К борьбе с досой

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 8

#1 Киттисаро » 07.03.2016, 21:13

Доса. Эта зараза сидит в каждом из нас. Как с ней бороться, или лучше сказать, как ее отпустить? Помимо канонических рекомендаций, хочу привести несколько моих любимых высказываний а.Чаа, которые могут помочь в решении этой проблемы:

"Женщина хотела знать, как бороться с гневом. Я спросил, когда возникает гнев, чей это гнев. Она сказала, что это ее гнев. Хорошо, если это действительно ее гнев, то она может приказать ему уйти, не так ли? Но он на самом деле гнев не подчиняется ее командам. Считать гнев личной собственностью, значит причинять страдания. Если бы гнев действительно принадлежал к нам, он бы повиновался нам. Если он не слушается нас, то значит, это всего лишь обман. Не попадайтесь на эту удочку. Всякий раз, когда ум веселый или грустный, не попадайтесь на эту удочку. Это все обман ".

Сумасшедший.
Предположим, что однажды утром, вы идете на работу, и какой-то человек кричит на вас оскорблениями. Как только вы слышите его оскорбления, ваш ум меняется из своего обычного состояния. Вы уже не чувствуете себя достаточно хорошо. Вы чувствуете гнев и обиду. Вы хотите отомстить!
Через несколько дней другой человек приходит к вам домой и говорит: "Эй, человек, который оскорбил вас тогда, он сумасшедший! Он такой уже много лет! Он оскорбляет всех точно так же. Никто не обращает внимания на то, что он говорит". Как только вы слышите это, вы вдруг чувствуете облегчение. Те злость и обида, что были внутри вас все эти дни, исчезли полностью. Почему? Потому что теперь вы знаете правду. Раньше вы не знали ее. Вы думали, что тот человек был нормальным, поэтому вы были злы на него, и это причиняло вам страдания. Однако, как только вы узнали правду, все изменилось: "О, он сумасшедший! Это все объясняет!".
Когда вы понимаете таким образом, вы чувствуете себя прекрасно, потому что вы знаете. Имея знание, вы можете отпустить. Если вы не знаете истину, вы цепляетесь. Когда вы думали, что человек, который оскорбил вас, был нормальным, вы могли убить его. Но когда вы узнали правду, что он безумен, вы почувствовали себя намного лучше. Это знание истины.
Тот, кто видит Дхамму, имеет похожий опыт. Когда привязанности, отвращение и заблуждения исчезают, они исчезают таким же образом. До тех пор пока мы не знаем этих вещей, мы думаем: «Что я могу сделать? У меня столько жадности и отвращения!". Это не чистое знание. Это так же, как когда мы думали, что сумасшедший был в здравом уме. Когда мы, наконец, видим, что он был безумен все это время, мы избавляемся от беспокойства. Никто не может показать вам это. Только когда ум видит сам себя, можно искоренить это и освободиться от привязанности.

Кобра.
Умственная деятельность подобна смертельно ядовитой кобре. Если мы не будем мешать кобре, она просто будет ползти своей дорогой. Даже если она будет очень ядовитой, мы не пострадаем от этого. Мы не идем рядом с ней и не пытаемся ее удержать, и поэтому она не кусает нас. Кобра делает то, что свойственно природе кобры. Это путь, каков он есть. Если вы достаточно умны, вы оставите ее в покое. Точно также, вы позволите чему-то быть плохим - вы позволяете этому быть в соответствии с его природой. Вы также позволяете чему-то быть хорошим. Не цепляйтесь за “нравится” и “не нравится”, точно так же, как вы не мешали бы кобре.
Тот, кто умен, будет иметь такое же отношение к различным настроениям, которые возникают в его уме. Когда доброта возникает, мы позволяем ей быть доброй. Мы понимаем ее природу. Таким же образом, мы позволяем быть плохому. Мы позволяем этому быть в соответствии с его природой. Мы не удерживаем это, потому что мы ничего не хотим. Мы не хотим зла. Мы не хотим добра. Мы не хотим ни тяжести, ни легкости, ни счастья, ни страдания. Когда наши желания приходят к концу, спокойствие прочно устанавливается.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4705
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#2 Иван » 07.03.2016, 21:44

Благодарю!
Крайне актуально для меня.
Иван M
Аватара
Репутация: 168
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 31.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#3 ankle » 07.03.2016, 21:49

Кто сдерживает пробудившийся гнев, как
сошедшую с пути колесницу, того я называю
колесничим; остальные - просто держат
вожжи.
Если мы не будем мешать кобре,она опоясает нас,завладеет нами.
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#4 Топпер » 07.03.2016, 21:55

ankle писал(а):Кто сдерживает пробудившийся гнев, как
сошедшую с пути колесницу, того я называю
колесничим; остальные - просто держат
вожжи.
Меня, кстати, эта гатха когда-то до глубины недуши поразила. Сколь кратко, столь и точно.
Топпер

#5 Dz » 07.03.2016, 21:59

Спасибо, бханте. :pray: Актуально.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3031
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#6 Киттисаро » 07.03.2016, 22:42

ankle писал(а):Если мы не будем мешать кобре,она опоясает нас,завладеет нами.

