Дхамма каждый день

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 4

#1 Белов » 19.02.2017, 07:31

Доброго времени суток уважаемые!
Суть темы в следующем. Дхамма в повседневной жизни после того, как спадёт восторг от знакомства с ней. При встрече с Учением заражаешься каким-то восторгом, получаешь заряд, который помогает изучить все азы, основу, теорию, познать какие-то азы практики. Но как и в браке, приходит быт и повседневность, которые готовы съесть любые возвышенные чувства и опустить на землю любого самого романтичного "лётчика".
Приходит понимание того, что да, есть Дхамма, был Будда и есть Сангха. Есть вера в них. Но почему-то приходит также понимание, что они где-то там. Чуть ли не в другой жизни. А здесь надо ходить на работу, покупать лекарства когда болен, поедать пищу, ремонтировать машину, подметать дома мусор. Ежедневно что-то делать, сталкиваться с проблемами, которые в причине своей объяснены Дхаммой Будды, но не становятся при этом легче решаемыми. Ну да, есть исключения. Много лишнего из жизни улетучилось с приходом в неё Дхаммы. Но всё-таки каждодневная рутина оставляет очень мало места для Дхаммы. И она - Дхамма, как бы, уходит на второй план. Похоже, что это самый трудный этап. Первый - это знакомство. Второй - закрепление Дхаммы в повседневной жизни. Пять обетов - хорошо. Но как найти место для Учения, когда ты весь день занят рутиной, а вечером замертво падаешь спать и этот день сурка просто не оставляет места для практики?
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#2 Satou » 19.02.2017, 08:19

Развивать осознанность потихоньку
Satou M
Репутация: 1232
Сообщения: 1530
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

  • 6

#3 Панньянатта » 19.02.2017, 08:27

Уважаемый Белов вам стоит почитать о мирянах учениках Будды. Вот к примеру Висакха. увидев Будду в 7 лет и услышав его она стала сотапати. однако поззже вышла замуж, вела домашнее хозяйство и родила 20 детей!!!!!!!!!!!!! :umnik: вот и подумайте при ее ритме жизни как она успевала практиковать!
969
Панньянатта M
Саманера
Аватара
Репутация: 338
Сообщения: 221
Зарегистрирован: 23.01.2017
Традиция: Тхеравада

  • 2

#4 masterjack » 19.02.2017, 10:18

Белов писал(а):Но как найти место для Учения
Отчего же.
А читать сутты?
А умеренность в еде?
А не пойти в кино?
А не включить музыку?
А не болтать попусту?
Много что есть.
А проявлять бдительность и осознанность?
Если уже все поступки телом и речью благие - есть развитие благих мыслей.
Работы еще непочатый край :)
помимо самой практики (в меру ее понимания) еще столько хочется прочитать, а времени нет.
вот буквально сегодня ночью прочитал. как раз под ваш вопрос:
Сатипаттхана – большое накопление благой каммы. Дост. Махаси Саядо
Скрытый текст
Из множества видов созерцания Будда охарактеризовал практику четырёх основ памятования как собрание всех благих дхамм или каммы. Частое совершение подношений или поддержание высоконравственной жизни может быть связано с накопление немалого количества благой каммы. Однако жертвователя иногда могут тревожить неуместные мысли, несмотря на то, что он является нравственно хорошим человеком, и, конечно, невозможно совершать пожертвования или практиковать строгое нравственное поведение на протяжении всего дня и всей ночи. Следовательно, неверно называть щедрость или нравственность большим накоплением благой каммы.

С другой стороны практика сатипаттханы требует постоянной осознанности ко всем телесным действиям, к ощущениям, мыслям, моментам видения, слышания, и т. д. Практикующий должен осознавать каждый момент за исключением времени сна. Если вы отмечаете, по меньшей мере, один раз в секунду свои ощущения, и т. д., то это означает, что вы накапливаете одну благую дхамму равную этому краткому периоду. Каждый практикующий накапливает 3 600 благих дхамм в течение часа, таким образом, если мы исключаем четыре часа на сон, то практик обретает заслугу в размере 72 000 благих дхамм в день.
Заслуга накапливается в течение каждого момента отмечания «сижу» и т. д. Даже при мочеиспускании можно накапливать заслугу, поэтому практика сатипаттханы, которой необходимо заниматься, без сомнения является большим накоплением благих дхамм.

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: The Questions of Sakka A Discourse by Venerable Mahāsī Sayādaw. Online Edition Edited by Bhikkhu Pesala. January 2011.
Источник перевода: https://www.facebook.com/groups/4605...4111624791246/
Намерение. Дост. Саядо У Теджания
Скрытый текст
Знание своих намерений помогает нам оставаться осознанными, когда мы переходим от одной деятельности или позы к другой.

Саядо: Вы можете знать о том, что у ума есть намерения. Если мы знаем свои намерения – особенно в своей повседневной деятельности, то это помогает нам совершать переход вместе с нашей осознанностью. Подобным образом легче поддерживать свою осознанность. Намерения присутствуют не только, когда мы двигаемся и не только, когда мы намереваемся совершить движение. Намерения присутствуют также и тогда, когда мы не двигаемся.

