Сатипаттхана как способ развития четырех сил

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 2

#1 The Коля » 15.01.2017, 03:25

Делюсь с форумчанами возникшей мыслью.

Меня всё волновал вопрос - почему именно такое деление: "кайя, ведана, читта и дхаммы"
В этом должен быть какой-то сокрытй смысл, идея. Подборка памятований призвана развить ум в нужном направлении - не может быть так, чтобы Будда произвольно выбрал основы. Почему не две - тело и мысли, или не просто одна основа - ум? Но ведь нужен был такой порядок!
Ведана входит в читту, тело всё та же рупа в рамках классификации дхамм... как и читта - это винньяна или ментальная група кхандх в более широком смысле, в рамках классификации дхамм... И если читта - ум в широком значении, тогда он должен включить ведану и т.д. - зачем дублировать?

Меня осенило: а что если каждая основа практикуется ради некого основного качества. Мне понадобилось меньше минуты, чтобы соотнести качества ума и основы памятования, на столько органично просматривается соответствие.
И вот что получилось...

*Каянупассана - ради развития качества "Памятование" (Сати-сампаджняна).

В суттах говорится, что внимательность направленная к телу, хорошо развитая и взращенная приводит к развитию Памятования как фактора просветления. Из него рождаются все остальные благие дхаммы.
Помнить о теле и его действиях из всех элементов проще всего - тело всегда рядом, ощутимое, относительно статичное.

*Ведананупассана - ради развития качества "Сосредоточение".

Чувство связано с джханой, для продвижения по джханам работают в первую очередь с чувством - на пример с приятным чувством (суккхаведаной). Плод самадхи - невозмутимость как фактор просветления. Невозмутимость aka брахмавихара, хорошо взращенная, имеет своим высшим плодом - самадхи на уровне сферы отсутствия всего. И наконец ниродха, как высшая ступень сосредоточения достигается проработкой цепляния к нейтральному чувству.

*Читтанупасана - ради развития качества "Усилие".

Правильное усилие делится на два подраздела:
- взращивание умелых качеств ума
- стирание неумелых качеств ума
Мы можем заметить, что Читта в третьей основе созерцается в той или иной окраске, и строго говоря созерцаются два типа СОСТОЯНИЙ читты, а не мысли или процессы психики, или она сама как дхамма.
Читта делится на благие умственные состояния и неблагие - одни взращивают, другие стирают, так развивается качество "Усилие".

*Дхамманупассана - ради развития качества "Мудрость"

Тут созерцаются четыре Истины, зависимое возникновение, три характеристики дхамм. Качества ума как отдельные элементы-дхаммы, приводящие к тем или иным следствиям, возникающие при тех или иных условиях.
Дхамманупассана несомненно заточена для преимущественного развития качества мудрости. С этим сложно поспорить. Она же самая тонкая основа, завершающая, ведущая к знанию и освобождению.
_____
Интересна последовательность и взаимосвязь качеств
Памятование> Сосредоточение>Усилие>Мудрость.
Памятование условие для концентрации, концентрация условие для активного развития умелых состояний и в итоге мудрости.

Это конечно не все значения сатипаттханы. В ней спрятано много секретов и тайн, исчерпать бесчисленные грани невозможно. Но приблизиться к этому, я думаю - вполне.
;)
The Коля

#2 саша » 15.01.2017, 04:01

The Коля писал(а):Памятование> Сосредоточение>Усилие>Мудрость
Имхо, усилие должно быть в первую очередь а все остальное потом.
Все есть страдания...
саша
Репутация: 181
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 06.02.2016
Традиция: Нет

  • 1

#3 qwerty » 15.01.2017, 11:40

The Коля писал(а):В этом должен быть какой-то сокрытй смысл, идея.

Нет никаких скрытых смыслов и идей. Внимательно прочитав сутту, вдруг обнаружите для чего всё это сказано:
"Либо его памятование соотносится с мыслью «Тело существует» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире."
"Либо его памятование соотносится с мыслью «Чувство существует» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире."
"Либо его памятование соотносится с мыслью «Ум существует» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире."
"Либо его памятование соотносится с мыслью «Качества ума существуют» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире."
Значит человек должен знать и помнить, что есть тело, есть чувства, есть ум и есть качества ума. Всё. Для чего это нужно? Это уже другой вопрос.
qwerty
Репутация: 161
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

  • 2

#4 Antaradhana » 15.01.2017, 13:08

Мне видится, что это разделение условно, по принципу от простого к сложному.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3033
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 masterjack » 15.01.2017, 13:46

И от поверхностного к глубинному
Потому сначала благие поступки телом
Потом речью
Потом умом
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4970
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 SV » 15.01.2017, 17:16

Мне видится, что это разделение условно, по принципу от простого к сложному.

