Делюсь с форумчанами возникшей мыслью.
Меня всё волновал вопрос - почему именно такое деление: "кайя, ведана, читта и дхаммы"
В этом должен быть какой-то сокрытй смысл, идея. Подборка памятований призвана развить ум в нужном направлении - не может быть так, чтобы Будда произвольно выбрал основы. Почему не две - тело и мысли, или не просто одна основа - ум? Но ведь нужен был такой порядок!
Ведана входит в читту, тело всё та же рупа в рамках классификации дхамм... как и читта - это винньяна или ментальная група кхандх в более широком смысле, в рамках классификации дхамм... И если читта - ум в широком значении, тогда он должен включить ведану и т.д. - зачем дублировать?
Меня осенило: а что если каждая основа практикуется ради некого основного качества. Мне понадобилось меньше минуты, чтобы соотнести качества ума и основы памятования, на столько органично просматривается соответствие.
И вот что получилось...
*Каянупассана - ради развития качества "Памятование" (Сати-сампаджняна).
В суттах говорится, что внимательность направленная к телу, хорошо развитая и взращенная приводит к развитию Памятования как фактора просветления. Из него рождаются все остальные благие дхаммы.
Помнить о теле и его действиях из всех элементов проще всего - тело всегда рядом, ощутимое, относительно статичное.
*Ведананупассана - ради развития качества "Сосредоточение".
Чувство связано с джханой, для продвижения по джханам работают в первую очередь с чувством - на пример с приятным чувством (суккхаведаной). Плод самадхи - невозмутимость как фактор просветления. Невозмутимость aka брахмавихара, хорошо взращенная, имеет своим высшим плодом - самадхи на уровне сферы отсутствия всего. И наконец ниродха, как высшая ступень сосредоточения достигается проработкой цепляния к нейтральному чувству.
*Читтанупасана - ради развития качества "Усилие".
Правильное усилие делится на два подраздела:
- взращивание умелых качеств ума
- стирание неумелых качеств ума
Мы можем заметить, что Читта в третьей основе созерцается в той или иной окраске, и строго говоря созерцаются два типа СОСТОЯНИЙ читты, а не мысли или процессы психики, или она сама как дхамма.
Читта делится на благие умственные состояния и неблагие - одни взращивают, другие стирают, так развивается качество "Усилие".
*Дхамманупассана - ради развития качества "Мудрость"
Тут созерцаются четыре Истины, зависимое возникновение, три характеристики дхамм. Качества ума как отдельные элементы-дхаммы, приводящие к тем или иным следствиям, возникающие при тех или иных условиях.
Дхамманупассана несомненно заточена для преимущественного развития качества мудрости. С этим сложно поспорить. Она же самая тонкая основа, завершающая, ведущая к знанию и освобождению.
_____
Интересна последовательность и взаимосвязь качеств
Памятование> Сосредоточение>Усилие>Мудрость.
Памятование условие для концентрации, концентрация условие для активного развития умелых состояний и в итоге мудрости.
Это конечно не все значения сатипаттханы. В ней спрятано много секретов и тайн, исчерпать бесчисленные грани невозможно. Но приблизиться к этому, я думаю - вполне.
;)