Где сейчас находятся ваши руки, почему они там? Они там, потому что есть намерение, чтобы они оставались именно там. Намерения проявляются во всём вашем теле.

Когда мы хотим совершить движение, и переходим от неподвижного положения к какому-то другому, то это движение начинается с ума. Он первым знает, какое он в первую очередь хочет совершить движение, конечностью или другой частью тела.

Когда у вас хорошая осознанность и когда вы можете видеть намерения, тогда это приносит вам сильное ощущение непрерывности осознанности, потому что намерения всегда помогают уму перемещать тело из одного положения в другое, от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. Поэтому, если вы видите намерения, то благодаря таким переходам от одного движения к другому, появляется сильное ощущение непрерывности.

Когда мы направляем внимание только на тело, тогда при движении телом мы часто теряем осознанность. Когда мы меняем позицию тела, то в осознанности присутствует небольшой разрыв.

С утра до вечера у нас есть намерение смотреть, намерение слушать, намерение идти, намерение что-то делать. Когда мы пребываем в умиротворении, у нас есть намерение быть в умиротворении. Проявляются непрерывные намерения пребывать в умиротворении. Если у вас закрыты глаза, то значит, присутствуют намерения держать глаза закрытыми.

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: Sayadaw U Tejaniya (SUT) USA Spirit Rock 2015 Retreat Morning Instructions Day 12 - 2015-05/07 (1:45-8:48)
Материал взят из группы: Shwe Oo Min Dhammasukkha Tawya: https://www.facebook.com/groups/2439246087/

Источник перевода: https://www.facebook.com/groups/4605...1330982735977/
Наблюдение омрачений. Дост. Саядо У Теджания
Скрытый текст
Йогин: Как нам наблюдать возникающие в уме омрачения?

Саядо: Сначала нам необходимо обладать правильным взглядом (представлением), а затем осознанностью. В первую очередь знайте, что омрачение не является «вашим». Омрачение – это объект в уме, это мысль, которая появилась в уме, распознавайте её таким образом, а затем вы можете её наблюдать, – «это мысль, которая присутствует в уме».

Когда мы считаем омрачение «своим» или думаем таким образом: «Я обладаю этим неблагим (akusala) умом», тогда присутствует неправильный взгляд. Мы будем сопротивляться омрачению, и оно будет усиливаться, из-за того, что здесь будет первоначальное омрачение, а также новое омрачение, которое возникнет в наблюдающем уме.

Отношение, которое вам необходимо привнести в опыт может быть таким: «это объект, он познаваем, сейчас осознанность осознаёт этот опыт». Вот как вам необходимо это видеть. Правильный взгляд должен присутствовать ещё до осознанности, он даже более важен, чем сама осознанность. Это так же, как с людьми, которые находятся в депрессии: они продолжают думать о том, насколько сильно они подавленны, и это то, что делает их ещё более депрессивными.

Будда говорил: «Когда ум возникает со страстью, распознавайте, что ум возник со страстью». Он не говорил: «Распознавайте, что я страстный», или «Распознавайте, что я чувствую себя страстным».

Когда есть правильный взгляд, тогда вы можете признать, что «нечто присутствует» или «нечто переживается», потому что вы смотрите на это правильным образом. Затем вы можете позволить себе наблюдать за этим, осознавать это, а не бороться против него.

Мы не намеренно запускаем возникающие омрачения, мы их специально не приглашаем, они естественным образом возникают в уме, они в нём залегают. Существуют условия, присутствующие в уме, которые и приводят к возникновению этих мыслей и чувств. Всё это естественные явления, это просто условия, дающие начало следствиям. Вы можете за ними только наблюдать.

Переживания, возникающие сами по себе как часть ума, не имеют к вам никакого отношения. Вы не контролируете всё, что происходит. То, что вы можете сделать или то, что вы можете попытаться сделать – это иметь правильный взгляд по отношение ко всему, что вы переживаете. Всё, что мы испытываем в настоящий момент, является просто следствием чего-то, что было сделано в прошлом. Просто следствия причин, которые уже проявились. Вы не можете их остановить.

Несмотря на то, что вы не можете изменить прошлое, вы можете изменить настоящее. Сейчас у вас есть некоторая заимствованная мудрость, и вы также можете использовать свою собственную врождённую мудрость, чтобы размышлять о том, что происходит и сознательно изменять свой взгляд на это, так, чтобы вы смогли это принять и просто это осознавать.

Вместо того чтобы в настоящий момент позволять это следствие, то есть позволять этому опыту настоящего вас поглотить и стать негативным опытом, вы можете сделать следующее – увидеть всё это правильным образом, чтобы за всем этим наблюдать. Опыт будет проявляться, и своим чередом будет прекращаться. И если вы будете практиковать таким образом, то всё это не превратится в снежный ком, потому что вы больше не будете всё это подпитывать неправильным взглядом.

