Страница 1 из 2

Семь распознаваний (семь стадий)

Сообщение #1Добавлено: 13.01.2016, 15:46
aNiMa-00170
Семь распознаваний. Последовательность такой практики
достаточно кратко описана, например, в Чхачхакка сутте:
http://dhamma.ru/canon/mn148.htm

https://en.wikipedia.org/wiki/Bodhipakkhiyādhammā#Forty-three_qualities
http://www.dhammawiki.com/index.php?title=Anupassana

- аничча = изменчивость
- дуккха = беспокойство
- анатта = безличность
- пахана = оставление
- ниббида = разочарование, пресыщение
- вирага = исчезновение привязанности, бесстрастие
- ниродха = угасание дуккха

http://www.palikanon.com/english/wtb/a/anupassanaa.htm
http://www.palikanon.com/english/wtb/a/anapana_sati.htm

Со временем к этому изначальному списку стали добавлять
дополнительные и уточняющие понятия, и получилось в итоге:

- аничча = изменчивость
- дуккха = беспокойство
- анатта = безличность
- пахана = оставление
- ниббида = разочарование, пресыщение
- вирага = исчезновение привязанности, бесстрастие
+
- ниродха = угасание дуккха , безмятежность
- вимутти = отпускание, освобождение
- анимитта = беззнаковость, беспредметность
- аппанихита = бесцельность, неустремленность
- сунньята = пустотность, пустота
- ниббана = спокойствие, успокоение, угасание


В конечном итоге в комментаторской традиции випассаны этот
список достиг своей окончательной формы ажн в 18 значений:

http://www.palikanon.com/english/wtb/u_v/vipassanaa.htm

Но, очевидно, когда-то прежде это были всё те же самые Семь распознаваний очищения.
А в Махаяне говорят всё время только лишь об одной и той же постылой шуньяте.)) Да.

Так вот в некоторой книге Кожевниковой — и на страницах форума Ассаджи, — йа давно уже встречал немало всякого такого, что навело меня на мысль, — поздние школы, философы Махаяны, пандиты-теоретики и схоласты, — сделали всё возможное и необходимое, чтобы ключевые элементы и понятия буддизма того времени (упадка и вырождения, называемого почему-то "развитием")), — такие как "бодхичитта" и "шуньята" — выродились уже окончательно в схоластические и метафизические спекулятивные философские термины.

А в Тхераваде все эти вещи изначально были НЕ метафизического и НЕ философского, НЕ теоретического, — а сугубо этического, нравственного и практического плана. НЕ пустота — а чистота, — вот что пишет Кожевникова в своей книге. Потому-то и Вимутти-магга и Висуддхи-магга. Махаянисты написали бы Шуньятамаггу и успокоились бы. Что они все и сделали, Нагарджуна и прочие. А в Тхераваде ни анатта, ни сунньята — никогда НЕ имели такого поглощающего и подавляющего метафизического значения!

Гораздо важнее были ниббида, вирага, ниродха, вимутти и висуддхи, — очищение.) Чистота, а НЕ пустота. Вот ещё один водораздел изначальной подлинной Буддаяны — и позднейшей адаптированной махаяны. Ага. Имхо. Прошу поправить меня, если йа сильно заблуждаюсь. И дополнить если кому есть чем.) Благодарю.
....

Сообщение #2Добавлено: 13.01.2016, 21:06
Dz
Сложные для понимания вещи, особенно так или иначе связанные с духовной сферой, имеют тенденцию экзальтироваться людьми. Дай волю, и самая практическая практика превратится в "высокодуховную" и "трансцендентную".

Сообщение #3Добавлено: 13.01.2016, 21:17
Илья_Ч
В действительности "Пустота" это тоже важная характеристика учения. Бханте Кхеминда приводил строчки
"Учение Будды тяжело для понимания, связано с пустотой".

Сообщение #4Добавлено: 13.01.2016, 21:32
aNiMa-00170
Илья_Ч писал(а):В действительности "Пустота" это тоже важная характеристика учения.
Бханте Кхеминда приводил строчки
"Учение Будды тяжело для понимания, связано с пустотой".

— ну так она там есть выше — в списке. На своем законном месте, среди многих прочих других, — и ничуть НЕ менее важных и значимых, но вот отчего-то задвинутых в Махаяне на дальний задний план. Просто в Тхераваде все составляющие Учения были всегда на своих местах, — всё было всегда очень гармонично и аккуратно сбалансировано, самим Буддой. Уж он-то знал, как. Идеальное равновесие акцентов, ничто не выпирает, не перевешивает, не колет глаз. Ну, про Махаяну йа тут даже и говорить НЕ хочу...) Достаточно.
....

