Самадхи и Саматха

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 2

#1 Marvin » 24.02.2016, 00:50

Чисто теоретически, на каком объекте медитации держится Читта в Джхане при практике Саматхи?
Ведь по сути, изучение определенного объекта начнет давать Ньяны, а это уже Випассана.
Если не выбирать объект - Бхаванга...

В коментариях говорится об 'отпускании' джхановых факторов имеющих тонкую дукху аки 'пити', но на чем сконцентрирован ум при таком 'отпускании'?
На страдательную природу 'Пити', или на факторы следующей Джханы? или как говорится в суттах - процесс не поддается анализу? :lupa:

+
В Камматхане перечисляются 40 объектов для Випассана-Бхаваны, среди них и Арупаджханы, то бишь доступные для созерцания уже в первой Джхане,
хотя они не имели предварительного процесса Саматхового 'отпускания' которое должно привести к ним по 'джхановым ступенькам'.
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 106
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#2 ankle » 24.02.2016, 08:50

Если поделить состояние на приятные,болезненные(для удобства)То для первой 5 факторной джханы удовольствия 5 чувств болезненны,для второй однонаправленность болезненна,для третей счастье болезненно.Чем меньше беспокойств,тем умиротворенней состояние.Путем не внимания к тому что является болезненным.
Когда монах познал это,на собственном опыте,путем личного переживания,монах стал свободным от формы и безформенности,свободен от счастья и боли.На каком то этапе то что казалось счастьем,становится беспокойством(занимает ум)путем преодоления тонких беспокойств монах приходит к непоколебимости(только 4 джхана и сферы выше непоколебимы)
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

#3 Федор » 24.02.2016, 10:45

Marvin писал(а):В коментариях говорится об 'отпускании' джхановых факторов имеющих тонкую дукху аки 'пити', но на чем сконцентрирован ум при таком 'отпускании'?
На страдательную природу 'Пити', или на факторы следующей Джханы?

На факторах следующей джханы
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4774
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#4 Marvin » 24.02.2016, 16:19

Кажется разобрался.
Саматхи = однонаправленное 'бурение' объекта, с нарастающей интенсивностью - сбрасывающее в прецессе всю 'шелуху',
пока не реализуется Ниродху-самапатти.
Випассана = изучение (джхановое) объектов мудростью через призму 3-характеристик, ведущее к обретению Тевиджы (Тройного знания).

То-есть, в Джхане выбирается объект медитации, к примеру - цвет (чаще приводится как пример);
Синий (nilakasinam)
Желтый (pitakasinam)
Красный (lohitakasinam)
Белый (odætakasinam)
И 'бурится' до самой Чатуттха-Джханы, после чего переключается на каждую из сфер поочередно

Федор писал(а):На факторах следующей джханы
как я понял, их рассмотрение предает ускорение, но двигающим фактором является именно беспрерывное сосредоточение на одном объекте.

Marvin писал(а):В Камматхане перечисляются 40 объектов для Випассана-Бхаваны
Тут ошибся, это так же и Саматха-Бхавана
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 106
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#5 SV » 24.02.2016, 16:25

И 'бурится' до самой Чатуттха-Джханы, после чего переключается на каждую из сфер поочередно

Нет. Можете почитать вот тут я писал на тему.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#6 Marvin » 24.02.2016, 17:04

SV писал(а):
И 'бурится' до самой Чатуттха-Джханы, после чего переключается на каждую из сфер поочередно

Нет. Можете почитать вот тут я писал на тему.

Спасибо, прочёл.
Можете пожалуйста 'на пальцах' систематизировать джхановый процесс в категориях "Випассана" и "Саматха",
разница между ними остается для меня загадкой.

К слову, из ваших умозаключений о телесных ощущениях в джхане, остаётся не ясна точная очередность объектов медитации,
в какой момент практикуется Саматха а в какой Випассана, и как они взаимосвязаны?
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 106
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

  • 4

#7 SV » 24.02.2016, 17:11

Можете пожалуйста 'на пальцах' систематизировать джхановый процесс в категориях "Випассана" и "Саматха",
разница между ними остается для меня загадкой.