Поэтому используйте правильный взгляд в настоящем моменте и будьте осознанными. Омрачения не будут увеличиваться, если вы будете применять правильный взгляд и осознанность.
__________________________________________

Йогин: Иногда мы вынуждены сталкиваться с некоторыми омрачениями, которые трудно выносить. Мы работаем в течение долгого времени, мы даже уступаем им, потому что они становятся очень сильными. Обычно на следующий день, как правило, после этого они возвращаются. Иногда они просто исчезают. И я задавался вопросом, действительно ли это в природе омрачения, что прежде чем над ним будет взят верх, оно становится очень сильным? Или оно просто отказывается от сражения? Стоит ли задаваться вопросом в отношении этого омрачения?

Саядо: Вам нужно быть осторожными со своим отношением к омрачению. Если вы считаете, что определённое омрачение является трудным и если присутствует какое-то сопротивление по отношению к нему, то это, по-видимому, будет способствовать тому, что оно долгое время не будет уходить или сделается сильнее. В большинстве случаев трудности в медитации появляются потому, что мы переживаем нечто не так как нам бы хотелось.

Нам также нужно учитывать силу омрачения, с которым мы имеем дело и силу нашей собственной практики. Насколько сильно наше сати самадхи (sati samādhi - качество устойчивости памятования)? Насколько непрерывно наше сати самадхи? Сколько мы практиковали? Всё это нужно учитывать. Нам нужно учитывать баланс сил. Может случиться так, что, когда омрачение очень сильное, а силы сати самадхи недостаточно, то мы также сочтём его трудным.

Когда омрачение очень сильное, а мы слабые, тогда иной раз невозможна открытая схватка, мы не победим. В этом случае мы должны использовать свой интеллект. Мы должны бегать вокруг него, тыкать его с разных сторон, попытаться свалить его, ударить его… [Смех]

Одна из уловок – это использование нейтрального объекта. Вы знаете, что омрачение здесь, то есть то, что вам не нравится или, с чем у вас здесь возникают трудности, и вы направляете внимание на нейтральный объект, чтобы укрепить сати и самадхи. Когда вы чувствуете, что сати самадхи стало сильнее, тогда вы можете повернуться и посмотреть на то, что было трудным. Лишь на мгновение. И затем вы можете снова вернуться к нейтральному объекту. Если омрачение становится сильнее, тогда вы можете перейти на нейтральный объект. Вы можете делать так снова и снова.

Если сила вашего сати самадхи составляет 70%, а омрачения только 30%, то, конечно, вы можете направить всю свою силу на него, и оно просто исчезнет. А если 50 на 50 то этого недостаточно! [Смех] Вот, что я имею в виду, когда говорю о применении мудрости. Мы многому учимся от самой работы. От работы в медитации или даже от нашей повседневной работы. Нам нужно привнести те же самые умения в повседневную работу, которые мы применяем в нашей работе в медитации, и таким же образом использовать интеллект.

В плане практики нет никакого обесценивания опыта. Чем больше мы практикуем, тем больше у нас будет опыта, и тем больше мы будем к нему обращаться. Мы будем обладать теми уроками, которые мы выучили, у нас будет больше умений, и мы будем больше понимать, как заниматься практикой.
__________________________________________

Йогин: А что по поводу тех глубоких омрачений, которые присутствуют у нас у всех? Они образовывают большую часть нашей индивидуальности, и мы даже не знаем, что они существуют.

Саядо: Не волнуйтесь об омрачениях – они всегда тут. Только практика взрастит мудрость. Когда мудрость будет достаточно сильна, тогда она устранит омрачения. Омрачения совершают свою собственную работу. Мы не можем остановить то, что происходит. Мы не практикуем с целью что-то остановить. Скорее здесь практика должна энергично взращивать благие качества, мудрость и понимание. Так что делайте то, что вы можете, и не работайте с тем, что вы не можете.

В Дхамме Будды разъясняется, что омрачения – это враги, и нам нужно уничтожить врагов и тому подобное. Но на деле мы не знаем, как это успешно сделать. Правильным здесь будет – положиться на такое качество, которое будет способно эффективно бороться с омрачением, и взращивать это качество. Следовательно, мы не боремся напрямую с омрачениями, вместо этого мы взращиваем мудрость, у которой есть способность уничтожать омрачения. Положитесь на мудрость, и она постоит за вас.
__________________________________________

Йогин: В саматхе избавляются от помех, чтобы сосредоточиться на джхане (jhāna). Насколько я понимаю, традиция Саядо довольно много фокусируется на том, где находятся омрачения и на том, чтобы постараться устранить эти омрачения и одновременно взрастить благие корни, как основу для мудрости.

Переводчик: Помехи – это омрачения, это просто другое наименование, лишь другая классификация.

Саядо: Эти пять помех – это лобха (lobha – алчность), доса (dosa – отвращение) и три вида мохи (moha – заблуждение). Камачханда (kamachanda – чувственное желание) – это лобха, бйапада (byāpāda – ненависть) – это доса, и затем тхина-миддха (thīna-middha – лень и сонливость), удхачча-куккучча (udhacca-kukkucca – неугомонность и беспокойство), вичикиччха (vicikicchā – сомнение) эти три относятся к мохе. Следовательно, они являются омрачениями.