Сообщение #5Добавлено: 13.01.2016, 23:11
ankle
aNiMa-00170 писал(а):Семь распознаваний.
Илья_Ч писал(а):В действительности "Пустота" это тоже важная характеристика учения. Бханте Кхеминда приводил строчки
"Учение Будды тяжело для понимания, связано с пустотой".
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn121-culasunnyata-sutta-sv.htm
aNiMa-00170 писал(а):
Илья_Ч писал(а):В действительности "Пустота" это тоже важная характеристика учения.
Бханте Кхеминда приводил строчки
"Учение Будды тяжело для понимания, связано с пустотой".

— ну так она там есть выше — в списке. На своем законном месте, среди многих прочих других, — и ничуть НЕ менее важных и значимых, но вот отчего-то задвинутых в Махаяне на дальний задний план. Просто в Тхераваде все составляющие Учения были всегда на своих местах, — всё было всегда очень гармонично и аккуратно сбалансировано, самим Буддой. Уж он-то знал, как. Идеальное равновесие акцентов, ничто не выпирает, не перевешивает, не колет глаз. Ну, про Махаяну йа тут даже и говорить НЕ хочу...) Достаточно.
....
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn121-culasunnyata-sutta-sv.htm


aNiMa-00170 писал(а):- ниббида = разочарование, пресыщение
- вирага = исчезновение привязанности, бесстрастие
- ниродха = угасание дуккха
Почему это часть практики распознавания?Это плоды практики распознавания трех признаков и всяческих непривлекательностей.Будь то непривлекательность тела,еды,памятование о смерти и т.д

Мир пуст,от чего мир пуст?От я и того что принадлежит я,вот в какой мере мир пуст.
е
В сутте "6 шестерок" как раз речь идет о различении 6 сфер,видение по трем признакам,и как результат,разочарование-бесстрастие-ниббана(плоды распознавания)

Сообщение #6Добавлено: 13.01.2016, 23:44
aNiMa-00170
ankle писал(а):Почему это часть практики распознавания?Это плоды практики распознавания трех признаков и всяческих непривлекательностей.Будь то непривлекательность тела,еды,памятование о смерти и т.д Мир пуст,от чего мир пуст?От я и того что принадлежит я,вот в какой мере мир пуст.еВ сутте "6 шестерок" как раз речь идет о различении 6 сфер,видение по трем признакам,и как результат,разочарование-бесстрастие-ниббана(плоды распознавания)

— в источниках, которые йа читал, все эти понятия относятся именно к практикам, к направлению практики и, так сказать, конкретному "применению внимания", — то есть имелась в виду некоторая определенная направленность и своего рода "настройка" восприятия. На одно, на второе, на третье. Понимаете? Вы перейдите и почитайте там по ссылкам.

<<Пока монахи взращивают такие семь избирательных распознаваний: распознавание непостоянства, безличности, непривлекательности тела, недостатков, отречения, бесстрастия и прекращения ...>>
http://dhamma.ru/canon/dn/dn16.htm#_Toc42753324

Seven Stages of Purification & Insight Knowledges — Ven. Matara Sri Nanarama:
http://www.buddhanet.net/pdf_file/bm7insight.pdf

В Висуддхимагге перечисляется уже "18 видов созерцаний (анупассана)", — первые семь из которых соответствуют "семи распознаваниям". Соответствующая последовательность созерцаний включена в методику досточтимого Махаси Саядо. По комментариям и Патисамбхидамагге, — при практике вирага-саннья практикующий делает опорой своего сосредоточения пять видов угасания (пороков), — через приостановку, через развитие противостоящих качеств, через искоренение, через успокоение, и через исход, — и развивает возникающее при этом избирательное распознавание.

При практике ниродха-саннья, практикующий делает опорой сосредоточения прекращение конструирования (то есть по сути Ниббану), — и развивает возникающее при этом избирательное распознавание. Как-то так.

Последовательность такой практики более-менее подробно описана в Чхачхакка сутте:
http://dhamma.ru/canon/mn148.htm

http://www.dhammawiki.com/index.php?title=6_things_that_lead_to_final_knowledge
https://en.wikipedia.org/wiki/Bodhipakkhiyādhammā#Forty-three_qualities

http://www.dhammawiki.com/index.php?title=Seven_s ... ication_and_insight_knowledges
http://www.dhammawiki.com/index.php?title=7_stages_of_purification

С уважением.
....

