ухо, не будут утверждать свои сердца в их познании, не будут считать, что эти учения стоит изучать и практиковать. Но вместо этого они будут слушать, когда декламируются беседы, что являются книжными работами – трудами поэтов, что изящны в звучании и изящны в риторике, трудами чужаков, словами учеников. Они будут склонять к ним ухо. Они будут утверждать свои сердца в их познании. Они будут считать, что эти учения стоит изучать и практиковать. Вот таким образом, монахи, те беседы, произнесённые Татхагатой – глубокие, глубокие в своём значении, сверхмирские, связанные с пустотностью – исчезнут.

Поэтому, монахи, вот как вам следует тренировать себя: «Когда декламируются беседы, произнесённые Татхагатой – глубокие, глубокие в своём значении, сверхмирские, связанные с пустотностью – у нас будет желание их слушать, мы будем склонять к ним ухо, будем утверждать свои сердца в их познании, будем считать, что эти учения стоит изучать и практиковать». Вот как вам следует тренировать себя».


:lupa: :wize:

Учения самого Будды непосредственно, его наставления и его слова - никого не интересуют. Всех интересует набор штифтов :crazy: :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 balabust » 31.10.2013, 14:05

В своей практике программиста я решаю задачи
и порой чтобы решить проблему найти ошибку
надо предпринять ряд совокупных действий
исследовать текущюю работу программы(продебажить или условно все иследовать в рассуждениях)
если появились идей почему возникает ошибка опять собрать факты продебажить иследовать работу программы
собрать факты дебажить и всегда так было решение приходит как озарение(когда ты допустим был дома)))
balabust
Репутация: 408
Сообщения: 553
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#7 SV » 31.10.2013, 14:16

Вообще тема достаточно интересная. Особо интересным в "буддизме в наши дни" является то, что есть разные буддийские организации со своими направленностями и особенностями - они сплочённые, действующие, реализующие свои программы. Притом, во всех традициях и школах буддизма есть такие. В том числе и в Тхераваде. Но вот среди них нет такой организации, действующей и сплочённой, которая занималась бы популяризацией сутт. Все, кто интересуются суттами, обычно как-то все сами по себе. Я не говорю даже о России - у нас вообще ещё, можно сказать, ничего нет - но говорю о тех странах, где буддизм Тхеравады уже давно.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Соня » 31.10.2013, 14:37

SV писал(а):которая занималась бы популяризацией сутт

Я думаю, что все от того, что чтение это скорее более личный процесс. Для чтения и осмысления, не обязательно собирать толпу и это все таки не так весело, как какой нибудь сходняк Карма Кагью (там тебе и гулянка и медитация и т.д. и т.п.).
Ну и сейчас людям нужно веселье и движуха.

И если честно, я не уверенна в действенности и итоговом эффекте от действий этих организаций. 80% пришедших на их мероприятия играют в "буддизм" т.к. это весело и модно-молодежно. Пойти по их пути всегда возможно, НО нужны ли нам такие люди?
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1003
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#9 SV » 31.10.2013, 14:41

Не, ну вот взять, просто как пример, Гоенку. Одна голая медитация, притом очень сухая и подаваемая с очень сжатом виде. Никаких сходок, веселья и т.д. - наоборот одно садо-мазо скорее. Но очень успешно развились по всему миру...
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 Ericsson » 31.10.2013, 14:52

SV писал(а):Вообще тема достаточно интересная. Особо интересным в "буддизме в наши дни" является то, что есть разные буддийские организации со своими направленностями и особенностями - они сплочённые, действующие, реализующие свои программы. Притом, во всех традициях и школах буддизма есть такие. В том числе и в Тхераваде. Но вот среди них нет такой организации, действующей и сплочённой, которая занималась бы популяризацией сутт. Все, кто интересуются суттами, обычно как-то все сами по себе. Я не говорю даже о России - у нас вообще ещё, можно сказать, ничего нет - но говорю о тех странах, где буддизм Тхеравады уже давно.

Да, меня это тоже удивляет :roll:

Моё мнение что ритуалы всевозможные эти пуджи тоже мешают популяризации Сутт, как и "крутой тру-буддизм для отмороженных ритритных садхаков", но только с другой стороны, к ритуалам обращаются в массе своей люди попроще, у которых по идее могла бы реализоваться эта связь с Суттами, но пуджи проще и плюс как-то оно среди людей, социальненько так, да и бхиккху наверное тоже к этому склоняются, кому не нравится внимание лишний раз, ... думаю нужно постоянно и чётко всем давать понять, что Сутты сами по себе это полноценная практика, если уж так сложилось что для многих "только медитация практика", а для других "пудж хватает", то наверно это справедливо будет, в старину это понимание было а потом что-то пошлО не так и это потерялось :roll: обидно
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1442
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 7

#11 SergeyCH » 31.10.2013, 14:57

SV писал(а):Не, ну вот взять, просто как пример, Гоенку. Одна голая медитация, притом очень сухая и подаваемая с очень сжатом виде. Никаких сходок, веселья и т.д. - наоборот одно садо-мазо скорее. Но очень успешно развились по всему миру...