Сосредоточение не устраняет омрачения. Если мы попытаемся устранить омрачения, то мы лишь будем пытаться устранить их с помощью других омрачений, потому что мы не знаем, как их устранить. Мы полны заблуждения, мы не знаем, как избавляться от того, что очень ловкое и умелое, такое как омрачение. Нам необходимо положиться на мудрость, которая может справляться с омрачениями. Поэтому то, что мы делаем – это пытаемся понять омрачения. Как они работают? Когда они проявляют себя? Какова их природа?

Вот почему мы используем их в качестве объектов для наблюдения. Благодаря исследованию омрачения, когда мы о нём больше узнаем, мы можем стать свободными от него, потому что мудрость растёт. Когда мы исследуем, то вследствие этого неизменно, неминуемо мудрость будет расти. И это та мудрость, которая может устранить омрачения. Таким образом, мы не пытаемся устранить омрачения, а полагаемся на мудрость.
__________________________________________

Йогин: Какой метод самый лучший для того, чтобы справляться с омрачениями? Этот вопрос я однажды задал кому-то и получил ответ, что как только вы увидели омрачение, то оно уже перестаёт быть омрачением.

Саядо: Когда вы видите омрачение, то это только дхамма, это только другая дхамма, тогда…, если мы не видим омрачение как омрачение то, как мы его видим? Омрачение – это дхамма, это природа. Кусала (kusala – благое) и акусала (akusala – неблагое) и то и другое является дхаммой. Акусала дхамма и кусала дхамма.
__________________________________________

Йогин: Сегодня, при разговоре я высказал некоторые суждения, и при высказывании одного суждения, я заметил какое-то раздвоение. И затем, поразмыслив, я увидел, что у меня из-за этого суждения было едва уловимое разочарование самим собой. Иногда я замечаю, или ум замечает некоторые едва уловимые мысли, они могут промелькнуть как вспышки, как какой-то мимолётный образ.

Мой вопрос вот в чём – нужно ли мне просто продолжать своё наблюдение? Поскольку часто после того, как я увидел какую-то мысль, я могу проследить её исток и найти, откуда она пришла. Это нормально? Стоит ли мне немного заниматься таким исследованием?

Саядо: Да, вы определенно можете это делать. Я бы хотел еще немного добавить к этому. Мы часто естественным образом радуемся тому, что переживаем, или мы расстраиваемся из-за того, что испытываем, или огорчаемся тем, что были критичны. Мы забываем, что всё это мы осознаём, мы забываем про осознанность. Мы видим это только лишь потому, что мы это осознавали. Нам следует быть довольными тем, что мы были осознанными! Почему мы не ценим, что мы были осознанными?

Вот почему я хочу, чтобы вы знали о своей осознанности, потому что именно тогда мы её ценим, а ценить осознанность действительно важно. Внимание всех омрачений нацелено на объекты, они просто смотрят на объекты и затем делают суждения.

Когда я был юным, и начинал медитировать, я помню, что мне сказал Шве Оо Мин Саядо: «Независимо от того, что ты знаешь, просто будь доволен тем, что ты это знаешь». И мне это запомнилось.

У меня была очень большая вера в моего учителя. Я мог что-то знать, я мог касательно чего-то ничего не понимать, но я был доволен, потому что я это знал!

Это было в те годы, когда мне было довольно трудно практиковать, тогда я начал по-настоящему ценить значение того, чему научил меня мой учитель. В знании, в осознанности есть мудрость, так как мы направляем внимание на что-то. Это реально. Мы знаем, чем это является, какое оно есть, и это то, что является полезным. Знание полезно. Знание и понимание полезны. С юного возраста я был очень хорошо знаком с такими терминами как знание и понимание, и мог понимать их значение и ценность.

Чаще всего, когда мы видим что-то дурное в наших умах, то мы чувствуем себя разочарованными, расстроенными. Йогины приезжают ко мне и говорят: «Саядо, дома я не такой как здесь, я приехал в этот центр и я очень гневный… я такой завистливый…. В моём уме много дурного. Я не хочу быть таким, я не такой!»

Но, на самом деле они не хотят знать. Они не хотят знать о том, что в уме есть что-то негативное. Они хотят жить в иллюзии, что они хорошие. Но это безумие. Это безумие жить в заблуждении, что у меня всё хорошо, у меня нет никаких омрачений, и довольствоваться этим.

В Мельбурне в 2008 году на ретрите как-то одна женщина приехала и спросила: «Вы уверены, что ваша техника очищает ум?» Когда она смотрела в свой ум, то всё, что она видела, было сплошным негативом. Перед этим она практиковала анапану (ānāpāna), и, конечно, она испытала немного умиротворения и поэтому решила, что это и есть очищение ума. В какой-то момент ей удалось заглянуть в свой ум, и она увидела всё, что там было, и она подумала: «Эта практика не очищает мой ум».