Эти две вещи - успокоение/прозрение - две стороны одной медали в медитации. Первое отвечает за успокоение и сосредоточение ума, а второе - за анализ и наблюдение. Собстна, любые ментальные "телодвижения", имеющие отношение к достижению успокоения и сосредоточения ума, относятся к Саматхе. Любые ментальные "телодвижения", имеющие отношение к анализу, изучению, рассмотрению, постижению, относятся к Випассане.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#8 Marvin » 24.02.2016, 17:31

SV писал(а):
Можете пожалуйста 'на пальцах' систематизировать джхановый процесс в категориях "Випассана" и "Саматха",
разница между ними остается для меня загадкой.

Эти две вещи - успокоение/прозрение - две стороны одной медали в медитации. Первое отвечает за успокоение и сосредоточение ума, а второе - за анализ и наблюдение. Собстна, любые ментальные "телодвижения", имеющие отношение к достижению успокоения и сосредоточения ума, относятся к Саматхе. Любые ментальные "телодвижения", имеющие отношение к анализу, изучению, рассмотрению, постижению, относятся к Випассане.

Продвижение по Джханам это саматхи или Випассана?
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 106
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#9 SV » 24.02.2016, 18:39

И то и другое вместе.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#10 Antaradhana » 24.02.2016, 18:52

Marvin писал(а):Продвижение по Джханам это саматхи или Випассана?

Вы определитесь, саматха или самадхи? Саматха - это практика успокоения ума и сосредоточения, конечной целью которой является достижение первой джханы. Джханы - это уже самадхи, в т.ч. и практика по продвижению от одной джханы к другой. Если вы в джхане направляете свой ум, например на вИдение прошлых жизней и видите их, то это випассана. Но випассана может и на дожхановом уровне работать, как 7 фактор БВП - сати (4 вида осознанности).
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3033
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#11 Marvin » 24.02.2016, 19:03

Antaradhana писал(а):
Marvin писал(а):Продвижение по Джханам это саматхи или Випассана?

Вы определитесь, саматха или самадхи? Саматха - это практика успокоения ума и сосредоточения, конечной целью которой является достижение первой джханы. Джханы - это уже самадхи, в т.ч. и практика по продвижению от одной джханы к другой. Если вы в джхане направляете свой ум, например на вИдение прошлых жизней и видите их, то это випассана. Но випассана может и на дожхановом уровне работать, как 7 фактор БВП - сати (4 вида осознанности).

Саматха это тоже Самадхи (одна из 2-бхаван).
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 106
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

#12 Marvin » 24.02.2016, 19:07

У серьезных учителей нет понятия Саматха и Випассана без предварительного достижения Джханы.
Сати, сати, и еще раз сати...
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 106
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#13 Antaradhana » 24.02.2016, 23:22

Marvin писал(а):У серьезных учителей нет понятия Саматха и Випассана без предварительного достижения Джханы.
Сати, сати, и еще раз сати...

Саматха - это практика по овладению, приобретению контроля над вниманием. Випассана - это направление внимание на правильные с т.з. Дхаммы (4БИ) объекты. Джханы (самадхи) - это овладение вниманием до сверхчеловеческого уровня, когда становится возможным направлять его на более тонкие или более обширные сферы.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3033
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#14 ankle » 25.02.2016, 16:13

dhamma.ru/canon/an/an9-36.htm прочтите ссылку по сутте,самадхи по сути и развивается для випассаны.Достигнув непоколебимости ума(4й джханы),самадхи,монах направляет свой ум на вспоминание прошлых жизней(випассана,исследование),к прямому знанию удела других существ(випассана,исследование),к знанию уничтожения пятен ума здесь и теперь(випассана)Когда монах увидел это,мудростью,его ум тут же освободился от влечений.Каждая из джхан является подспорьем для сверхмирской мудрости,лучше конечно 4я.Будучи в непоколебимом самадхи,випассана монаха становится идеальной,но без усилий достигает трех знаний.В конечном счете и то и другое является просто инструментом,оснащением ума.
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет


Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 8 гостей