Имхо - вот эта самая "голая медитация", в большинстве случаев и становится причиной разного рода психологических расстройств. Ведь получается, что человек не знает как интерпретировать и что делать с полученным опытом, который иногда выходит за рамки представлений о простой релаксации.
По себе могу сказать, что когда изучаешь Дхамму, когда приходит осознание основных учений Будды, то медитация как бы сама собой случается, и как бы помогает углубить понятое.
SergeyCH M
Аватара
Откуда: Краснодар
Репутация: 921
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#12 Федор » 31.10.2013, 15:08

SergeyCH писал(а):По себе могу сказать, что когда изучаешь Дхамму, когда приходит осознание основных учений Будды, то медитация как бы сама собой случается, и как бы помогает углубить понятое.

Да. :agree:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4774
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#13 Соня » 31.10.2013, 15:09

SV писал(а):Не, ну вот взять, просто как пример, Гоенку. Одна голая медитация, притом очень сухая и подаваемая с очень сжатом виде. Никаких сходок, веселья и т.д. - наоборот одно садо-мазо скорее. Но очень успешно развились по всему миру...

Могу судить только по своему опыту:
1. Медитация очень популярна о ней говорят и пишут все кому не лень.
2. У среднестатистического человека есть потребность показать что он круче всех (и в медитации). Они и идут. И в итоге многие сдуваются ...
3. Центров мало и вписаться трудно (на Урале надо было за 3 мес. записываться и не факт что возьмут и проводили вроде всего 3-4 раза в год)
4. Офисный планктон ищет пути как выйти из стресса и думают, что это панацея

Я это одноразовый интерес не ведущий к развитию чаще всего.
и согласна с
SergeyCH писал(а):Имхо - вот эта самая "голая медитация", в большинстве случаев и становится причиной разного рода психологических расстройств.

Ну а мы не предлогам панацеей. И нет у нас волшебной палочки которая все решит мгновенно и даст (счастья всем даром...)
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1003
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#14 Mira » 31.10.2013, 15:26

SergeyCH писал(а):Имхо - вот эта самая "голая медитация", в большинстве случаев и становится причиной разного рода психологических расстройств. Ведь получается, что человек не знает как интерпретировать и что делать с полученным опытом, который иногда выходит за рамки представлений о простой релаксации.

Медитация, как явление, очень популярна.
Мне, кажется, мало сейчас встретишь людей, которые бы не слышали это слово.

Три дня назад меня лично учили медитировать. В течении трех минут! На лекции! В педуниверситете! Предмет "Основы психотерапии!"
Привязки к буддизму, конечно, не было никакой, как итог: тридцать человек вышли с убеждением, что знают, что такое медитация!

И как к этому относиться?
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2222
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#15 Соня » 31.10.2013, 15:38

Mira писал(а):Три дня назад меня лично учили медитировать. В течении трех минут! На лекции! В педуниверситете! Предмет "Основы психотерапии!"
И как это преподавали, как способ справиться с психологическим напряжением?
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1003
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

#16 Ericsson » 31.10.2013, 15:45

у меня кстати была мысль что с этим можно сделать

думаю надо начитывать Сутты побольше в аудио, в разных вариантах, разными голосами, с разной скоростью и личными интонациями дикторов, те аудиофайлы, что на сайте выложили это отлично, но не всем это подойдёт, Сутты можно бы и более живо и напористо читать, мне кажется населению нынче порой не хватает небольшого импульса, и вот если этот "импульс" ну что ли "упаковать" в виде аудиоверсии Сутт, то многим поможет, аудиокниги сейчас и подкасты многие слушают когда гуляют или по пути на работу у многих постоянно хэдфоны в ушах,
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1442
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#17 Mira » 31.10.2013, 16:13

Соня писал(а):И как это преподавали, как способ справиться с психологическим напряжением?

Да. Как способ физического и психического расслабления на первом этапе поведенческой психотерапии.

В общем, при медитации, перестраивается активность мозга, уменьшается возбуждение в лобных отделах, отвечающих за мышление, ослабевают связи условных рефлексов. Людям с неврозом это полезно, потому, что у них связи ведут к невротическим реакциям: тревоге, напряжению, а вот людям с умственной отсталостью - противопоказано медитировать.
У них и так лобные доли недостаточно активизируются (отсюда и недостатки в умственной деятельности).
Еще медитация противопоказана при приеме седативных( успокоительных), иначе будет перебор.

Вот такой вот исключительно материалистический подход.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2222
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#18 Федор » 31.10.2013, 17:21

Так медитация-то необязательно буддийская бывает. Видимо, вам рассказывали на лекции просто о медитации, как психологическом методе, без привязки к буддизму и духовности вообще.
А вот когда на деле материалистический подход, психологический метод выдают за буддизм - это уже искажение и упрощение Дхаммы.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4774
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#19 Mira » 31.10.2013, 17:31

Федор писал(а):Так медитация-то необязательно буддийская бывает. Видимо, вам рассказывали на лекции просто о медитации, как психологическом методе, без привязки к буддизму и духовности вообще.
Именно так.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2222
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#20 Федор » 31.10.2013, 17:37

Mira писал(а):
Федор писал(а):Так медитация-то необязательно буддийская бывает. Видимо, вам рассказывали на лекции просто о медитации, как психологическом методе, без привязки к буддизму и духовности вообще.
Именно так.

Ну тогда что вас удивляет? Понять, что такое медитация вообще, без привязки к буддизму, вполне можно за три минуты. Понять и освоить медитацию, как фактор Благородного Восьмеричного Пути - крайне сложно. Это ведь не одно и то же.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4774
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 1 гость