Когда эта женщина задала мне этот вопрос, то мне стало ясно, что да, эта практика очистит ум, потому что вы накапливаете причины для возникновения мудрости. Вы привносите осознанность, и осознанность станет причиной для возникновения мудрости, которая и очистит ум. Я был тогда в этом очень убеждён. Я спросил её: «Вы хотите жить с таким заблуждением, что ум хороший или вы хотите по-настоящему узнать, что находится в уме?»
_____________________________________

Йогин: Когда вы начинаете наблюдать эти маленькие «грязные мыслишки», которые вы предпочитали не видеть, просто будьте осознанными не пытайтесь с ними что-то сделать…

Саядо: У вас должен быть правильный взгляд – это природа, это не мой ум. Не мой. Тогда будет легче его наблюдать, чтобы понять его природу. Очень немногие люди понимают это знание, что то, что является дурным, является дурным, и это мудрость. Это правильное понимание.

Йогин: большую часть времени мы наблюдаем за другими, между тем как осознанность смотрит на нас. Осознанность смотрит на нас и видит наш негатив.

Переводчик: И позитив!

Йогин: Все наши качества, и затем, мы стараемся быть осознанными, чтобы изменить их.

Переводчик: Узнать их…

Йогин: И обретя мудрость, однажды мы сможем подойти с другой стороны, превратить дурные качества в полезные.

Саядо: Сначала нам следует распознать и понять, что то, что является неблагим – это неблагое. Только когда мы полностью поймём, что нечто неблагое, тогда ум захочет от него очиститься. Если мы будем знать, что что-то является загрязнённым, то мы захотим это очистить, и тогда это будет очищено. Проблема – это когда мы даже не знаем, что что-то является грязным. Мой учитель всегда говорил, что когда вы начинаете понимать, что вы не совершенны, то вы становитесь ближе к улучшению. Но когда мы думаем, что у нас всё хорошо, то это и есть нечто ошибочное.

Представьте, что человек знает о себе всё, честно знает обо всём положительном и отрицательном, и вот если кто-то придёт к нему и его похвалит, то это не вскружит ему голову. А если кто-то будет его критиковать, то его не так-то просто будет огорчить. Незнание вот, что плохо. В бирманском языке есть выражение – «незнание – это очень плохо».
__________________________________________

Йогин: Могут ли у вас быть одновременно все омрачения – лобха, доса, моха? Меня это смущает, но вспоминая прошлое, в действительности у меня были они все. Обычно Они проявляются раздельно…

Саядо: Эмпирически, да, может показаться, что все они проявляются одновременно. Теоретически заблуждение может в любой момент возникнуть вместе с алчностью или отвращением, но эмпирически, из-за того, что всё это происходит в одно время, вы можете быть гневными и хотеть гневаться, что является алчностью. И тому подобное. Поэтому да, вы можете испытать все три омрачения сразу.

Йогин: И затем я запутываюсь. Пытаюсь ощутить что-то другое.

Саядо: Омрачения склонны появляться как гангстеры – бригадами. [Смех]

Йогин: Это как будто быть в осаде!

Саядо: Когда есть привязанность, тогда так же есть и страх потерять то, к чему вы привязаны, и снова это лобха и доса. Страх – это доса.
__________________________________________

Йогин: Я про омрачения и тому подобное, мне не совсем очевидно, почему они неполезны. Для меня это не очевидно. В некотором смысле опыт среднего человека не даёт на это ответа…

Саядо: Именно поэтому необходимо понимание. У большинства людей происходит множество переживаний, но, вероятно, у них не так много осознанности. Вот поэтому они и не могут понять. Если мы на что-то гневаемся в течение долгого времени, очень сильно и очень долгое время, то у нас есть хорошая возможность просто наблюдать гнев в течение долгого времени, но наблюдать его с невозмутимостью. Наблюдение, длящееся долгое время даст вам более полную картину.

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: Jhana Grove Retreat. Selected Q&A 2011. Sayadaw U Tejaniya.
Источник перевода: https://www.facebook.com/groups/4605...4802341055508/

как недавно упоминали высказывание монаха, что он живет и каждое действие стремится выполнять в поле Даммы.
ведь работа так и строится-от большого к малому.
пока вы на макроуровне привели свою жизнь к Дамме.
теперь есть миниуровень, а потом макроуровень. главное не думайте что все уже достигнуто и все уже понято.
и не ждите ничего. просто делать. помнить. осознавать. делать. и не ждите.
не ведитесь на происки штифтовиков-фантазеров, убеждающих вас, что Дамма должна привнести супер-пупер-счастье.
это работа. из дня в день. из часа в час, из минуты в минуту.
и нужно научиться ее просто делать. не жалая результатов, не желая каких либо плюшек взамен приложенных усилий.
а далее вы знаете ;)