Сообщение #7Добавлено: 14.01.2016, 00:28
aNiMa-00170
ankle писал(а):Почему это часть практики распознавания?Это плоды практики распознавания трех признаков и всяческих непривлекательностей.Будь то непривлекательность тела,еды,памятование о смерти и т.д Мир пуст,от чего мир пуст?От я и того что принадлежит я,вот в какой мере мир пуст.еВ сутте "6 шестерок" как раз речь идет о различении 6 сфер,видение по трем признакам,и как результат,разочарование-бесстрастие-ниббана(плоды распознавания)

— и вот как раз нашлось в самую-самую тему, — правда, здесь их уже
целых 10...) Но первые семь из них — опять же, полностью совпадают.


:: Гиримананда сутта: Гиримананда — АН 10.60 ::

Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в Роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. В то время Достопочтенный Гиримананда был нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. И тогда Достопочтенный Ананда отправился к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал ему:
«Учитель, Достопочтенный Гиримананда нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. Было бы хорошо, если бы Благословенный из сострадания навестил его».
«Если, Ананда, ты [сам] навестишь монаха Гиримананду и поговоришь с ним о десяти восприятиях, то может произойти так, что если он услышит о них, его болезнь немедля отступит. О каких десяти?

* о восприятии непостоянства;
* восприятии безличностности;
* восприятии непривлекательности;
* восприятии опасности;
* восприятии оставления;
* восприятии бесстрастия;
* восприятии прекращения;
* восприятии не-восхищения целым миром;
* восприятии непостоянства во всех обусловленных феноменах и
* осознанности к дыханию.

(1) И что такое, Ананда, восприятие непостоянства? Вот, уйдя в лес [...]

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an10_60-girimananda-sutta-sv.htm
....

Сообщение #8Добавлено: 14.01.2016, 01:01
ankle
aNiMa-00170 писал(а):
ankle писал(а):Почему это часть практики распознавания?Это плоды практики распознавания трех признаков и всяческих непривлекательностей.Будь то непривлекательность тела,еды,памятование о смерти и т.д Мир пуст,от чего мир пуст?От я и того что принадлежит я,вот в какой мере мир пуст.еВ сутте "6 шестерок" как раз речь идет о различении 6 сфер,видение по трем признакам,и как результат,разочарование-бесстрастие-ниббана(плоды распознавания)

— и вот как раз нашлось в самую-самую тему, — правда, здесь их уже
целых 10...) Но первые семь из них — опять же, полностью совпадают.


:: Гиримананда сутта: Гиримананда — АН 10.60 ::

Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в Роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. В то время Достопочтенный Гиримананда был нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. И тогда Достопочтенный Ананда отправился к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал ему:
«Учитель, Достопочтенный Гиримананда нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. Было бы хорошо, если бы Благословенный из сострадания навестил его».
«Если, Ананда, ты [сам] навестишь монаха Гиримананду и поговоришь с ним о десяти восприятиях, то может произойти так, что если он услышит о них, его болезнь немедля отступит. О каких десяти?

* о восприятии непостоянства;
* восприятии безличностности;
* восприятии непривлекательности;
* восприятии опасности;
* восприятии оставления;
* восприятии бесстрастия;
* восприятии прекращения;
* восприятии не-восхищения целым миром;
* восприятии непостоянства во всех обусловленных феноменах и
* осознанности к дыханию.

(1) И что такое, Ананда, восприятие непостоянства? Вот, уйдя в лес [...]

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an10_60-girimananda-sutta-sv.htm
....
+1,немного иначе думал,но да,спасибо

Сообщение #9Добавлено: 14.01.2016, 01:13
The Коля
Да, ankle, это своего рода плоды практики распознавания. Плоды, но как путь, а не плод. Например созерцание непостоянства может привести к созерцанию бесстрастия и прекращения.
(не созерцание отвратительности, то другое).
Но это не значит, что цель полностью достигнута.
Например анагамин может созерцать и бесстрастие и прекращение и ниббану, но ему не доступно абсолютное неподдерживаемое бесстрастие араханта. Нужно провести иногда довольно долгую работу по очищению, прежде чем все загрязнения будут выметены совершенно и пламя потухнет.
Следовательно, ниродхасаннья, вирагасаннья — это все еще путь, тем более, что само слово включает саннья — конструированный процесс, т. е элемент магга, пути.

Но это уже почти почти плод. Еще чуточку и все: состояние станет неподдерживаемым, неразрушимым.
Бесстрастие>ниродха>ниббана.