Вы не так поняли суть сказанного. Там речь о том, чтобы не цепляться к различным состояниям ума, а не о том, чтобы быть к ним равнодушным. Когда не цепляешься за гнев, тогда только и можно с ним работать.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4705
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 ankle » 07.03.2016, 22:45

Киттисаро писал(а):
ankle писал(а):Если мы не будем мешать кобре,она опоясает нас,завладеет нами.

Вы не так поняли суть сказанного. Там речь о том, чтобы не цепляться к различным состояниям ума, а не о том, чтобы быть к ним равнодушным. Когда не цепляешься за гнев, тогда только и можно с ним работать.
Гнев это ослепление,если вы не цепляетесь,у вас и не возникает гнев.Но коль он возник,нужно ум сокрушать,а не созерцать гнев
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#8 Киттисаро » 07.03.2016, 22:52

ankle писал(а):Гнев это ослепление,если вы не цепляетесь,у вас и не возникает гнев.Но коль он возник,нужно ум сокрушать,а не созерцать гнев

Принципиально неверный подход. Ум нельзя сокрушать, это самый крайний метод. Буддийский метод - это метод рассмотрения и отпускания. В списке методов, рекомендованных Буддой, силовой метод последний, если уж ничего другое не помогает.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4705
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Antaradhana » 07.03.2016, 22:55

Вот еще важный момент, о котором говорит Анандамайтрея Махатхеро:
Вложения
AM 006.jpg
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3033
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

#10 Топпер » 07.03.2016, 22:59

Киттисаро писал(а):
ankle писал(а):Гнев это ослепление,если вы не цепляетесь,у вас и не возникает гнев.Но коль он возник,нужно ум сокрушать,а не созерцать гнев

Принципиально неверный подход. Ум нельзя сокрушать, это самый крайний метод. Буддийский метод - это метод рассмотрения и отпускания. В списке методов, рекомендованных Буддой, силовой метод последний, если уж ничего другое не помогает.
Но всё-таки и он перечислен. Пусть и как крайний метод.
Топпер

#11 ankle » 07.03.2016, 23:04

Киттисаро писал(а):
ankle писал(а):Гнев это ослепление,если вы не цепляетесь,у вас и не возникает гнев.Но коль он возник,нужно ум сокрушать,а не созерцать гнев

Принципиально неверный подход. Ум нельзя сокрушать, это самый крайний метод. Буддийский метод - это метод рассмотрения и отпускания. В списке методов, рекомендованных Буддой, силовой метод последний, если уж ничего другое не помогает.
Если вас браньт,оскорбляют,и в вас возникает гнев,можно ли прогнозировать его разрастание в присутствии раздражителя?
Причем гнев это реакция,которую пока вы еще не покорили
Гнев сам по себе уже сильное беспокойство,омрачение,люди чтобы сесть в медитацию во времена будды,долгое время воздерживались,занимались самообузданием и ограничением.
С качествами нужно работать не тогда,когда они застилают глаза.
Иначе тогда нужно бороться с похотью за просмотром порно фильмов
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

  • 3

#12 ankle » 07.03.2016, 23:08

Да,я согласен,методов хватает,но если у человека возник явный гнев,он не способен уже к самоанализу и отпусканию,иначе бы не было на форуме колких,необдуманных речей
В медитации пожалуйста,раздраженность как качество гнева исследовать можно,но чтобы кто либо охваченный гневом вдруг взял и отпустил все,в присутствии раздражителя,может и возможно,но задача уровня хард
Одно из стараний об этом.
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

  • 4

#13 Киттисаро » 07.03.2016, 23:13

ankle писал(а):Гнев сам по себе уже сильное беспокойство,омрачение,люди чтобы сесть в медитацию во времена будды,долгое время воздерживались,занимались самообузданием и ограничением.
С качествами нужно работать не тогда,когда они застилают глаза.

А кто сказал, что с гневом нужно работать только когда он возникает? Если упирать только на это, то это все равно, что учиться военному делу во время боя. Тогда действительно силовой метод останется единственно доступным и естественно неэффективным. Разумеется нужна постоянная практика, чтобы снизить вероятность возникновения подобных состояний ума и чтобы в моменты их возникновения они легче поддавались осознанному воздействию.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4705
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 ankle » 07.03.2016, 23:25

Давайте разберемся о чем мы спорим,ибо я не хочу отстаивать свою глупость =)
Разве я сказал что с гневом нужно работать когда он возник? =)
Мы спорим о примере со змеей,так?
Вы говорите что нужно отпускать это,не вовлекаться в это,но как это,вы не хотели чтобы гнев возникал,но он возник,значит в уме достаточно отторжения и беспокойств,если старания достаточно разбиты,можно оставаться осознанным и бдительный
Но возник один из трех сильных корней..ослепление,значит ум уже вовлечен,если ум вовлечен значит нужно выйти из этой вовлеченности,вернутся в состояние из которого можно работать с этим,не давать возникать этому
Как это сделать?
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

#15 Marvin » 07.03.2016, 23:52

Мне лично всегда помогают фатализм, непостоянство,
мысля так: "Он умрет, потому не стоит моих эмоций",
и в случае с не-сумасшедшим: ""О, он все го лишь смертый!".
и в этих мыслях нет ни скорби, ни злобы.