АН 3.91 Аччайика сутта Три неотложных дела домохозяина-фермера
Скрытый текст
«Есть три неотложных дела домохозяина-фермера. Какие три?
Вот фермер быстро подготавливает поле так, чтобы оно было хорошо вспахано и взборонено. Быстро подготовив поле так, чтобы оно было хорошо вспахано и взборонено, он быстро сеет семена. Быстро посадив семена, он быстро запускает [на поле] воду и, затем, выпускает.
Таковы три неотложных дела фермера-домохозяина. И теперь фермер не имеет власти [чтобы повелевать]: «Пусть мой посев взойдёт сегодня, пусть зёрна появятся завтра, пусть они созреют послезавтра». Но только когда пришло время, посевы фермера взойдут, зёрна появятся и созреют.
Точно также есть три неотложных дела монаха. Какие три? Развитие возвышенной нравственности, развитие возвышенного ума, развитие возвышенной мудрости. Таковы три неотложных дела монаха. И теперь монах не имеет власти [чтобы повелевать]: «Пусть мой ум будет освобождён от загрязнений за счёт отсутствия привязанностей сегодня, или завтра, или послезавтра». Но только когда пришло время, его ум будет освобождён от загрязнений за счёт отсутствия привязанностей.
Таким образом, монахи, вы должны тренировать себя так: «Сильным будет наше желание развивать возвышенную нравственность. Сильным будет наше желание развивать возвышенный ум. Сильным будет наше желание развивать возвышенную мудрость». Вот так вы должны тренировать себя».
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 7

#5 aNiMa-00170 » 19.02.2017, 10:48

Белов писал(а):Ну да, есть исключения. Много лишнего из жизни улетучилось с приходом в неё Дхаммы. Но всё-таки каждодневная рутина оставляет очень мало места для Дхаммы. И она - Дхамма, как бы, уходит на второй план. Похоже, что это самый трудный этап. Первый - это знакомство. Второй - закрепление Дхаммы в повседневной жизни. Пять обетов - хорошо. Но как найти место для Учения, когда ты весь день занят рутиной, а вечером замертво падаешь спать и этот день сурка просто не оставляет места для практики?

Прошу прощения за эту высокопарность суждений, но.) А где ещё помимо самсары, Вы ожидали найти возможность для практики Дхаммы? В Ниббане, быть может, мой друг? Жизнь, быть может, как раз и дана нам на то, чтобы зазор между реальной Дхаммой, реальным буддизмом, — и простой обычной жизнью, бытовухой, посюсторонней каждодневностью, — сделать как можно меньшим, свести на нет и в ноль по-возможности. Ибо где и когда и как ещё этим всем заниматься, — кроме как всё время и везде, где бы мы только ни находились? Дхамма возможна только в Сам[с]аре. Но более того! И Ниббана возможна тоже именно и конкретно в Сама... простите, самсаре. Вот ведь штука какая.

В книге "Вопросы Милинды" есть древняя строфа, приписываемая Будде:

Отсюда уходить не нужно,
Верх бытия вам ни к чему,
Здесь и теперь в своём же теле
Должны вы обрести победу.

(из перевода А.В. Парибка, стр. 353). С уважением.
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 9

#6 Dz » 19.02.2017, 11:58

А я кстати Белова понимаю. И ещё могу добавить, что это в том числе из-за условий, в которых обитают наши одинокие, разобщённые буддисты-миряне в в общем-то совершенно чуждой и недружелюбной буддизму среде. Я лично могу подтвердить, что когда есть возможность еженедельно взаимодействовать вживую с бхиккху и с другими мирянами - жизнеощущение (в контексте мирской практики) - совершенно другое. Это взаимодействие держит в тонусе, помогает памятованию и мотивации. Когда его нет - самсара затягивает по самые помидоры и далее. Уж она-то не преминёт это сделать, это факт. ;) Только дайте послабление.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 aNiMa-00170 » 19.02.2017, 12:03

Dz писал(а):Я лично могу подтвердить, что когда есть возможность еженедельно взаимодействовать вживую с бхиккху и с другими мирянами - жизнеощущение (в контексте мирской практики) - совершенно другое. Это взаимодействие держит в тонусе, помогает памятованию и мотивации. Когда его нет - самсара затягивает по самые помидоры и далее.

Согласен полностью. Вопросов нет. Супротив энтого даже и не имел желания спорить.) Поддерживаю.
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2102
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Frithegar » 19.02.2017, 13:10

Белов писал(а):Ежедневно что-то делать, сталкиваться с проблемами, которые в причине своей объяснены Дхаммой Будды, но не становятся при этом легче решаемыми.

Это общая тенденция нашего нынешнего времени. Не вижу нигде подъема. Ни у православных, ни у кришнаитов, ни у теософов и рериховцев, ни тут, ни на других форумах буддийских. Была раньше активность, начавшаяся с конца 80-х, сейчас небольшое затухание, перед новым каким-то подъемом. С одной стороны это не весело, но с другой - всякое усилие, сделанное не на общей волне, а самостоятельно - оно приносит значительно больше кармических плодов. То, что кажется приближающим к нирване (в общем бессознательном потоке) - на самом деле может быть иллюзией. Имеет значение только собственное усилие.

Что касается общей волны, то она возникает когда люди живут не очень плохо, но хотят чего-то еще, надеются на что-то. Сейчас несколько все подотупели, от такой нынешней жизни. Вроде не хорошо, но и хуже не хочется.