Сообщение #10Добавлено: 14.01.2016, 07:46
Сарвалокаприядаршана
aNiMa-00170 писал(а):"бодхичитта" и "шуньята" — выродились уже окончательно в схоластические и метафизические спекулятивные философские термины.
- не было такого. Эти термины везде имеют практический смысл.

aNiMa-00170 писал(а):А в Тхераваде все эти вещи изначально были НЕ метафизического и НЕ философского, НЕ теоретического, — а сугубо этического, нравственного и практического плана
- это с суттами не согласуется. Очевидно, что "распознавания" предполагают получение определенного знания о себе и мире. Утверждать, что в них нет философского смысла - оскоплять учение.

aNiMa-00170 писал(а):А в Махаяне говорят всё время только лишь об одной и той же постылой шуньяте.))
- куча есть всяких шуньят

Хрен с редькой сравнили, короче говоря ("метафизику" с этикой).

Сообщение #11Добавлено: 14.01.2016, 09:07
aNiMa-00170
Сарвалокаприядаршана писал(а):
aNiMa-00170 писал(а):"бодхичитта" и "шуньята" — выродились уже окончательно в схоластические и метафизические спекулятивные философские термины.
- не было такого. Эти термины везде имеют практический смысл.

aNiMa-00170 писал(а):А в Тхераваде все эти вещи изначально были НЕ метафизического и НЕ философского, НЕ теоретического, — а сугубо этического, нравственного и практического плана
- это с суттами не согласуется. Очевидно, что "распознавания" предполагают получение определенного знания о себе и мире. Утверждать, что в них нет философского смысла - оскоплять учение.

aNiMa-00170 писал(а):А в Махаяне говорят всё время только лишь об одной и той же постылой шуньяте.))
- куча есть всяких шуньят

Хрен с редькой сравнили, короче говоря ("метафизику" с этикой).

— акценты. Акценты сместились, очень заметным образом, — невооруженным глазом это видно, и отрицать никак невозможно. В более поздней Махаяне йа наблюдаю явный сдвиг в сторону экзегетики и онтологии, метафизических спекуляций о "природе Будды" и "природе дхамм", "природе Пустоты"... Посмотреть на тот же Чань/Дзэн — имеем именно логичный протест против этой тенденции, — маятник качнулся в обратную сторону. Но там и с банальной этикой уже какие-то явные проблемы, — релятивизм всех моральных норм.
....

Сообщение #12Добавлено: 14.01.2016, 11:18
aNiMa-00170
... Но, если честно, мне этот вопрос изначально был интересен НЕ в связи с Махаяной, а в сугубо практическом разрезе. Как это всё реально осуществляется на практике? Как прилежному ученику, практикующему, — НЕ впасть в глубокую черную депрессию при этом, преисполнившись отвращением к миру и жизни, к бытию? Должно быть, работают некие компенсаторные функции, — и практик получает возможность каких-то иных радостей и иного умиротворения? Хотелось бы поподробнее узнать об этом.
....

Сообщение #13Добавлено: 14.01.2016, 11:21
SV
Так все эти вещи реализуются на основе джханы, а там в ней хорошо.

Попадались мне некоторые люди (в итоге из буддизма ушедшие вообще), которые пытались вот все эти вещи как бы типа реализовать сразу, притом в эдаком христианском ключе - мол, всё плохо и мы должны страдать, и если мы страдаем, то значит эти вещи мы и реализовали. Только это называется фантазии и мазохизм, а не буддизм. Заканчивалось это (в смысле ухода из буддизма) также одинаковым аргументом - буддизм говорит что всё страдания, но это глупость, потому что в жизни (оказывается, вау) есть ещё и счастье. Поэтому дурацкий страдательный буддизм на свалку, и вперёд к счастью (драгз-секс-рокнрол).

Сообщение #14Добавлено: 14.01.2016, 11:24
aNiMa-00170
SV писал(а):Так все эти вещи реализуются на основе джханы, а там в ней хорошо.

— ок, ну а потом, по факту выхода? Ведь в целом "негативное" восприятие мира
и жизни остается и продолжается и после выхода из состояния джханы? Верно?
....

Сообщение #15Добавлено: 14.01.2016, 11:27
SV
Нет, не верно.

Там же бесстрастие и прочее десятое - всё это сопровождается сверхмирским блаженством избавления от дуккхи (которая суть всё сущее).

Плотское счастье

И что такое, монахи, плотское счастье? Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы.. звуки… запахи… вкусы… тактильные ощущения… – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Счастье, возникающее в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотским счастьем.