Memento Mori
Бывают удачи, а бывает - ценный опыт
Marvin M
Аватара
Репутация: 106
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09.08.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 Киттисаро » 08.03.2016, 00:02

ankle писал(а):Как это сделать?

Перечитать еще раз пример с коброй. Любые негативные состояния, которые возникают в уме, не падают с неба и не являются производной от вашей воли. Они имеют причину - невежество. Пока оно не искоренено, гнев и пр. все равно будут проявляться, т.е. есть причина, будут и следствия. Это и есть природа ума. И относиться к этим проявлениям надо как - это не Я, это не мое, я не являюсь этим. Т.е. не цепляться к ним и относиться как к естественным. Если удастся отстраниться таким образом от переживаний, возникший гнев может исчезнуть (змея не укусит, если ее не трогать).
Правда с возникшим гневом действительно тяжело работать. Лучше размышлять так почаще, тогда с гневом будет работать проще (реже будете наступать на хвост змее).
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4705
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#17 ankle » 08.03.2016, 00:38

Правильное усилие Правильное усилие (самма-вайяма) можно также перевести как «правильное усердие». Этот фактор подразумевает, что практикующий прикладывает устойчивое усилие для того, чтобы отбросить все пагубные и вредные мысли, слова, поступки. Вместе с этим усилия прилагаются к тому, чтобы возникали благотворные и хорошие мысли, слова и поступки по отношению как к самому себе, так и к окружающим, причём так, чтобы это не вызывало трудностей и утомительности. В Каноне этот фактор объясняется следующим образом: «И что такое, монахи, правильное усилие?
1. Вот монах порождает желание, старание, задействует усилие, поддерживает намерение к тому, чтобы не появились неблагие, неумелые качества, которые ещё не возникли.
2. Он порождает желание, старание, задействует усилие, поддерживает намерение к тому, чтобы отбросить неблагие, неумелые качества, которые уже возникли.
3. Он порождает желание, старание, задействует усилие, поддерживает намерение к тому, чтобы появились умелые качества, которые ещё не возникли.
4. Он порождает желание, старание, задействует усилие, поддерживает намерение к поддержанию, к увеличению, к полноте, к развитию и совершенствованию умелых качеств, которые уже возникли: это, монахи, называется правильным усилием». Если кратко, то четырёхчастное правильное усилие должно: 1. Предотвращать появление негативных состояний ума.
2. Устранять возникшие негативные состояния ума.
3. Взращивать положительные состояния ума.
4. Поддерживать имеющиеся положительные состояния ума.
Взял из схемы Сергея,все на что я хочу указать,это то что я говорю о рвении "сокрушить ум",а ваш пример значит оставь любые устремления,но ум способный оставлять устремления врядли охватывает гнев,
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#18 Киттисаро » 08.03.2016, 00:47

ankle писал(а):а ваш пример значит оставь любые устремления

Вы все равно не поняли смысл примера. Он означает - оставь цепляние. Почувствуйте разницу.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4705
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#19 ankle » 08.03.2016, 01:09

Мне вообще интересно применим ли термин упадана,цепляние к гневу.
Гнев возникает и разрастается из за не мудрого внимания,гнев прекращается и не разрастается из за правильного усилия и мудрого внимания.
Падению предшествует надменность
ankle
Репутация: 334
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 25.03.2015
Традиция: Нет

  • 2

#20 sk220976 » 08.03.2016, 01:25

Киттисаро писал(а):
ankle писал(а):Как это сделать?

Перечитать еще раз пример с коброй. Любые негативные состояния, которые возникают в уме, не падают с неба и не являются производной от вашей воли. Они имеют причину - невежество. Пока оно не искоренено, гнев и пр. все равно будут проявляться, т.е. есть причина, будут и следствия. Это и есть природа ума. И относиться к этим проявлениям надо как - это не Я, это не мое, я не являюсь этим. Т.е. не цепляться к ним и относиться как к естественным. Если удастся отстраниться таким образом от переживаний, возникший гнев может исчезнуть (змея не укусит, если ее не трогать).
Правда с возникшим гневом действительно тяжело работать. Лучше размышлять так почаще, тогда с гневом будет работать проще (реже будете наступать на хвост змее).
Очень метафорично. Иногда проще рассказать на своем примере. Как "борюсь" с гневом я:
1. просто наблюдаю за вспышкой эмоций. Не делаю НИЧЕГО. Они затихают.
2. ищу причину гнева, в 99% это не реальный (физический либо материальный) ущерб, а уязвленное самолюбие.
3. Оцениваю выгоду/ущерб от действий под воздействием гнева и от обдуманного действия. В 1% гнев бывает продуктивен как источник энергии для действий.
4. Реализую выбранную стратегию.
sk220976 M
Аватара
Репутация: 499
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Дзэн

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 4 гостя