Да, скорее всего именно так. Телесные вещи замечать легче всего. Чувствования чуть сложнее. Состояния ума ещё сложнее. А разные ментальные взаимосвязи (коими является 4 сатипаттхана) - ещё сложнее.

То, что ведана отдельно выделена среди прочих ментальностей, скорей всего, говорит о двух вещах. Первое - это то, что уж больно это эксклюзивная вещь среди прочих ментальностей. Судите сами: именно из-за наличия веданы нужно прекращать сансару. Не было бы такой вещи как ведана - можно было бы ничем не заморачиваться .) Ну и опять же, судя по суттам, либо цепляние за "я" не даёт покинуть сансару, либо цепляние за "ведану" (в джханах разных). Особенно за нейтральную, верно, которая в высших планах бытия равносильна ощущению самого бытия.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 DitafonTiz » 15.01.2017, 17:19

В приятном чувстве коренится скрытая склонность к жажде,в неприятном к злобе,в ни приятном,ни болезненным к заблуждению,так вроде

В видении приятного чувства как есть скрытая склонность к жажде не залегает

В видении неприятного....к злобе не залегает

В видении ни болезненного.....к невежеству не залегает
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 492
Сообщения: 1076
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

  • 1

#8 AlexT » 15.01.2017, 18:44

The Коля писал(а):Делюсь с форумчанами возникшей мыслью.
Меня всё волновал вопрос - почему именно такое деление: "кайя, ведана, читта и дхаммы"

Это этапы развития загрязнений.

Тело это место возникновения таких то ощущений. На основе ощущения, ум реагирует с лобха/доса/моха/ и т.д., А потом развиваются загрязнения, оковы, или наоборот факторы пробуждения.
AlexT M
Аватара
Репутация: 168
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 28.07.2015
Традиция: Тхеравада

#9 seniaooo » 17.01.2017, 11:35

The Коля писал(а):...В суттах говорится, что внимательность направленная к телу, хорошо развитая и взращенная приводит к развитию Памятования как фактора просветления...
внимательность имеет направленность,поскольку чувства стремятся вовне наружу, то их надо "обуздать" - привязать к столбу медитации, четыре основы и будут этим столбом
seniaooo
Аватара
Репутация: 104
Сообщения: 464
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

#10 Илья_Ч » 23.01.2017, 08:56

The Коля писал(а):Делюсь с форумчанами возникшей мыслью.

Меня всё волновал вопрос - почему именно такое деление: "кайя, ведана, читта и дхаммы"

Я тут тоже подумал над этим, и вот в голову пришел такой вариант. Будда говорил о четырех видах питания. http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_63-puttamamsa-sutta-sv.htm

Монахи, есть четыре вида питания для поддержания существ, которые уже возникли, и для содействия тем, которые собираются возникнуть. Какие четыре?

* питание [в виде] съедобной [материальной] пищи, грубой или утончённой;
* второе – [это] контакт;
* третье – [это] умственное волевое намерение;
* четвёртое – [это] сознание.

Как видно в целом сатипаттханы соответствуют видам питания.

Проблема питания - и постоянного голода - это самое главное, что стоит помнить о живом существе с точки зрения Будды.


(1) Когда было сказано: «Вопрос об одном, краткое утверждение насчёт одного, объяснение одного» – то в отношении чего так было сказано? Когда монах полностью разочарован одной вещью, [стал] полностью бесстрастным в отношении неё, полностью освободился от неё, целиком видит её границы, полностью пробился в её значение, то в этой самой жизни он достигает окончания страданий. Какой одной вещью? Все существа существуют через питание2. Когда монах полностью разочарован этой одной вещью, [стал] полностью бесстрастным в отношении неё, полностью освободился от неё, целиком видит её границы, полностью пробился в её значение, то в этой самой жизни он достигает окончания страданий.

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts ... pathama-mahapanha-sutta-sv.htm

В этом смысле наблюдение 4 сатипттахан это наблюдение 4 видов питания. И это получается является важнейшей частью различения процесса обусловленности живого организма - взаимозависимого возникновения.

Очень рекомендую в этом плане почитать эссе Ньяпоники Тхера - четыре питания жизни.
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/nyanaponika/wheel105.html
Серьезность – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти
Илья_Ч M
Аватара
Откуда: Красноярск
Репутация: 573
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 28.08.2014
Традиция: Тхеравада


Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 4 гостя