Духовное счастье

И что такое, монахи, духовное счастье? Вот, монахи, монах, оставивший чувственные удовольствия, оставивший неблагие качества, входит и пребывает в первой джхане… во второй джхане… с успокоением восторга он пребывает невозмутимым, осознанным и бдительным, и ощущает удовольствие телом. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Непоколебимый и осознанный, он пребывает в удовольствии». Это называется духовным счастьем.

Счастье, что превыше духовного

И что такое, монахи, счастье, что превыше духовного [счастья]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает счастье. Это называется счастьем, что превыше духовного.


http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn36_31-niramisa-sutta-sv.htm

Сообщение #16Добавлено: 14.01.2016, 11:37
The Коля
Короче больно и негативно это когда есть цепляние. Наблюдение опасности в совокупностях подобно отрыванию повязки с мясом. В джхане (и с пропитаным меттой умом) это похоже на отрывание с наркозом и перекисью и разными там примочками и примазками.
Когда оторвал, отвязался, то уже не болит. Мир видится как дуккха мудростью, но не переживается близко к сердцу как дуккха. Т.е. нет "душевной" боли от такого восприятия.
Короче непостоянство ЧУВСТВУЕТСЯ негативом только при цеплянии, и ВИДИТСЯ негативом всегда: есть цепляние или его нет.

По этому у араханта дуккха прекращается, хотя самскары всеравно дуккха, и видятся мудростью как дуккха, и ведана-дуккха присутствует вместе с беспокойством шести сфер чувств.

Сообщение #17Добавлено: 14.01.2016, 13:32
qwerty
aNiMa-00170 писал(а):А в Махаяне говорят всё время только лишь об одной и той же постылой шуньяте.)) Да.

С таким познанием разве можно причислять себя к последователям Будды? Человек считается учеником Будды после признания "постылой шуньяты" и обретения правильного воззрения. (Как Вы далеки от учения)

Сообщение #18Добавлено: 14.01.2016, 14:11
aNiMa-00170
Да уж даа ужж...
....

Сообщение #19Добавлено: 14.01.2016, 15:16
amv
aNiMa-00170 писал(а):Как прилежному ученику, практикующему, — НЕ впасть в глубокую черную депрессию при этом, преисполнившись отвращением к миру и жизни, к бытию? Должно быть, работают некие компенсаторные функции, — и практик получает возможность каких-то иных радостей и иного умиротворения? Хотелось бы поподробнее узнать об этом.
Если его ум действительно освобожден пониманием непостоянства и прочего - то не может быть депрессии. Депрессия может возникнуть как реакция на то, что вещи вот такие хреновые, а я хочу, чтобы они были другими. Значит, есть жажда, а жажда есть из-за того, что нет полного понимания того факта, что нельзя желать ничего, что непостоянно, ибо опасно. Жажда к непостоянному не может привести к полному удовлетворению, это печальный путь. Буддийский путь - это обретение полной удовлетворительности через корчевание тех вещей, которые могут вызывать недовольство. А корчуем потому, что видим опасную непостоянную природу вещей.
Ученик Будды может испытывать только радость от освобождения, от того, что он нашел полную удовлетворительность. Есть же ж: "он радуется Дхамме". Ко всем другим радостям, если он видит непостоянство, он испытывает "испуг, немилость, омерзение".
вам следует отбросить желание ко всему, что непостоянно
И что такое, Ананда, восприятие непостоянства во всех обусловленных феноменах? Вот монах испытывает испуг, немилость, омерзение ко всем обусловленным феноменам. Это называется восприятием непостоянства во всех обусловленных феноменах

Сообщение #20Добавлено: 14.01.2016, 18:07
ankle
А,я понял в каком отношении Распознавание
Монах знает что бесстрастен
Монах знает что освобожден
Ниббана наприМер,прЕкращнние распознавания,но тем не менее,монах знает
aNiMa-00170 писал(а): ... Но, если честно, мне этот вопрос изначально был интересен НЕ в связи с Махаяной, а в сугубо практическом разрезе. Как это всё реально осуществляется на практике? Как прилежному ученику, практикующему, — НЕ впасть в глубокую черную депрессию при этом, преисполнившись отвращением к миру и жизни, к бытию? Должно быть, работают некие компенсаторные функции, — и практик получает возможность каких-то иных радостей и иного умиротворения? Хотелось бы поподробнее узнать об этом.
....
Впадать некуда,любое чувство и состояние неудовлетворительно,монах переживает его отсоединенным