Люди хотят не знания в конечном и тоге, но стабильной приятности. И боятся нарушить её, когда есть иллюзия, что она наконец-то установилась.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 3

#9 Ericsson » 19.02.2017, 13:29

Белов писал(а):Приходит понимание того, что да, есть Дхамма, был Будда и есть Сангха. Есть вера в них. Но почему-то приходит также понимание, что они где-то там. Чуть ли не в другой жизни.

А у меня Дхамма это праздник каждый день. В этой самой жизни. Дхамма превосходно разъяснена Благословенным, видимая здесь и сейчас, не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, ведущая к цели, познаваемая мудрыми самостоятельно

Видимая здесь и сейчас, понимаете? :smile:

Дхамма прекрасная в начале, прекрасная в середине, прекрасная в конце

Как говорит Благословенный, уже на уровне принятия прибежища в Триратна и соблюдения панча-сила степень вовлечения в Дхамму у ученика должна быть достаточна для того, чтобы не просто был опыт счастья, а поток благого, пища для счастья, божественный, созревающий в счастье, направляющий в небесные миры – ведущий человека к желаемому, желанному и приятному, к его благополучию и счастью.

По моему вопрос только в том как встроить практику в свою жизнь. Так или иначе, сделать это можно. И ещё важно не сделать ошибок. Например, обойти ловушки, в виде неверных теорий, которые сбивают с правильного понимания, продвигают другие концепции как бы "в упаковке" Дхаммы. В нашем случае это разного рода отголоски христианства в основном, нахватанные незаметно из жизни, отчасти из других направлений.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Geksavit » 19.02.2017, 13:54

а как-же страдание?
без видения этого нет и прогресса.
ведь, если человек попадет в ситуации в котором не сможет выдержать спокойный ум. он падает в ад.
а ведь злобу сложно сдержать как и страх.
и от неправильные взгляды на жизнь бывают и падения.
ну это как я понял по суттам.
smartwings, haus, RedModern.
Geksavit
Аватара
Репутация: 19
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 23.01.2017
Традиция: Нет

  • 11

#11 SV » 19.02.2017, 14:18

а вечером замертво падаешь спать и этот день сурка просто не оставляет места для практики?

Развивайте и практикуйте памятования - т.е. удержание в уме всяких дхаммических тем, как то о рождении, о смерти, о следующей жизни, о страданиях, о приходящести всего-вся, о непостоянстве, о безличностности, о камме - да много чего. Наблюдайте мороку в разных ситуациях, лишний раз окиньте это трезвым взглядом. Всё это укрепляет воззрение, понимание, мудрость, а это в свою очередь будет сказываться на уменьшении негативных качеств и на развитии позитивных. Ум будет становится всё более "стабильным".
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#12 Федор » 19.02.2017, 14:33

Но как найти место для Учения, когда ты весь день занят рутиной, а вечером замертво падаешь спать и этот день сурка просто не оставляет места для практики?

Я вас понимаю :). С другой стороны - какое особое место нужно для практики? И необходима ли какая-то особая практика? Главное - понять, осознать, увидеть Дхамму - это и поможет в обыденной жизни. Осознанность, терпение, спокойствие в каждом деле, некоторая отстраненность - вот вам и практика. Мне всегда в жизненных трудностях помогает, например, совет Будды - пересекать поток сансары потихоньку, шаг за шагом, не останавливаясь и не напрягаясь. Когда особенно трудно - терпеть, "как вьючное животное" - тоже ценный совет. Когда Дхамма понята, когда она становится твоим мировоззрением, мудростью - тогда легче переносить эту жизнь и в целом, и каждое ее мгновение. Не зря же она призвана помогать, освобождать от страдания любого рода.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#13 Ericsson » 19.02.2017, 15:10

Белов писал(а):Приходит понимание того, что да, есть Дхамма, был Будда и есть Сангха. Есть вера в них. Но почему-то приходит также понимание, что они где-то там. Чуть ли не в другой жизни. А здесь надо ходить на работу, покупать лекарства когда болен, поедать пищу, ремонтировать машину, подметать дома мусор.

По моему один из главных моментов присутствия Дхаммы в нашей жизни непосредственно и осязаемо это защита. Что может быть важнее в жизни любого живого существа? Связь с Дхаммой меняет жизнь и судьбу, смягчает камму, снижает вероятность прорастания негативных каммических семян, увеличивает вероятность прорастания позитивных семян.

В каком-то плане эта тема пересекается с темой о значениях и смыслах Sarana.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 7

#14 Елена Котельникова » 19.02.2017, 15:29

Белов писал(а):Но всё-таки каждодневная рутина оставляет очень мало места для Дхаммы. И она - Дхамма, как бы, уходит на второй план.
Так эта рутина состоит из кучи мелких действий. Вот выполняя их и приходится постоянно смотреть, чтоб не нарушить эти самые пресловутые 5 обетов, не наговорить кому то чего то не того, не разозлиться, не пожадничать, не вовлечься в ненужную дискуссию и т.д. и т.п. Физические то действия не всегда легко контролировать, речь - сложнее, а умственные состояния совсем тяжело, потому как их обычно замечаешь, когда они во всю уже развились. Чтобы хоть как то справляться с гневом, раздражительностью, алчностью, завистью и кучей всяких подобных мыслей, приходится пользоваться той теоретической частью Дхаммы, которую удалось усвоить. А уж когда и если захочется развить хорошие качества, то на мой взгляд, сделать это труднее, чем бороться с плохими.
В общем такая бытовая мелочёвка тоже практика Дхаммы. Причем достаточно сложная, если стараться честно смотреть на собственные успехи. Для её осуществления нужна постоянная сильная мотивация. Такую мотивацию вполне обеспечит памятование о смерти и том где и как в сансаре протекает почти вся жизнь.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#15 amv » 19.02.2017, 16:12

