Список форумов › Теория и практика › БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА
АН 6.76 Арахатта сутта[Благословенный сказал]: «Монахи, из-за цепляния к чему, из-за хватания за что, существует [ситуация], что возникает мысль: «Я лучше» или «Я такой же» или «Я хуже»?
«Учитель, наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным, находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав это из его уст, монахи запомнят это».
«Когда есть глаз, монахи, из-за цепляния за глаз, из-за хватания за глаз, возникает мысль: «Я лучше» или «Я такой же» или «Я хуже». Когда есть ухо… нос… язык… тело… ум, из-за цепляния за ум, из-за хватания за ум, возникает мысль: «Я лучше» или «Я такой же» или «Я хуже». Как вы думаете, монахи, глаз является постоянным или непостоянным?»
«Непостоянным, Учитель».
«А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?»
«Страданием, Учитель».
«Но без цепляния к тому, что является непостоянным, является страданием и подвержено изменениям, может ли возникнуть мысль «Я лучше» или «Я такой же» или «Я хуже»?
«Нет, Учитель».
«Ухо… нос… язык… тело… ум является постоянным или непостоянным?»
«Непостоянным, Учитель».
«А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?»
«Страданием, Учитель».
«Но без цепляния к тому, что является непостоянным, является страданием и подвержено изменениям, может ли возникнуть мысль «Я лучше» или «Я такой же» или «Я хуже»?
«Нет, Учитель».
«Видя так, монахи, обученный ученик Благородных испытывает разочарование [по отношению] к глазу… уху… носу… языку… телу… уму. Испытывая разочарование, он становится беспристрастным. Через беспристрастие [его ум] освобождается. Когда он освобождён, приходит знание: «Он освобождён». Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования».
АН 6.106 Танха сутта[Благословенный сказал]: «Монахи, не отбросив эти шесть вещей, человек не способен реализовать арахантство. Какие шесть?
* (1) самомнение,
* (2) комплекс неполноценности,
* (3) надменность,
* (4) завышенную самооценку,
* (5) упрямство,
* (6) самоунижение1.
Не отбросив этих шести вещей, человек не способен реализовать арахантство. Монахи, отбросив эти шесть вещей, человек способен реализовать арахантство. Какие шесть? Самомнение… самоунижение. Отбросив эти шесть вещей, человек способен реализовать арахантство».
И какие три вида самомнения следует отбросить?
* (4) самомнение,
* (5) комплекс неполноценности,
* (6) надменность.
Эти три вида самомнения следует отбросить.
А зачем вам самооценка?Ericsson писал(а):улучшения самооценки
Высокой самооценкой, мол, "я герой и у меня все супер" можно, например, любоваться.Satou писал(а):А зачем вам самооценка?
Это всё понятно, вопрос то был в том, а зачем эта самая самооценка как таковая? Зачем вообще себя оценивать?Наме писал(а):Расхожее, общее пользование самооценкой мне представляется таким.
Ericsson писал(а):Сложилось так, что и к мирянам (у нас по крайней мере) в этом вопросе применяется тот же стандарт, что и к бхиккху. То есть считается, что мирянам тоже полезно развивать скромность. Хотя обета соответствующего нет, если формально к делу подходить.
Ericsson писал(а):Жизнь так устроена, что всё равно необходимо откуда-то черпать энергию для улучшения самооценки. И вот естественная гордость тем, что ты практикуешь Дхамму, если её не душить в себе, ну и аккуратно транслировать вовне, не увлекаясь особенно .. как раз и может быть одной из таких опор.
Понятно. На вопрос, значит, я не ответил. :)Satou писал(а):Это всё понятно, вопрос то был в том, а зачем эта самая самооценка как таковая? Зачем вообще себя оценивать?
- для пущей достоверности.Зачем вообще себя оценивать?
а я вот тут пожалуй выскажу мнение диаметрально-противоположное уже озвученным.Ericsson писал(а):Жизнь так устроена, что всё равно необходимо откуда-то черпать энергию для улучшения самооценки. И вот естественная гордость тем, что ты практикуешь Дхамму, если её не душить в себе, ну и аккуратно транслировать вовне, не увлекаясь особенно .. как раз и может быть одной из таких опор.
Столкнулся с очень резкой реакцией на БФ, когда беседа в эту сторону вырулила. И вот решил тут обсудить, может я себе лишнего насочинял и незаметно для себя впадаю в какое опасное заблуждение
Цинично смотреть не нужно. А вот понимать, что Дхамма - лучший из путей - об этом нужно помнить.uwei писал(а):да. есть гордость - смотрю цинично и свысока на народец, который ищет утешения в пойле и батюшках, добрых царях, радуюсь, что я не один из них
Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Сейчас этот форум просматривают: 29 гостей