Присоединяюсь к Елене и Олегу.
Замечу, что в лесной традиции часто подчеркивается, что "Дхамма постоянно здесь, вокруг нас". И Аджан Ча говорил - "если у вас есть время дышать, то у вас есть время медитировать." Правда не знаю, насколько широко термин "медитация" использовал Аджан Ча, но я думаю суть понятна.
От себя добавлю, что наверное если у вас истощились все возможности развиваться, то вы очень далеко зашли:)
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#16 Ericsson » 19.02.2017, 16:15

masterjack писал(а):и не ждите ничего. просто делать. помнить. осознавать. делать. и не ждите.
не ведитесь на происки штифтовиков-фантазеров, убеждающих вас, что Дамма должна привнести супер-пупер-счастье.

Должна привнести, счастье, может и не супер-пупер, но счастье, тем не менее должна привнести. Мы же выяснили уже. :wink:

masterjack писал(а):это работа. из дня в день. из часа в час, из минуты в минуту.
и нужно научиться ее просто делать. не жалая результатов, не желая каких либо плюшек взамен приложенных усилий.

Ну тут видимо многое зависит от того кто какие себе ставит цели. Как мы выяснили в специальной теме, запредельные цели за нас никто не ставит. Мы сами можем их себе ставить или не ставить.

К слову, как сочетать повседневную сансарную рутину (как описано в заглавном посте) с практикой ради высших целей - и правда большой вопрос. Боюсь, что лично я себе это представить не могу. Не жаловался на недостаток фантазии, но в данном случае ой какие большие сомнения...
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#17 Белов » 19.02.2017, 16:33

amv писал(а):От себя добавлю, что наверное если у вас истощились все возможности развиваться, то вы очень далеко зашли:)
Оценил ваше замечание. Нет, я серьёзно.
Федор писал(а):С другой стороны - какое особое место нужно для практики?
Вы правы. Место особое не нужно, тут я согласен. Но проблема не в месте. Проблема в том, что ум может быть занят только чем-то одним. Но он как вечно занятый начальник, к которому просто так не попадёшь. Должен вечно решать производственные самсарные задачи. Которые валятся как лавина. И когда ему напоминаешь о том, что жизнь не вечна, то он показывает на очередной "документ" который к вечности не имеет никакого отношения. Он должен быть отработан немедленно, а за ним очередь других. Так дети теряют своих родителей в вечной занятости работой. Так я теряю свой ум в рутине повседневных дел.
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

#18 Олет.С » 19.02.2017, 16:41

Уважаемый Белов вам стоит почитать о мирянах учениках Будды. Вот к примеру Висакха. увидев Будду в 7 лет и услышав его она стала сотапати. однако поззже вышла замуж, вела домашнее хозяйство и родила 20 детей!!!!!!!!!!!!! :umnik: вот и подумайте при ее ритме жизни как она успевала практиковать!
пример достойный для тех кто бежит от мира в леса.
Олет.С
Репутация: 25
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04.09.2016
Традиция: Нет

  • 4

#19 Antaradhana » 19.02.2017, 17:31

Frithegar писал(а):Это общая тенденция нашего нынешнего времени. Не вижу нигде подъема. Ни у православных, ни у кришнаитов, ни у теософов и рериховцев, ни тут, ни на других форумах буддийских. Была раньше активность, начавшаяся с конца 80-х, сейчас небольшое затухание, перед новым каким-то подъемом.

ИМХО, не будет больше никакого подъема и всплеска. В начале 90-х, с развалом СССР, стерильные атеистические умы миллионов советских граждан, оказались в безбрежном космосе различных религиозных, философских, мистических и эзотерических идей, доселе доступных лишь узкой прослойке религоведов и увлеченных самиздатовцев. Именно на этой волне, был феноменальный бум популярности мистики, эзотерики и восточных учений. На западе этот бум прошел еще в 60-70-е годы. Сейчас очевиден спад интереса. Идеологические ниши в сознании масс поделены. И в дальнейшем, интерес к восточным учениям в странах эксСССР, и в целом на западе, будет только уменьшаться и угасать.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 3

#20 Илья_Ч » 19.02.2017, 17:33

Я стараюсь каждый день прочесть одну сутту из Маджхима Никаи. Они емкие, о них можно поразмышлять, обдумать с разных сторон. 152 сутты хватит на полгода.
Серьезность – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти
Илья_Ч M
Аватара
Откуда: Красноярск
Репутация: 576
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 28.08.2014
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 21 гость

cron